Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Межпоселенческая районная библиотека



Межпоселенческая районная библиотека

Верховского района Орловской области

                          

Верховье

 

ББК 91я 1

               Три 67

 

Составитель: Л. Величкина

 

Ответственный за выпуск: Л. И. Быковская

 

Три Спаса: традиции православных праздников : дайджест / Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области, Верховская районная библиотека ; сост. Л. Величкина. – Верховье, 2014. - 12 с. – [10 библиогр. зап.].

 

2014 год объявлен в России Годом культуры с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире".

Дайджест «Три Спаса» составлен с целью сохранения православных традиций русского народа, его культурного и исторического прошлого.

 

  © Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области 303720, Орловская область, Верховский район, п. Верховье, ул. Привокзальная, 3 Телефон : ( 486 - 76) 2 – 32 - 43 E-mail : verhbibl@mail.ru © Лариса Величкина

Каждое время года для православного человека ознаменовано большим праздником: зима — это Рождество, вес­на — Пасха, осень — Покров.

Август, или как его называют густырь - месяц щедрый. Начинается сбор урожая и даров природы: меда, фруктов, зерна. По обычаю, прежде чем начать вкушать эти продукты, люди приносили первый урожай в жертву Богу — чтобы Он и на следующий год был милостив к людям и дарил благоприятные климатические условия. Поэтому и празднуют православные россияне в августе Спасы — три праздника урожая, называя их по имени нашего Спасителя — Иисуса Христа. Спас Медовый (14 августа) выпадает на время второй вырезки сотов из ульев, на этот Спас освящается в церквах мед. Второй Спас — Яблочный (19 августа), в этот день освящают плоды; третий — Зерновой, или Ореховый, который отмечается 29 августа, это праздник хлеборобов.

Как правило, крестьянское объяснение самого слова «Спас» относится не только к Спасителю, но и к спасению урожая. По народной этимологии, значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что, употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.

При­чем все три Спаса сходятся в повседнев­ной жизни на самый разгар сбора плодов земных и складываются между собою в Успенский пост.

Успенский пост совсем короткий, длится все­го две недели - с14 по 27 августа. Назван он так в честь великого право­славного праздника - Успения Пресвятой Бо­городицы, который при­ходится на первый день после поста - 28 августа. Успенский пост такой же строгий, как и самый главный пост - Великий. Под запретом вся скоромная пища - мясные и молочные продукты, яйца. В большинство дней запрещено даже употре­блять в пищу елей - рас­тительное масло. Исклю­чение составляют только церковные праздники, субботы и воскресения. В эти дни можно добав­лять в кушанья расти­тельное масло.

А в святой праздник Преображения Господня 19 августа разрешается даже отведать рыбки и выпить бокал красного вина. Ограничения в еде - не главное в посте. Глав­ное же - не «есть» ближ­них и носить в душе мир и образ Христа!

В народе Успенский пост почитают осо­бо, как все, что связано с матушкой Бого­родицей. Считается, что до сего дня мож­но есть только огурцы. И только после то­го, как вы освятите яблочки в церкви, можно будет устроить себе и яблочное раз­говенье.

 

Первый Спас в православном календаре носит название «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». На этот праздник во вре­мя службы выносится убранный цветами Крест Христов.

Происхождение (изнесение) Честных Древ Жи­вотворящего Креста Господ­ня. Праздник родился в сто­лице Византийской империи Константинополе — в этот день там было принято выно­сить (износить) Древо Креста Господня из царской сокро­вищницы (напомним, что это был подлинный Крест, на ко­тором распяли Христа, его нашли в Иерусалиме по ука­занию святой равноапостоль­ной Елены, матери императо­ра Константина). Крест вы­ставляли народу для покло­нения, а затем устанавливали в знаменитом Софийском со­боре.

В Русской Церкви этот праздник соединился с вос­поминанием Крещения Руси 1 августа 988 года: в этот день «крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь». В честь этого 14 авгу­ста (новый стиль) в церквах вместе с освящением меда совершается так называемое малое освящение воды. Поэтому Медовый Спас еще на­зывают в народе Мокрым Спасом. 28 июля — это день памяти святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира.

Первое Праздне­ство Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице — установлено по случаю чудес­ных знамений от икон Спаси­теля во время сражений святого благоверного князя Анд­рея Боголюбского с волжски­ми булгарами в 1164 году. Предание говорит, что русские воины во время битвы держали в руках иконы Все­милостивого Спаса, от кото­рых исходили огненные лучи — это вызвало панику среди врагов.

Медовым праздник назван потому, что со­впал по времени со второй вырез­кой сотов из ульев, после которой пчеловоды освящают в церкви мед, как всякий только что произ­веденный продукт — чтобы не переводился. Считается, что свежий мёд, освящённый в первый Спас Успенского поста, обладает чудодейственной силой.

 

Этот сладкий праздник приходится на пер­вый день Успенского по­ста - 14 августа. На Руси в Медовый Спас начи­нался сбор золотистых сот, и по традиции нужно было отведать свеже­го медка и приготовить медовые кушанья. До сего дня мед забирать не рекомендуется (ильинский сот все же считается бедным, преждевременным), а кто успел полакомиться раньше медового Спаса, тому нельзя есть свежий мед сорок дней.

Мед и угощения снача­ла освящали в церкви  (служба в православной церкви длится с утра до ночи),  и затем лакомились за семейным столом.

Перед трапезой в Спас произнесите эту молит­ву: «Дай, Господи, хозяину многие лета, долгие годы! Дай долго жить, Спаса не гневить. Божьих пчел водить, ярый воск топить. Богу на свечку, хозяину на прибыльному на приращение, малым детушкам на угощение! Дай, Господи, хозяину отца-мать кор­мить, малых детушек растить, уму-разуму учить! Дай, Господи, сладко есть, сладко пить. А и того слаще на белом свете жить! Аминь. Аминь. Аминь».

Кстати, для праздника готовили блюда не только с ме­дом, но и маком - медовые и маковые пря­ники, блины с маком и медом, пироги и т.п. В на­роде существовало пове­рье,что это сделает жизньсладкой и благополучной. Но все блюда в Медовый Спас должны быть пост­ными!

Имен­но в это время начина­ется сбор меда. А еще в народе есть поверье - если в этот день угостите медом обездоленных, весь год в вашем доме будет достаток. Неда­ром говорится: «На первый Спас и нищий медку попробует».  В народе верили: тому, кто будет щедрым в церковные праздники, никогда не придётся бедствовать.

    Медовый Спас в народе называется также Спасом на воде или Мокрым Спасом. В этот день, по установлению церкви, происходит крестный ход на реки и источ­ники с непременным водосвятием. Новые колодцы святят именно на первого Спаса. И обязательно испить. Окропиться.

И в  этот день принято было освящать водоемы и новые колодцы. На Руси бытовало убеждение, что купание в этот день очистит от грехов тело и душу, поможет обрести здоровье!Для этого осеняли себя крестом, трижды окунались в воду. И надо сказать, болели меньше нашего!

    Опять же роса в этот день хоть и холодная, но весь­ма ценная. Так что Спас оказывается мо­крым для всех без изъятия, включая зве­рей полевых.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей.

По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас. На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.

Второй Спас, Спас-Преоб­ражение, Спас Яблочный… Так называют в народе этот празд­ник.

19 августа православные отмечают праздник Преображения Господня. Это второй праздник в августе, славящий Спасителя. Назначение его — напомнить людям о Божественной сущности Того, кто более двух тысячелетий назад указал путь к истинному блаженству, к счастью на земле.

Яблочный Спас на­поминает нам о событии, когда Иисус во второй раз за время сво­его пребывания на земле е чело­веческом образе зримо показал людям свою божественную славу.

    В первый раз это произошло в момент Его крещения Иоанном Крестителем (Богоявление). На сей раз на глазах своих учеников (Петра, Иоанна и Иакова) Он беседовал с пророками — Моисе­ем и Илией, что было явно недо­ступно простому смертному. Об­лик же самого Христа в этот мо­мент настолько преобразился (лицо изменилось, простая одежда сделалась белой и блистающей), что стало очевидно: Он — несомненно Бог. Кроме того, при­сутствующих окутало облако (ев. Лука называет его «устрашаю­щим»), из которого донесся голос: «Сей есть Сын мой Возлюблен­ный, Его слушайте». Вот так уче­ники убедились в божественной сущности своего Учителя, а в честь этого события появился праздник, названный Преображе­ние Господне.

Наши предки, наблюдатель­ные крестьяне, опять же по-свое­му истолковали это название: «Со Спаса Преображения погода пре­ображается».

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы.

Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. И в самом деле, на­ступают холодные дни, первые вестники приближающейся осени — ласточки. О них народ говорит: «Ласточка весну начинает и осень накликает». А еще: «Ласточки от­летают в три Спаса». На 19 августа замечали пого­ду — сухой второй Спас обещал и осень сухую.

В народе бытуют и другие названия праздника первого Спаса: Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.

Второй Спас и являет­ся собственно Спасом, праздником освя­щения всевозможных садово-огородных и полевых произведений от меда до хле­ба. Раскладка же его на три случилась по той простой причине, что он пришелся поч­ти на середину Успенского поста, на заговеньи которого отыгрался первый, а на разговеньи - третий. Так что хотя «спасов­ка – лакомка», но во втором Спасе речь идет только о постной пище с некоторым послаблением поста в сторону осетрины с хреном.

Освящение даров земных - большой праздник для всякого земледельца. Освящают плоды от первого урожая и иудеи, и греки, и египтяне. Наши несут, помимо яблок и меда, и первый сноп, и первый ка­равай, и попросту зерна в лукошке. При­чем овощами, фруктами и обетным кара­ваем потом надо обязательно поделиться с нищей братией (это один из самых важ­ных моментов второго Спаса, и горе тому, кто в этот день не накормит нищего), а ос­вященное зерно сохраняется для первого засева - в этот же день, если озими, или по весне, если яровые. Обряд засевания обычный: выходит священник на пашню, кропит свежевспаханную землю на все че­тыре стороны, а бросить первую горсть благословленного на род зерна доверяет­ся самому почетному из хозяев.

    В этот же день, на закате, происходит и большое гулянье: проводы солнца и пер­вая встреча осени. Считается, что солнце в этот вечер уходит за горизонт особо тор­жественно, а вечер наступает особо хо­лодный. Около этого дня и нынешние фе­нологи замечают средний срок начала листопада.

Ночи в эту пору хоть и холодные, но, как правило, ясные, а близкие звезды вис­нут над головой гроздьями, именно эти ночи отличаются особо обильным звездопадом. В дрему­чие времена чирканье звезд по небу расценивалось не иначе как полеты огненно­го змея, причем считалось, что звезды па­дают на тот двор, где в данный момент девка теряет невинность. Но это в дрему­чие времена.

Есть поверье, что через несколько дней, 24-го, на мученика архидиакона Евила на кладбищах начина­ют блуждать огни, появляться привидения, слышаться свист, песни, глухие завыва­ния, и тогда же и там же принимается бе­гать белая лошадь.

Прощай, лазурь преображенская

И золото второго Спаса

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

 

Борис Пастернак, 1953

 

Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.

Считается грехом до Вто­рого Спаса есть какие-нибудь плоды. «Спасовка-лакомка», — говорят о Спасах Медовом и Яблочном.

 По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

Благочестивые садо­воды приглашают священни­ков после обедни помолиться в саду: прямо под яблонями и служится благодарственный молебен. «После Второго Спаса дождь — хлебогной, — гово­рят в народе. А значит, хлеборобам надо спешить — успеть убрать и яровые хлеба к Третьему — Зерновому — Спасу.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

 

Спас-Преображение — праздник особый для литературной Орловщины, ведь именно в честь него названы храм и фамиль­ное имение Тургеневых — Спасское.

 

Едва медовый справлен Спас,

Светает Спас Преображенский.

Спас Третий — с вечери Успенской.

Иванов день: всему свой час.

Вяч. Иванов

 

Третий Спас , 29 августа, – Полотняный, Ореховый,  Хлебный - следует за днем Успения, в са­мом конце августа, третья встреча осени. На третий  Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами: простой народ приурочивал ярмарки, на которых шла бойкая торговля холстами. По всей Руси славилась большая ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородской губернии. Отсюда идет известная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают».

 

 

Примечательно, что на Руси языческой примерно в это же летнее время почиталась Мокошь – богиня прядения и прочих женских занятий. В те давние времена женщины «дарили» ей холсты и пряжу.

 

 

 

Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

После освящения, он является главным блюдом этого дня. «Третий Спас хлеба припас», - говорили в народе.

Третий Спас еще назывался Спожинки. Убрал хлеб крестьянин — несет зерно в церковь освящать: чтобы Спас и на следующим год его урожаи спас.

Разговевшись первым освященным караваем, оставляли его небольшую часть, которую бережно хранили в чистой белой холстине за иконами и ели только в случае болезней. Уронить хотя бы крошку этого хлеба считалось у крестьян большим грехом.

 С Хлебным Спасом связывали и начало сева озимых. Загадывали крестьяне в этот день о будущем хлебном урожае. Так, из оставленного накануне на праздник Успения Пресвятой Богородицы, последнего «дожиночного» снопа брали по три колоска. Зерна из каждого закапывали отдельно.

 И через некоторое время смотрели: если первыми взойдут зерна первого колоса – больший урожай получат от раннего сева, второго – среднего, третьего – лучше уродится поздний хлеб.

 На сев озимых мужчины отправлялись, соблюдая особый обычай. С собой на телегу клали они три снопа сжатого хлеба и только на них – мешки с семенами для сева озимых. Хозяйки хлебом-солью провожали сеятелей, а на поле их встречала ребятня с гречневой кашей.

 Но не только хлебом был богат Третий Спас. В этот день, если он приходился на четверг или субботу, начинался после Успенского поста, а в ином случае – продолжался вторым днем Осенний мясоед. Тогда разрешалось есть мясо. Не зря в некоторых местностях говорили: «Третий Спас – всем праздникам праздник».

С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Третий Спас называют еще Ореховым. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Весь неработающий люд пускается за орехами.

 

Расстилают вокруг лещины холстинку и трясут вет­ки, обивают орехи. Набрав пудовичок, усаживаются на опуш­ке. Чистят-лущат, откидывают «молоньевые». Домой прине­сут, на печь, на камешки сушить-жарить под постилки рассыплют.

Собранные к Спасу лесные плоды крестьяне непременно освящали в церкви.

 По деревенским обычаям первой за орехами отправлялась самая уважаемая женщина деревни. Количество собранных ею орехов служило ориентиром для остальных. Пока они ходили по лесу, бабки и девочки на полянках развлекали детвору, загадывая загадки, рассказывая сказки об орехах. Мужчины, как правило, за орехами не выходили, это было не принято. Поэтому Ореховый Спас в Средней полосе России считался женским праздником, «полупраздником».

 Орехами запасались на всю зиму. Во многих деревнях они считались талисманами, приносящими в дом достаток. И, конечно же, никто не сомневался в их целебных и питательных свойствах. Собранные сверх потребностей орехи крестьяне позже свозили на продажу в города в чистом виде или в виде лакомств – засахаренных или замоченных в меду ядер.

 Примечали, что большой урожай орехов предвещал хороший урожай хлеба на следующий год.

На Руси образ Христа очень почитали. Сам же праздник крестьяне так и назвали Холщовым, или Спасом на полотне, холщовый.

29 августа, на  третий Спас, празднуют икону Спаса Нерукотворного. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы (ныне турецкий город Урфа) в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа.

Празднество в его честь называют также Третьим Спасом или Спасом на холсте.

По легенде, захворавший эдесский царь Авгарь не мог добраться до Спасителя, который славился тем, что исцелял хворых. Поэтому в Иерусалим по приказу царя отправился живописец Ананий. Добравшись до места, живописец попросил Спасителя прийти и вылечить Авгаря. Если же не будет такой возможности, Ананий должен был нарисовать Его портрет, который, по вере, тоже поможет больному. Спаситель не мог отправиться в путь, и живописец принялся за свою работу, но у него ничего не получалось. Тогда Господь умылся, взял полотенце и приложил к своему лицу.

На холсте чудесным образом отобразился Его лик. Приняв с благодарностью это дарованное Спасителем полотно, царь исцелился.

 Долгое время Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа хранился в Эдессе. В 944 году, после захвата города мусульманами, его выкупил византийский император Константин Багрянородный, и святыня была доставлена в Константинополь. В честь этого события и было установлено празднование, а сам Нерукотворный Образ стал почитаться как первая христианская икона.

Нерукотворный образ Спасителя широко почитался на Руси, по-особенному относились к Образу. Иконы с изображением Спасителя стояли в красном углу каждой избы. Нерукотворный Образ вышивался на полотнах знамен, под которыми русские войска шли на битву. Над вратами крепостей и городов, над входами в храмы и жилища, ограждая христиан от врагов видимых и невидимых.

 Иногда Третий Спас именовали в народе Водяным, хотя и Первый в некоторых местностях назывался Спасом на воде. Но если 14 августа деревенские жители купались в реках, прудах и озерах в память о Крещении Руси, то 29 августа освящались новые и чистились старые колодцы и святые источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая тёплое времечко.

А во времена язычества в это время славяне чтили и благодарили за дарованные земные плоды воду, приносили ей своеобразную жертву в виде кругового обхода колодца или родника. Обычай сохранился и с приходом христианства, но только теперь, совершая обходы источников воды, крестьяне «замыкали» тепло. Во всем чувствовалось приближение осени. Сопровождаемое последним отлетом ласточек, начиналось «молодое» бабье лето…

В таком «продовольственном» понимании августовских праздни­ков сказалась языческая привыч­ка наших предков уповать на Бога как на гаранта пропитания, мате­риального, земного благополучия. Православная же вера уповает на Бога и как на источник духа, и Спасение понимается не просто как физическое выживание, а как спасение от греха, возможность жить вечно в Царстве Небесном.

 

В Орловский и Ливенский епархии храм Преоб­ражения (единственный сохра­нившийся в Орловской области с таким на­званием) находится в селе Лаврово, где проводят праз­дничную литургию Его Высоко­преосвященство архиепископ Орловский и Ливенский.

Литература:

 

Энциклопедия православной святости. В 2 т. Том II / авт. – сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. – М. : Лик пресс, 1997. – С. 187 – 190.

 

* * *

        

Грибанова, Т. Три спаса / Т. Грибанова // Сельская новь. – 2013. - № 8. - С. 79.

 

    Календарь Успенского поста // Звёзды и советы. – 2013. - № 31 (25 июля). – С. 16.

 

    Медовый Спас: как встречать? // Звёзды и советы. –2013. - № 31

(25 июля). – С. 17.

 

    Медовый Спас: вся правда о мёде // Звёзды и советы. – 2011. – № 32

 (5 авг.). - С. 17.

 

 

    Павлова, Т. Второй спас / Т. Павлова // Орловская правда. – 2008. –

19 авг. – С. 1, 8.

        

    Павлова, Т. Первый спас / Т. Павлова // Орловская правда. – 2008. –

13 авг. – С. 7.

 

    Павлова, Т. Спасы / Т. Павлова // Орловская правда. – 1999. – 19 авг. –

С. 4.

 

    Чистов, А. Медовый Спас / А. Чистов // Орловская губерния. – 2013. –

14 авг. – С. 4.

 

    Чистов, А. Яблочный Спас / А. Чистов // Орловская губерния. – 2013. – 21 авг. – С. 8.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.