Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для подготовки к экзамену



 

Уважаемые коллеги!

 

Задания, которые вам предлагаются, подразумевают выполнение нескольких несложных правил. Их невыполнение приведет к снижению оценки. Выполнив все, вы получаете «зачет» или оценку «хорошо». Оценка «отлично» подразумевает устное собеседование или выполнение тестового задания и написание эссе.

 

1. При обнаружении плагиата работа не рассматривается

2. Хотя на этом этапе обучения Вы свободны в выборе языка и стиля изложения, тем не менее, просьба придерживаться академических стандартов для выражения собственных идей. Хороший ориентир – книга Умберто Эко «Как написать дипломную работу» (См. например http://yanko.lib.ru/books/cultur/eco-diplom.pdf)

3. Верования и проповеди не наш жанр. Мы либо формулируем эмпирические и фальсифицируемые гипотезы, либо рассматриваем происходящее в рамках той или иной аналитической теории. Самое надежное - перед высказыванием собственного мнения задать себе вопрос «Почему я так думаю?»

4. Мы можем дискутировать по поводу интерпретаций происходящего, но не по поводу фактов. Но любой факт требует подтверждения. Ссылки на источник обязательны.

5. При высказывании своей точки зрения на происходящее и при оппонировании мы ориентируемся на принципы научной этики и правила ведения дискуссий. Их легко найти в сети, и все их знают, но очень редко соблюдают. Будем учиться. Долго.

6.  Работа выполняется индивидуально и (или) в микрогруппах (до 3 человек), высылается преподавателю и обсуждается на семинаре. Только в этом случае можно получить высокую оценку. Презентации приветствуются. Если работа письменная, объем - от одной до трех страниц. Работы с нарушением дедлайна и без группового обсуждения оцениваются на «удовлетворительно».

7.  После каждого задания есть вопросы и комментарии. Они там не случайны, и, хотя большинство студентов стремятся поразить преподавателя своей оригинальностью, все-таки ответьте на них, пожалуйста. Я верю в труд и не верю в талант.

Задание 1. Анализ материалов

Вам необходимо сравнить между собой два медиа послания. Они должны быть одинаковы по жанру (газетная публикация, фельетон, научная статья, детская книга, детектив, блокбастер и т.д.), но либо написаны и изданы в разное время (вариант «советский»-«российский») либо в одно время появились в разных культурах (американский фильм-российский фильм), либо содержать диаметрально противоположнее интерпретации одного и того же события.

Проведите анализ материала последовательно отвечая на вопросы по схеме Г. Лассуэлла:

 

Коммуникатор Кто? Сообщение Что говорит? Канал По какому каналу? Реципиент Кому? Эффект С каким эффектом?
Автор и его характеристики   Смысл сообщения в пяти предложениях Технические Характеристики канала сообщения (в цифрах) Кто та аудитория, к которой направлено сообщение, чем они живут? Чего боятся? Что любят и ненавидят? Насколько коммуникатор добился своих целей, как отреагировала аудитория? Как можно перестроить сообщение для достижения большего эффекта
Сообщение А        
Сообщение Б        

 

Задание 2Выбор оптики анализа.

Выбранные Вами сообщения проинтерпретируйте в рамках психоанализа З Фрейда, марксизма и неомарксизма (А. Грамши, В. Беньямин, Т. Адорно и др.) и конструктивистского подхода. Таким образом у вас должны получится шесть интерпретаций двух медиа-текстов. Объем – три страницы.

Задание 3. Выберите одну из тем контрольных работ, выполните ее ориентируясь на общие требования и сделайте по ней пятиминутный доклад на семинаре.

 

1.Будущее медиа-производства в XXI веке.

2.Гарольд Лассуэлл как исследователь массовой коммуникации.

3.Генезис общественного мнения в политической культуре Модерна (по материалам книги П. Шампаня «Делать мнение: новая политическая игра»).

4.Глянцевые журналы и репрезентация гендера (на примере конкретного издания).

5.Дискурс-анализ как социологический метод анализа текстов массовой коммуникации (на примере конкретного медиа).

6.Идеологический потенциал кинематографа (на примере отечественных и/или зарубежных фильмов).

7.Индустрия культуры и экономика символических обменов (по материалам книги Александра Долгина «Экономика символического обмена»).

8.Интернет и феномен социальных сетей.

9.История страны в национальных масс-медиа (на конкретном примере).

10.История развития Интернета в России.

11.Как делаются новости (реконструкция конкретных примеров на основе студенческих практик).

12.Как сериалы структурируют нашу повседневность.

13.Как читать тексты телевидения: версия Дж. Фиска.

14.Конструирование гендера в масс-медиа: анализ ведущих социологических концепций.

15.Конструирование исторического прошлого в масс-медиа (на примере конкретной страны и конкретного типа медиа-текстов).

16.Конструирование международных конфликтов в национальных и глобальных масс-медиа (на конкретном примере).

17.Конструирование социальных меньшинств и девиантных групп в масс-медиа (на конкретных примерах).

18.Контент-анализ как социологический метод анализа текстов массовой коммуникации.

19.Консьюмеризм как феномен массовой культуры.

20.Концепция публичной сферы (Öffentligkeit) Юргена Хабермаса.

21.Критическая социология телевидения Пьера Бурдье.

22.Культура престижного потребления в социологических теориях массового общества.

23.Культурные трансформации позднего Модерна в перспективе критической теории общества.

24.Логика и перспективы трансформации публичной сферы в современном мире.

25.Масс-медиа в социодинамической модели культуры Абрахама Моля.

26.Масс-медиа и «банальный национализм»: анализ концепции Майкла Биллига.

27.Масс-медиа и национальный суверенитет.

28.Масс-медиа как манипуляторы сознанием: версия Герберта Шиллера.

29.Масс-медиа, «печатный капитализм» и формирование национальных государств (по книге Б. Андерсона «Воображаемые сообщества»).

30.Масс-медиа конкретного региона (области, края, республики) России (по выбору студента).

31.Массовая коммуникация в условиях глобализации.

32.Массовая коммуникация и власть: анализ теоретических моделей (по книге Е.Г. Дьяковой).

33.Массовые коммуникации и коллективная идентичность в современной России.

34.Медиаимпериализм как политическая концепция.

35.Медиаметрия: становление и развитие дисциплины.

36.Медиа-система определенной страны (по выбору студента): современное состояние и тенденции развития.

37.Медиалогика конструирования социальных проблем.

38.«Медиатизированные интеллектуалы» как социальный феномен (анализ конкретного случая).

39.Медиатизация политики и ее последствия.

40.Медиатизация спорта и ее последствия.

41.Метафора зеркала и принцип объективности в традиции профессиональной саморефлексии медиа-производителей (журналистов).

42.Механизмы конструирования новостного события.

43.Механизмы формирования «спирали молчания».

44.Может ли существовать «классика» в эпоху общества потребления? (текст пишется в виде эссе).

45.«Мужское» и «женское» в материалах масс-медиа.

46.Народная культура «простецов» и субкультура интеллектуалов в эпоху Нового времени: проблемы взаимодействия (по материалам книги Р. Дарнтона «Великое кошачье побоище»).

47.Насилие на телевидении и проблемы социализации детей и подростков.

48.Нейл Постман как социолог масс-медиа.

49.Неомарксистские версии социологии массовой культуры (реконструкция или сравнительный анализ выбранных студентом теорий).

50.Нормативные теории масс-медиа: общее и особенное.

51.«Ночной дозор» как феномен постсоветской массовой культуры.

52.«Общество телезрителей» как социальный феномен современной России.

53.Общество потребления в социологии Жана Бодрийяра.

54.«Однокласники.ру» как медиа-феномен.

55.Основные идеи и принципы Анненбергской школы медиа-исследований.

56.Основные идеи и принципы Бирмингемской школы медиа-исследований.

57.Отечественный массовый кинематограф: социологическое прочтение конкретного фильма.

58.Перспективы печатных масс-медиа в ХХI веке.

59.Понятие, принципы и технологии информационных войн.

60.Понятие медиаформы в социологии массовой коммуникации.

61.Понятие стереотипа в социологии массовой коммуникации.

62.Постмодернистские теории массовой коммуникации.

63.Почему люди стали меньше читать?

64.Почему не существует общественное мнение: версия Пьера Бурдье.

65.Принципы дискурс-анализа в изучении текстов массовой коммуникации (на конкретном примере).

66.Производство новостей: социологическая реконструкция.

67.Профессиональная идентичность журналиста в социологической перспективе.

68.Психология масс Зигмунда Фрейда.

69.Пьер Бурдье как публичный интеллектуал.

70.Реклама и символические механизмы стимулирования потребления.

71.Репрезентация гендера в современных масс-медиа.

72.Рефлексия над профессиональной традицией журналистов: версия Уолтера Липпманна.

73.Роль масс-медиа в конструировании национальной идентичности (по работе Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества»).

74.Роль рейтинга в современных масс-медиа.

75.Роль современных СМК в легитимации политического господства (на примере любой страны).

76.Российская культура в произведениях Маршалла Маклюэна.

77.Русские в американском кинематографе.

78.«Семантическая герилья» в современных масс-медиа.

79.Семиотика массовой коммуникации и структура мифа (по произведениям Ролана Барта).

80.Семиотическая реконструкция телевизионных текстов (на конкретном примере).

81.«Сетевое общество»: утопия или реальность?

82.Символическая власть идеологии и ее реализация в материалах масс-медиа (на примере любого типа масс-медиа).

83.Современные тенденции глобализации и мир массовой коммуникации.

84.Современный спорт как феномен массовой культуры: теоретические и прикладные аспекты анализа.

85.Социологические версии активных аудиторий (анализ теорий по выбору студента).

86.Социологические версии производства новостей.

87.Социологические версии эффектов массовой коммуникации.

88.Социологические концепции массового общества (по материалам конкретных работ).

89.Социология общества потребления Жана Бодрийяра.

90.Структурный функционализм как парадигма социологии масс-медиа.

91.Стюарт Холл как исследователь массовой культуры и коммуникации.

92.Тексты массовой коммуникации как предмет семиотической реконструкции.

93.Телевидение и идеология: анализ российской ситуации.

94.Теледебаты в социологической перспективе.

95.Телевизионные новости в политической практике.

96.Теория медиа Маршалла Маклюэна.

97.Толпа и публика в концепции Габриеля Тарда.

98.Торонтская школа медиа-исследований: реконструкция и критика основных положений.

99.Трансформация российской системы масс-медиа на рубеже ХХ-ХХI веков.

100.Отечественная традиция изучения массовой коммуникации.

101.Установление информационно-политической повестки дня и формирование общественного мнения.

102.Умберто Эко как публичный интеллектуал.

103.Ухудшающий отбор в индустриях культуры (по материалам книги А. Долгина «Экономика символического обмена»).

104.Феминистские версии исследований массовой культуры и коммуникации.

105.Феномен блогов и перспективы трансформации профессии журналиста.

106.Феномен поп-культуры: социологический анализ.

107.Феномен порнографии и масс-медиа.

108.Феномен толпы в социологической перспективе.

109.Художественная литература и массовый рынок, или «куда подевалась классика»?

110.Чарльз Райт Миллс как социолог масс-медиа.

111.«Чикагская школа» социологии и ее вклад в развитие медиа-исследований.

112.Перспективы «галактики Гуттенберга».

113.«Гламур» как феномен массовой культуры.

114.Медиатизация политики и становление информационного общества.

115.«Плохие новости» и моделирование политических конфликтов в СМИ.

116.Политкорректность в СМИ и принципы постмодернистской культурной логики.

117.Эволюция представлений об аудитории в социологии массовой коммуникации.

118.СМК как «четвертой властью»: критический анализ.

119.Fast-thinking и его последствия.

 

Задание 4 Анализ изображения

Возьмите изображение (лучше всего фото) попавшее в масс-медиа, которое вызвало у Вас какие-либо (неважно положительные или отрицательные) эмоции.

Поведите его анализ рассматривая как соотношение означаемого и означающего или контента и контекста. Ролан Барт, Умберто Эко, многочисленные тексты и по семантическому анализу и курс по анализу фото (https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:ssau+PHOTO+Spr_Sum_2020/course/) Вам в помощь.

Контент Кто или что, в каком ракурсе и как изображен. Какова композиция снимка. Кто (актор) и как (с какой целью) на нем действует. Что привлекает внимание?

КонтекстКакие чувства и мысли символически заявлены? Каковы значения телесных (одежда, прическа, макияж…) характеристик и окружающей обстановки (интерьер, вывески плакат). Присутствуют ли признаки профессионального и социального статуса? Какой миф актуализирует изображение? Какие каноны задействованы? Какова судьба снимка? Какие общественные структуры (институты и социальные сети) можно выявить через зафиксированные проявления социальной реальности

 

Задание 5 Анализ сообщений СМИ

Проведите анализ сообщений Вашего федерального, регионального, городского или районного издания (ТВ -канал, газета, интернет-сайт, блог и т.д.).

На первом этапе исследования определите комплекс актуальных проблем на выбранной вами территории. Для этого, обращаясь к собственным наблюдениям и доступным данным местных социологических служб небольшой список, того, что волнует разные социально-демографические группы населения. В идеале приведите собственное небольшое исследование социальной и культурной жизни выбранной вами локации.

На втором этапе, проведите анализ СМИ рассмотрев предложенные им материалы методами контент- анализа, анализа нарратива, дискурс-анализа, фрейм -анализа. Совпадают ли Ваши наблюдения с сообщениями СМИ?

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Принципы позитивистского научного проекта и его влияние на социологию массовой коммуникации.

2. Трансмиссионная модель коммуникации: характеристика основных принципов.

3. «Понимающая социология» как социологический проект и реализация его принципов в социологии массовой коммуникации.

4. Интерпретативные модели коммуникации: общая характеристика.

5. Масс-медиа, СМИ, СМК: соотношение понятий.

6. Чикагская школа и ее вклад в развитие социологии масс-медиа.

7. Теория массовой коммуникации Г. Лассуэлла.

8. Исторические вехи развития средств коммуникации.

9. Структурно-функциональная парадигма анализа массовой коммуникации.

10. Социология масс-медиа Н. Лумана.

11. Символическое доминирование и масс-медиа в неомарксизме: анализ концепций А. Грамши и Л. Альтюссера.

12. Поздний капитализм, индустрия культуры и масс-медиа в концепции Франкфуртской школы неомарксизма.

13. Политэкономия масс-медиа Г. Шиллера.

14. Масс-медиа и публичная сфера в теории Ю. Хабермаса.

15. Психодинамическая теория К. Ховлэнда.

16. Общие принципы феноменологического социологического проекта.

17. Опыт профессиональной саморефлексии в концепции Лэнгов.

18. Социальное время и медиа-производство в теории Молотча и Лестер.

19. Социология массовой коммуникации Д. Элтейда.

20. Основные принципы генетического структурализма П. Бурдье.

21. Поле журналистики: социоаналитическая реконструкция.

22. Поле телевидения и его роль в современной массовой культуре.

23. Основные положения Торонтской школы медиа-исследований.

24. Основные положения Анненбергской школы медиа-исследований.

25. Основные положения Бирмингемской школы медиа-исследований.

26. Основные положения исследования производства новостей группой из университета г. Глазго.

27. Нормативные теории масс-медиа: сравнительный анализ.

28. Масс-медиа и конструирование социальных проблем.

29. Социологический анализ медиа-производства.

30. Социологический анализ текстов масс-медиа.

31. Социологический анализ медиа-потребления.

32. «Установление повестки дня»: становление и развитие теории.

33. Краткая характеристика трех этапов развития социологии массовой коммуникации.

34. Общественное мнение: история понятия и развитие социологических принципов изучения.

35. Социологические версии Интернет-коммуникаций и их влияния на развитие общества.

36. Проблемы медиа-глобализации в современной коммуникативистике.

 

Критерии оценок

 

 

Отлично. Студент демонстрирует самостоятельность, способность к самоорганизации и саморазвитию. Работа отражает широкий комплекс знаний обучаемого в области современных отечественных и зарубежных исследований по рассматриваемой проблеме. Привлечен и критически проработан широкий круг источников данных. Продемонстрировано владение количественными и качественными методами сбора и анализа данных. Полученный результат сопоставлен с имеющимися подходами и обладает практической ценностью и новизной. Работа написана грамотным русским языком и снабжена оригинальными визуальными иллюстрациями.

ХорошоСтудент демонстрирует самостоятельность, способность к самоорганизации и саморазвитию. Работа отражает знания обучаемого в области современных отечественных и зарубежных исследований по рассматриваемой проблеме. Привлечен и критически проработан широкий круг источников данных. Продемонстрировано владение количественными и качественными методами сбора и анализа данных. Полученный результат сопоставлен с имеющимися подходами и обладает практической ценностью и новизной. Работа написана грамотным русским языком. При общем благоприятном впечатлении в работе есть небольшие логические ошибки и выводы оставляют место для вопросов.

УдовлетворительноСтудент не всегда демонстрирует самостоятельность и способность к самоорганизации и саморазвитию. Работа не отражает знания обучаемого в области современных отечественных и зарубежных исследований по рассматриваемой проблеме. Круг источников критически не проанализирован, есть неточности в сборе и анализе данных. Полученный результат тривиален. Есть грамматические и стилистические ошибки.

НеудовлетворительноСтудент испытывает видимые трудности в самоорганизации и саморазвитии. Не способен поставить исследовательскую проблему. Не владеет методами сбора и анализа данных. Нарушает принципы научной этики. 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.