|
||||||||||||||||||
МБУ ДО ДШИ №5 «Рапсодия. Барокко в музыке. Основные направления и представители.МБУ ДО ДШИ №5 «Рапсодия
Задание: - ознакомившись с темой урока заполнить таблицу «Основные направления и представители барокко в музыке»; - прослушать А. Вивальди «Времена года. Лето», «Времена года. Зима», Ф. Куперен «Маленькие ветряные мельницы», И.С. Бах «Токката и фуга ре минор» Задание необходимо выполнить к следующему уроку и сдать 18 сентября. Барокко в музыке. Основные направления и представители. Ø Инструментальная музыка барокко развивалась преимущественно в трёх направлениях: органная, скрипичная, клавирная. Ø Орган – ведущий инструмент эпохи барокко. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа также писали токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии. Крупнейшие композиторы и исполнители органной музыки (предшественники И.С. Баха): Джироламо Фрескобальди, Иоганн Пахельбель, Дитрих Букстехуде и др. Ø Органисты были и исполнителями на клавикорде и клавесине – весьма популярных инструментах барокко. Жанры клавирной музыки барокко: - сюита – цикл пьес, преимущественно танцевального характера; - соната (от итал. sonare «звучать») - две разновидности – сольная клавирная и ансамблевая (скрипичная, виолончельная, флейтовая с фортепианным сопровождением); - концерт (от лат. «состязаюсь») – произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава - tutti (либо отдельных инструментальных групп) и солирующего инструмента – solo (разновидности: сольный концерт - оркестру противостоит один инструмент; Concerto grosso- «большой концерт», всему составу оркестра – tutti противостоит группа инструментов - concertino; духовный (с использованием органа); светский (с использованием клавесина). Композиторы-клавесинисты: Доменико Скарлатти (его отец – Алессандро Скарлатти – знаменитый оперный композитор). В творческом наследии Д. Скарлатти наиболее ценными являются клавесинные сонаты (ок. 300 сонат) Скарлатти – новатор в области клавирной техники (репетиции, глиссандо, перекрещивание рук); Франсуа Куперен; Жан Филипп Рамо; Генри Пёрсел и др. Ø В эпоху барокко наблюдается расцвет скрипичного искусства. Широкое распространение получает виола (предшественница современного скрипичного семейства), вскоре на первый план выдвинулась скрипка благодаря деятельности прославленных итальянских скрипичных мастеров – Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери (скрипки, альты, виолончели). Итальянская скрипичная школа. Представители: Арканджело Корелли – автор жанра кончерто гроссо (их 12), внёс большой вклад в развитие трио-сонаты (4 сборника) и старинной скрипичной сонаты. Ещё один великий итальянец – Антонио Вивальди (1678-1741) – композитор, дирижёр, скрипач-виртуоз, создатель жанра сольного инструментального концерта. Цикл Вивальди «Времена года» из 4-х концертов – один из ранних образцов программной музыки. Крупнейший представитель итальянской скрипичной школы, Джузеппе Тартини внёс значительный вклад в развитие инструментальных жанров сонаты. Его стиль отличает развитая техника, богатство штрихов. Основные направления и представители эпохи барокко в музыке
|
||||||||||||||||||
|