Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Развитие жанра литературной сказки в детской литературе 20-30-х годов XX века



 

ОБ-РНО-41. 

17.09.20. Дисциплина: История русской детской литературы.

Преподаватель: Т.Е. Беньковская, д.п.н., профессор.

Лекция

Тема: Развитие жанра литературной сказки в детской литературе 20-30-х годов XX века

Краткие тезисы

1. Результаты, с которыми пришла литературная сказка к обозначенному периоду, что передала в наследство.

- литературная сказка на протяжении XIX века развивалась в двух направлениях: в тесной связи с народной сказкой (сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина), и в создании собственно авторской сказки, аналогов которой не было в народной сказке, героем которой стал растущий ребенок, впервые открывающий для себя нравственные ценности (сказки А. Погорельского, В.Ф. Одоевского).

- расширяются жанровые разновидности литературной сказки: волшебная сказка (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский), социально-бытовая (Л.Н. Толстой), научно-познавательная сказка (В.Ф. Одоевский), природоведческая сказка (Л.Н. Толстой. Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин) и др.

- заимствование сюжетов западно-европейских сказок Шарля Перро, братьев Гриммм и др. писателей (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский).

- создаются сказки специально для детей с ярко выраженной воспитательной направленностью (А. Погорельский).

2. Смена социального, политического, идеологического уклада. Утверждение материалистических взглядов на мир. Борьба за сказку.

З. Продолжение традиций литературной сказки XIX  века: связь с народной сказкой (Сказки С.Я. Маршака, «Теремок», «Двенадцать месяцев», К.И. Чуковского, С. Михалкова «Зайка-зазнайка», А. Платонова «Волшебное кольцо», Е. Шварца «Два клена»); и авторской, героями которой являются советские дети, попадающие из реальной жизни в сказочное пространство, когда уже не требуется использовать мотив сна (В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Л. Лагин «Старик Хоттабыч», Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» и др.)

4. Получают развитие разные виды уже сложившихся сказок: волшебные, природоведческие, о животных, научно-познавательные (В. Бианки. М. Пришвин и др.).

5. Новаторство. Появляется героическая сказка, отражающая современные события, происходящие в России, взбаломученной Октябрем. Сказки А. Гайдара «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Горячий камень», Ю. Олеши «Три толстяка», Е. Пермяка «Сказка о стране Терра-Ферро» и др.

6. Получает развитие обращение к сюжетам западно-европейских сказок и их авторскому переосмыслению (Е. Шварц «Красная шапочка», «Золушка», А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Н. Носов «Незнайка и его друзья»).

Задания:

1. Проследите, что наследует литературная сказка как жанр в первые десятилетия XX века от сказки XIX века, а какие открывает возможности в развитии этого жанра?

2. На материале подробного анализа одной из сказок (по выбору) рассмотрите все составляющие этого жанра: сюжет, герои, реальность и вымысел, присутствие или отсутствие традиционных сказочных героев, ситуаций, особенность или традиционность поэтики (зачин, концовка, магические числа, поэтические формулы и пр.), авторскую идею, познавательную и воспитательную направленность.

3. Прочитайте сказки А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» и «Горячий камень». Как в них отразилось время? Каким предстает герой? Какие темы, проблемы поднимает автор? Какова авторская идея?

Литература:

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для высших учебных заведений. – М.: Академия, 2008.

2. Русская литература для детей : учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 2000.

3. Детская литература на рубеже веков: интерпретация и преподавание: сборник научных статей / науч. ред. М.П. Воюшина. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

4. Беньковская Т.Е. Детская литература: учебное пособие для студентов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009.

3. Интернет-ресурсы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.