Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинарское занятие по темам 1-4:



 Семинарское занятие по темам 1-4:

Тема 1. Понятие, принципы и система трудового права. Тема 2. Источники трудового права. Тема 3. Трудовые правоотношения. Тема 4. Социальное партнерство в сфере труда.

Для подготовки к занятию использовать материалы лекции, - ТК РФ с изм. от 13.07.2020 г. № 210-ФЗ, в ред. от 31.07.2020 г., №№ 246, 261-ФЗ (главы 1-8, статьи 1-55) и комментарии к ТК РФ, учебник «Трудовое право» под ред. О.В. Смирнова.

А также учебную литературу, представленную в ЭБС:

Колобова С. В., Сергеенко Ю. С. - Трудовое право России: учебник - Издательство "Юстицинформ" - 2018 - ISBN: 978 - 5 - 7205 - 1474 - 7 - Текст электронный//ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/11272;
Хохлов Е. Б. - Отв.ред., Сафонов В. А. - Отв.ред. - ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ В 2 Т 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2016 - 678 - Бакалавр. Академический курс - 978 -5 - 9916 - 6315 - 1, 978 - 5 - 9916 - 6560 - 5, 978 - 5 - 9916 - 6561 - 2: - Текст электронный//ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/trudovoe-pravo-rossii-v-2-t-388842;
Бочкарева Н. А. Трудовое право России [Электронный ресурс]:учебник/ Бочкарева Н. А. - Электрон.текстовые данные.-Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.-526с.- Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/79438.html. - ЭБС "IPRbooks"?

 

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие труда и его роль в жизни общества.

2. Понятие и происхождение отрасли «трудовое право». Место трудового права в общей системе российского права.

3. Предмет трудового права. Значение трудового права в современных условиях.

4. Метод трудового права, его понятие и особенности.

5. Понятие, содержание, стороны трудовых отношений, основания их возникновения. Отличие трудовых отношений от похожих на них гражданско-правовых.

6. Иные общественные отношения, составляющие предмет трудового права (их характеристика).

7. Принципы правового регулирования трудовых отношений.

8. Источники трудового права, их виды и особенности:

а) общая характеристика;

б) Трудовой кодекс РФ как источник трудового права;

в) международные акты, как источники трудового права;

г) коллективные договоры и соглашения, их место в системе источников трудового права;

д) локальные нормативные акты, как источники трудового права.

9. Понятие и основные принципы социального партнерства в сфере труда.

10. Стороны социального партнерства.

11. Формы социального партнерства.

12. Уровни и органы социального партнерства.

13. Понятие, содержание и порядок заключения коллективного договора.

14. Понятие, содержание, виды и порядок заключения соглашения.

15. Ответственность сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах и за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

 

Перед тем, как приступить к рассмотрению практических ситуаций, необходимо в порядке самоподготовки ответить на вопросы семинарского занятия, а для этого требуется внимательно изучить лекционный, учебный и нормативный материал, указанный выше.
I.

Изучив лекционный, учебный, нормативный материал по данной теме, необходимо решить практические задачи, распределяемые по алфавитному списку группы (1-1, 2-2 и т.д.), по окончании списка задач, он обновляется с 1 позиции.

Решение задач должно быть обстоятельным, подробным, обоснованным (подкрепляться ссылками на соответствующие нормы права). Нормативные правовые акты должны быть актуализированными на момент рассмотрения практической ситуации (в действующей редакции, с учётом последних изменений).
Если условие задачи не содержит всех необходимых фактов для её однозначного решения, необходимо представить все возможные варианты решения в зависимости от наличия (отсутствия) какого-либо обстоятельства.
Там, где это требуется по условию задачи, необходимо составить соответствующие правовые документы (решение, проект приказа, акт и др.) и произвести расчёты.
Вы должны обратить внимание на все условия задачи, прокомментировать их с правовой точки зрения. Также необходимо разрешить предложенную ситуацию по существу, независимо от того, направлены ли на её решение вопросы к задаче или нет.

 

Задача 1.К родителям приехали на праздник четверо их детей. За столом члены семьи заспорили, на кого их них распространяется трудовое законодательство. Отец – инженер-конструктор на заводе, брат отца Алексей – военный пенсионер, выращивает овощи и фрукты на своем дачном участке, а его жена – домохозяйка, мать работает надомницей по пошиву фартуков для спецодежды на швейной фабрике, сын Георгий – тренер местной футбольной команды, дочь Арина – свободный художник, рисует и продает свои картины, сын Александр – соучредитель ООО, дочь Алена – повар в ресторане своего мужа,

Кто из членов семьи состоит в трудовых отношениях? Назовите, кто выступает в качестве сторон трудовых отношений в каждом из рассматриваемых случаев.

Задача 2. С плиточником Сурковым торговое предприятие заключило трудовое соглашение по облицовке помещения торгового зала плиткой с оплатой по окончании работ. Через месяц, когда работы были завершены, Сурков потребовал, кроме оговоренной оплаты, выплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск и оплатить больничный лист за неделю.

Правомерны ли требования Суркова? В каких отношениях с торговым  

Задача 3. При регистрации торгового предприятия (общества с ограниченной ответственностью) его владелец Лыков обратился к юристу за консультацией по следующим вопросам:

● Вправе ли он, помимо членов своей семьи, которые будут работать в магазине, принять на работу наемных работников? Если да, то как должны быть юридически оформлены отношения с ними?

● Есть ли различия в организации и применении труда членов семьи владельца магазина и наемных работников?

● Можно ли производить подбор кадров с учетом пола, возраста, членства в общественных организациях, семейного положения?

Сформулируйте ответы юриста.

Задача 4. В магазине «Морфей» (общество с ограниченной ответственностью), учредителями которого являются 2 человека (директор и его заместитель), продавцы систематически привлекались к сверхурочным работам и работам в выходные дни без дополнительной оплаты и компенсации. Продавец Климова, обучающаяся в университете, имеющем государственную аккредитацию, не получала учебные отпуска, предусмотренные трудовым законодательством. При этом директор ссылался на то, что предприятие негосударственное, следовательно, нормы трудового права на его работников не распространяются.

Законны ли действия директора магазина?

Как работники могут защитить свои права?

Задача 5. Попов – единоличный учредитель магазина (правовая форма – общество с ограниченной ответственностью) после государственной регистрации и приобретения магазином статуса юридического лица приступил к комплектованию трудового коллектива. Трудовые договоры Попов как работодатель заключал письменно с каждым поступающим от своего имени.

Правовой инспектор, проверивший работу магазина, привлек Попова к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и обязал произвести перезаключение трудовых договоров, указав, что субъектом трудового отношения (работодателем) должно выступать юридическое, а не физическое лицо.

Кто может быть работодателем в трудовых отношениях?

Кто субъекты трудового отношения в данном случае?

Прав ли правовой инспектор?

Изменится ли решение, если Попов зарегистрирует предпринимательскую деятельность без образования юридического лица?

Задача 6. Лебедева была приглашена в ГУП для составления годового отчета. В период работы она 12 дней болела. В выплате пособия по временной нетрудоспособности ей отказали, сославшись на то, что с ней заключен не трудовой договор, а гражданско-правовой договор подряда.

Лебедева обратилась с иском в суд, требуя квалифицировать ее отношения с предприятием как трудовые. При этом она ссылалась на следующие обстоятельства:

- ее работа проходила в режиме работы предприятия с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;

- она подчинялась трудовой дисциплине, работа проходила под руководством и контролем главного бухгалтера;

- наряду с составлением годового отчета она выполняла ряд других поручений главного бухгалтера;

- оплата ее труда производилась два раза в месяц в дни выдачи заработной платы;

- она не обратила внимания, что заключенный с нею договор назывался договором подряда.

Работодатель указал на то, что Лебедева была принята для выполнения конкретного индивидуально-определенного задания.

Каковы признаки трудового отношения?

Как решить спор по существу?

Задача 7. Манева по устной договоренности работала в семье Зябликовых. По истечении 9 месяцев работы она попросила предоставить ей отпуск, однако ей отказали. При этом Зябликовы заявили, что письменно трудовые отношения не были оформлены, предоставление отпуска не было согласовано, а нормы трудового законодательства не распространяются на лиц, работающих у граждан.

Обоснованно ли требование Маневой и заявление Зябликовых?

Какими нормами регулируется труд работников, работающих у физических лиц?

Каким будет решение, если трудовой договор был оформлен письменно?

Задача 8. Маркарян, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, но желающий использовать наемный труд, обратился в юридическую консультацию со следующими вопросами:

● Может ли он заключать трудовые договоры с работниками или нужно привлекать к труду только на основе гражданско-правовых договоров?

● Если возможно заключать трудовые договоры, обязан ли он страховать работников, а также оформлять на них трудовые книжки?

● Может ли он издавать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права? Если может, то когда они вступают в силу и какие требования предъявляются к их содержанию и порядку принятия?

● Может ли он не давать согласие на создание коллективом профсоюзной организации и на заключение коллективного договора?

● Есть ли различия в правовом положении лиц, работающих по трудовому и по гражданско-правовому договору?

Сформулируйте ответы юриста.

Задача 9. При разработке проекта соглашения в области социально-трудовых отношений на 2014 г. у трехсторонней областной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений возник вопрос о полномочиях субъекта Российской Федерации в сфере регулирования трудовых отношений.

Ответьте на вопросы:

● Как разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в регулировании трудовых отношений?

● В каких формах может осуществляться договорное регулирование социально-трудовых отношений?

Задача 10. В клубе супермаркета «Текс» готовили празднование нового года для работников супермаркета. Игрушки вечерами делали работники супермаркета, электропроводку для освещения ёлки делал электромонтер супермаркета Круглов в рабочее время. Игры, конкурсы, концерт работников организовывал культ-массовый работник Карпов, приглашенный директором супермаркета за определенную плату.

В каких отношениях с супермаркетом «Текс» находились перечисленные граждане?

Задача 11. Директор магазина «Кубышка» издал приказ, что в случае нарушения работниками магазина трудовой дисциплины, они будут привлекаться к работе по ремонту помещений магазина во внерабочее время.

Какой принцип трудового законодательства был нарушен в данном случае?

Задача 12. Определите, к чьим полномочиям: федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относится установление:

● порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

● минимального размера оплаты труда;

● системы и порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

● особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Задача 13. Зимину приняли на работу в Производственный кооператив «Медок». Через 5 месяцев ее уволили, поскольку на ее должность была принята Мхитарян, являющаяся членом производственного кооператива и не работавшая в связи с уходом за ребенком. Зимина предъявила в суде иск к кооперативу о восстановлении на работе, об оплате времени вынужденного прогула и о компенсации морального вреда. Представитель ответчика в суде пояснил, что уставом кооператива не предусмотрена возможность работы в нем лиц, не являющихся членами кооператива. Зимина свои исковые требования обосновала ссылкой на ТК РФ, где отсутствует основание, по которому она была уволена, и поэтому ее увольнение является незаконным.

Какое решение вынесет суд?

Задача 14.В объявлении, напечатанном в газете «Работа» было указано, что в МУП «Оптика» требуются: инженер-технолог (мужчина в возрасте до 40 лет, холостой, без вредных привычек, не являющийся членом ни одной политической партии), техник (мужчина в возрасте до 40 лет, имеющий высшее техническое образование, опыт работы по специальности не менее 10 лет), менеджер по уборке (женщина в возрасте до 35 лет, имеющая высшее техническое образование).

- Содержание какого принципа трудового права было нарушено данным объявлением?

- Как инженер-технолог Макарова, попытавшаяся устроиться на работу в МУП и получившая отказ по причине несоответствия установленным в объявлении требованиям, может защитить свои права?

Задача 15. В коллективном договоре, заключенном на 2013 - 2016 гг. в оптово-розничном торговом предприятии (ООО), были предусмотрены следующие положения:

- предоставлять всем работникам объединения оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 календарных дней;

- установить для работников объединения минимальную оплату труда в размере трех государственных минимумов заработной платы;

- выплату заработной платы производить один раз в месяц;

- предоставить работодателю право во всех необходимых случаях производить временные переводы работников на другую работу сроком до трех месяцев;

- предоставить работодателю право привлекать работников к сверхурочным работам с оплатой в двойном размере за все часы переработки;

- предоставить работодателю право при временном отсутствии работы отправлять работников в неоплачиваемые отпуска.

Дайте правовую оценку указанным условиям коллективного договора.

Задача 16. В ОАО «Стройтрест» работает 700 человек, из которых 400 – состоят в одном профсоюзе, 90 – в другом, а 210 человек – не являются членами профсоюза.

Кто вправе представлять работников в отношениях социального партнерства вообще и в данном случае, в частности? От чего зависит полномочность представителей работников?

Задача 17. Директору торгового предприятия «Икеа» поступило заявление от Куксовой – вдовы бывшего работника предприятия с просьбой выплатить ей пособие, предусмотренное в действующем коллективном договоре. При обращении в отдел кадров предприятия она получила отрицательный ответ. Ей не дали также возможности непосредственно ознакомиться с текстом коллективного договора. Куксова обратилась в юридическую консультацию с вопросами:

● Имеет ли она право требовать от отдела кадров возможности ознакомить ее с текстом коллективного договора? На основании чего?

● Может ли действие коллективного договора распространяться на членов семьи работников?

● Правомерно ли включать в коллективный договор условие об оказании материальной помощи членам семьи умершего (погибшего) работника?

● Подготовьте ответы юриста на поставленные вопросы.

● Составьте алгоритм действий Куксовой по защите ее прав.

Задача 18. Гребцову директором ООО был объявлен выговор за то, что он в рабочее время в течение 1,5 часов отсутствовал на своем рабочем месте по причине участия в заседании комиссии по ведению переговоров по подготовке коллективного договора.

Гребцов обратился в профком за защитой своих прав, напомнив, что он был избран от профсоюза в качестве представителя в этой комиссии.

Законны ли действия руководителя организации? Какие действия может и должен предпринять профком в этой ситуации?

Задача 19. В ООО «Кондитер» действует два профсоюза. Каждый настаивает, чтобы с ним велись переговоры по коллективному договору. Каждый профсоюз требует отдельных переговоров и заключения отдельного договора.

Как можно разрешить данный спор?

Задача 20. Подписанный на государственном унитарном предприятии коллективный договор в течение 35 дней не был направлен на регистрацию в местный орган по труду. В коллективном договоре предусматривались меры воздействия в отношении нарушителей трудовой дисциплины:

- уменьшение прогульщикам продолжительности ежегодных отпусков на число дней прогула;

- перевод нарушителя с занимаемой должности на нижестоящую на срок до двух месяцев;

- перенос ежегодного отпуска за очередной год на следующий год.

Каково юридическое значение регистрации коллективных договоров?

Законно ли включение данных условий в коллективный договор и каковы правовые последствия их наличия в коллективном договоре?

Задача 21.При подготовке проекта коллективного договора его стороны не смогли договориться о предоставлении дополнительного отпуска заведующим отделов и инженерам-технологам. Из-за возникших разногласий руководитель организации отказался подписать коллективный договор и вести в дальнейшем какие-либо переговоры.

Правомерны ли действия руководителя организации?

II.

Подготовить презентации по следующим темам:

1. Трудовой кодекс РФ как источник трудового права.

2. Акты ООН и МОТ, как источники трудового права.

3. Коллективный договор: понятие содержание, структура, порядок заключения.

4. Соглашения в области регулирования социально-трудовых отношений.

5. Локальные нормативные акты, как источники трудового права.

6. Принципы трудового права, их значение, классификация.

7. Постановления Пленумов ВС РФ, их место и роль в регулировании трудовых отношений.

8. Трудовые правоотношения, их классификация.

 

Презентации распределяются по списку группы в алфавитном порядке. И далее, на последующих занятиях, темы определяются по списку группы в алфавитном порядке, после фамилии того студента, который получил последнюю презентацию в перечне тем, данных на предыдущем занятии.
Презентация должна состоять из 15 - 20 слайдов и полностью раскрывать содержание избранной темы.

Слайды не должны быть перенасыщены текстовым материалом. Не допускается на слайдах размещать статьи ТК РФ в полном объеме.
Приветствуется использование на слайдах схем, таблиц, графиков, дополнение слайдов иллюстративным материалом. Все эти формы должны быть оправданы стремлением лучше раскрыть содержание избранной темы.
Материал слайдов должен быть актуальным, соответствующим состоянию законодательства на момент подготовки презентации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.