|
|||
Тема: Развитие детской литературы в первой четверти XVIII века
01.10.20. ОБ-РНО-21. 2 пара. Лекция Дисциплина: История русской детской литературы Преподаватель: Т.Е. Беньковская, д.п.н., профессор Тема: Развитие детской литературы в первой четверти XVIII века Краткие тезисы 1. Период Древней Руси положил начало становлению и формированию детской литературы, хотя специально для детей издавались преимущественно учебные книги – азбуки, азбуковники, потешные книги. Однако уже такие распространенные жанры взрослой литературы, как поучения («Поучение Владимира Мономаха»), жития («Житие Александра Невского»), повести («Повесть о Петре и Февронии»), начали входить в круг детского чтения. Появляются первые детские поэты (Савватий), первые детские писатели (Карион Истомин и его «Лицевой букварь»). 2. Первый период XVIII века ознаменовался царствованием Петра Первого (Петровская эпоха), реформами во всех областях экономической, политической, культурной жизни. XVIII век вошел в историю как век Просвещения, создания первой российской интеллигенции, духовной элиты общества. 3. Сохраняется тесная связь с XVII веком. Продолжают издаваться детские книги XVII века. В 1717 году вышел вторым изданием «Лицевой букварь» Кариона Истомина. В течение XVIII века в России было издано не менее 400 книг, адресованных детям. Широкое распространение имели рукописные книги, куда входили былины, повести, арабские и западно-европейские сказки, рассказы, научно-познавательные произведения. Однако на первом месте была учебно-прикладная литература. 4. Первой книгой для детей XVIII века был «Треязычный букварь» Федора Поликарпова (1701), русского писателя, переводчика, издателя Московского печатного двора. Это была богато иллюстрированная книга с большим количеством стихотворений, написанных самим автором. Однако почти весь учебный материал был заимствован из букваря К. Истомина. По поручению Петра Первого Поликарпов написал «Русскую историю для детей». 5. В 1703 г. вышел первый печатный учебник арифметики Леонтия Магницкого, который уже на вершине своей славы М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учёности». «Арифметика» включала много стихотворений самого Магницкого, обращенных к детям: Прими, юный, премудрости цветы, Разумных наук обоняя сады, Арифметике полезно учися, С ней разных правил и штук придержися. 6. В Петровскую эпоху широкое распространение получит школьная драма. В начале XVIII века на основе «Сказания о седми народных мудростях» создается драма «Действо о семи свободных науках», в которой прославляются знания. 7. В это время активно открываются школы, общеобразовательные, частные, начинается обучение на дому. Требуются книги, учебники, руководства для учащихся, учителей, правила поведения в семье, общественных местах. Событие времени: букварь и руководство 1717 г., изданный по велению самого Петра Первого, «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». 8. Феофан Прокопович – самый крупный поэт начала XVIII века, публицист, общественный деятель, активный сторонник Петровских реформ, сподвижник Петра во всех его начинаниях. По личной просьбе Петра он написал две детские книги: «Краткая русская история» и «Первое учение отрокам» (1721), где изложил свои педагогические взгляды, которые и сегодня актуальны, например, утверждение, что все в человеке закладывается с детства. - «каков кто отрок есть, таков и муж будет». - «от возраста детского, аки от кореня, и добро и зло во всё житие течёт». Дети, считал он, должны любить книги. Но читать плохие книги или же не понимать прочитанное – «многажды худше и злейше, нежели ничего не читать». Поэтому книги, предназначенные детям, должны быть им доступны. Главная цель его бесед книги «Первое учение отрокам» – воспитание беззаветной преданности царю и отечеству, а также воспитание гуманных чувств, уважительного отношения к старшим, к равным себе, подчиненным и слугам. Задание: 1. Прочитать материал в учебнике, в тезисах лекции. В комментариях написать кратко, ответив на вопрос: «В чем основной пафос Петровской эпохи, получивший отражение в детской литературе?» 2. Подготовить материалы, освещающие данную эпоху, к следующему занятию. Литература 1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2008. 2. Русская литература для детей / под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 2000. 3. Сетин Ф.М. История русской детской литературы (конец X– первая половина XIX века). – М.: Просвещение, 1990. 4. Интернет-материалы.
|
|||
|