|
|||
ВОПРОС ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛАВОПРОС ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 1. Какие существуют точки зрения на предмет демографии? Какая из них, по-вашему, есть более обоснованной? Аргументируйте свой ответ. 2. Охарактеризуйте место демографии в системе социальных и гуманитарных наук. 3. Функции демографии и ее роль в обеспечении эффективного функционирования и развитии общества. 4. Структура системы знаний о народонаселении. 5. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: демографический процесс, демографическое событие, демографическое явление, демографическое состояние и демографическая ситуация? Приведите примеры. 6. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) когорта и поколение (генерация), б) демографическое поведение и демографическая установка? Приведите примеры. 7. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) динамический и статичный оптимум населения, б) старения населения сверху и старение снизу? Приведите примеры. 8. Дайте характеристику основным разновидностям движения населения. 9. Сложите классификацию источников демографической информации. 10. Как изменялись методология и методика проведения переписей населения на разных исторических этапах? Охарактеризуйте современную методологию и методику проведения переписей населения. 11. Какие задачи и особенности переписей попыток, микропереписей и выборочных обследований населения? Сравните их с переписями населения. 12. Дайте характеристику поперечному анализу. На конкретном примере продемонстрируйте его сильные и слабые стороны. 13. Дайте характеристику продольному анализу. На конкретном примере продемонстрируйте его сильные и слабые стороны. 14. Какие ограничения использования продольного и поперечного анализа при изучении демографических процессов? 15. Что такое реальная и гипотетическая генерация? Как эти понятия используются в демографическом анализе? 16. В чем вы видите методологические проблемы, а также преимущества и недостатки использования социологических методов в демографическом анализе? 17. Начертите структурно-логическую схему "Место демографии в системе современных научных знаний", на которой покажите связь демографии с общеметодологическими науками, конкретными научными дисциплинами и со смежными науками. На примере изучения конкретной демографической проблемы покажите подобие и отличие в методологических подходах между демографией и смежными науками. Как смежные науки могут помочь демографам лучше понять и объяснить данную демографическую проблему? 18.Что такое урбанизация? Какие ее причины и следствия? Какую роль она играет в современном мире? 19.Как измеряется рождаемость в современной демографии? В чем преимущества и недостатки использования того или другого коэффициента рождаемости? 20.Как рассматривается смертность в демографическом аспекте? 21.Охарактеризуйте экзогенные и эндогенные причины смертности. В чем заключается переход к современному типу смертности? 22.Что такое дифференцированная смертность? Как измеряется смертность в демографии? 23.Какие показатели, которые характеризуют продолжительность жизни, используются в современной демографии? Какие преимущества и недостатки каждого из них? 24.Какие социальные факторы и процессы влияют на шлюбність и развод? 25.Какие за последние годы наблюдаются изменения в процессах рождаемости и репродуктивном поведении населения Украины? Чем их можно объяснить?
|
|||
|