|
|||
Тема № 10: «Бизнес-планирование предпринимательской деятельности»Тема № 10: «Бизнес-планирование предпринимательской деятельности»
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 10.1. Методические основы разработки бизнес-плана 10.2. Структура бизнес-плана: титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана, история бизнеса организации (описание отрасли), план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план
10.1. Методические основы разработки бизнес-плана
Бизнес-план – это схема или программа осуществления коммерческих операций, реализации действий для развития бизнеса. Также в бизнес-плане отражают информацию о предприятии, товарах, их производстве, рынках сбыта. Бизнес-план составляется для презентации этапов и путей проведения предпринимательской деятельности, ее выгодности и используется для убеждения партнеров или кредиторов в целесообразности предстоящей сделки. С другой стороны, бизнес-план должен показывать результаты планирования. Этот документ также можно назвать стратегическим планом создания и дальнейшего развития бизнеса. Целью любого бизнес-плана является желаемый результат деятельности, достигнутый на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть «здесь и сейчас». Задача бизнес-плана – обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью. В процессе разработки бизнес-плана необходимо придерживаться определенной последовательности этапов выполнения работ. Этап 1. Определение целей разработки бизнес-плана. Прежде чем перейти к написанию бизнес-плана, необходимо определить цели его разработки и его целевую аудиторию. Необходимо также выявить интересы, предпочтения и потребности целевой аудитории, для которой разрабатывается бизнес-план, поскольку от этого зависит то, на каких ключевых моментах необходимо акцентировать внимание. Этап 2. Составление плана работ по подготовке бизнес-плана. На данном этапе определяется состав работ, осуществляется их распределение между членами рабочей группы. Составление плана работ по разработке бизнес-плана включает в себя определение следующей информации: – формирование перечня мероприятий и объема всех работ, которые необходимо выполнить при подготовке бизнес-плана; – определение сроков завершения работ и составление общего графика подготовки бизнес-плана; – назначение ответственных исполнителей по отдельным работам; – формирование примерной структуры разделов бизнес-плана; – определение перечня и сроков проведения текущих мероприятий, которые необходимы, чтобы координировать работу основных участников рабочей группы. Этап 3. Сбор информации и разработка бизнес-плана. Последовательность разработки отдельных разделов бизнес-плана может быть различной и определяется возрастом компании, опытом самих разработчиков. Прежде чем перейти к написанию бизнес-плана, необходимо собрать информацию о компании, о предполагаемом производстве продуктов/услуг и др., а также провести необходимые исследования, такие как анализ рынка, анализ финансового состояния компании и т. д. В самую последнюю очередь пишутся резюме и краткое содержание бизнес-плана, поскольку они представляют собой краткий обзор основных его разделов. Этап 4. Редактирование и оформление бизнес-плана Результатом бизнес-планирования является бизнес-план, представленный в письменной форме. Как правило, сам процесс письменного оформления полученных результатов существенно улучшает эффективность всей деятельности, связанной с планированием. Когда написание бизнес-плана завершено, желательно провести его экспертизу силами стороннего консультанта-рецензента. Далее в бизнес-план вносятся корректировки с учетом замечаний рецензента. Этап 5. Оценка выполнения бизнес-плана. Поскольку со временем внешняя среда и цели бизнеса меняются, необходимо пересматривать и обновлять бизнес-план, чтобы отразить в нем происходящие изменения. Оценка степени выполнения бизнес-плана и выявления причин расхождений запланированного и достигнутого результатов должны стать основанием для внесения корректировок как в сам процесс планирования, так и в бизнес-план.
10.2. Структура бизнес-плана: титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана, история бизнеса организации (описание отрасли), план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план
Структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных задач объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана будет зависеть от специфики проекта с учетом: а) размера предприятия; б) характера проекта (расширение существующего или создание нового); в) отраслевая направленность проекта; г) условия финансирования (наличие потребности во внешних источниках и доли этих источников). Рассмотрим подробнее методологические основы разработки разделов бизнес-плана фирмы по ключевым вопросам его составления. 1. Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные: - полное название фирмы; - сведения о владельцах или учредителях; - краткую характеристику сути предлагаемого проекта; - общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предлагаемые его способы; - указания на конфиденциальный характер данного документа, положения которого не подлежат огласке, поскольку являются коммерческой тайной и авторским правом разработчиков. Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане. Вторая страница плана содержит оглавление, которое должно отражать его структуру. Все разделы и параграфы должны быть пронумерованы, обязательно арабскими цифрами. Затем идет введение, в котором указаны задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла. 2. Вводная часть (резюме). В резюме должны быть указаны основные параметры проекта и его краткая характеристика. В обязательном порядке резюме должно содержать краткую информацию о сути проекта, финансовые показатели и показатели эффективности (сумма инвестиций, соотношение заемных и собственных средств, срок окупаемости проекта (простой и дисконтированный), рентабельность проекта), структуру продукта (услуги), объем выпуска, гарантии проекта. 3. Анализ положения дел в отрасли. В разделе приводится доказательство высокой степени обоснованности проекта на основе результатов комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям: - динамика продаж: в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста; - тенденция ценообразования (уровень цен и их динамика, основные ценообразующие факторы, реакция потребителей на изменение цен); - всесторонняя характеристика конкурентов (выделение наиболее крупных из них, определение их сильных и слабых сторон, оценка возможных стратегий их развития и связанного с этим изменения роли на рынке); - характеристика потребителей (их описание, выделение основных сегментов, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношения к различным торговым маркам); - определение перспективных рыночных возможностей (выявление свободных «ниш» на рынке, определение стратегии действий по их завоеванию) и т.д. 4. Анализ рынка и план маркетинга. В данном разделе, как правило, приводят описание продукта, емкости рынка продукта, а также существующие тенденции развития рынка. В данном блоке также указываются основные конкуренты, их объемы и ценовой сегмент, приводится характеристика потребителей продукции, разрабатывается стратегия продвижения продукции на рынок, формируется план продаж. 5. Производственный план. Раздел содержит перечень задач, которые возникают в сфере производственного предпринимательства, и способы их решения. Поэтому он составляется только теми фирмами, которые имеют производство. При разработке освещаются следующие составляющие: - производственные мощности; - объемы производства и реализации продукции, которые основаны на сопоставлении результатов маркетинговых исследований, в частности, по сбыту, с производственными возможностями предприятия; - оборудование (потребности в конкретных видах нового или модернизация существующего, возможные поставщики и условия поставки); - сырье, материалы (потребности в конкретных видах, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора); - расчет средств на оплату труда (исходя из потребности в персонале и рабочей силе); - производственные площади (потребности и степень их удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения); - расчет издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются калькуляции выпускаемой продукции и расчет затрат по всем статьям сметы затрат на производство). 6. Организационный план. Раздел дает подробное представление инвестору о фирме и ее менеджменте. В разделе указываются: - правовое положение фирмы; - основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых и привилегированных акций (если организация создана в виде АО); - имена, адреса, послужные списки и опыт работы членов совета директоров; - резюме о менеджерах фирмы, включая низовое звено управления; обязанности и ответственность каждого руководителя, участвующего в проекте, его заработная плата и премии; - организационная структура фирмы, функции каждого подразделения и полномочия уровней управления, методы и формы контроля их деятельности (при создании нового отделения, филиала, дочерней или ассоциированной компании); - кадровая политика фирмы (в случае создания новой структуры). 7. Оценка рисков. Определяются предпринимательские риски и методы реагирования на них. 8. Финансовый план (и финансовая стратегия). В этом разделе формируются план прибылей/убытков, план движения денежных средств, разрабатывается график финансирования, осуществляется расчет показателей эффективности проекта. В полном виде раздел включает следующие финансовые документы: - отчет о прибылях и убытках; - баланс денежных расходов и поступлений; - прогнозный баланс активов и пассивов; - анализ безубыточности; - стратегию финансирования. Раздел отвечает на самый важный вопрос для кредитора: как фирма планирует отвечать по своим обязательствам. Бизнес-план разрабатывается для того, чтобы дать начинающему предпринимателю четкие ориентиры и план действий на первый, самый трудный год реализации проекта. Необходимо помнить, что наиболее распространенная причина банкротства – это неспособность предпринимателя правильно спланировать свою деятельность. Успешной реализации бизнес-плана способствуют своевременная оценка хода его выполнения и своевременная корректировка.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое бизнес-план, каковы его цель и задача? 2. Их каких этапов состоит процесс разработки бизнес-плана? 3. От каких факторов зависит структура бизнес-плана? 4. Какую роль в структуре бизнес-плана играют титульный лист и оглавление? 5. Что такое резюме бизнес-плана и какая информация должна быть в него включена? 6. Какие показатели должны быть отражены в разделе «анализ положения дел в отрасли»? Для чего предназначен раздел «анализ рынка и план маркетинга»? 7. Из каких составляющих формируется раздел бизнес-плана «производственный план»? 8. Какую информацию предлагает инвестору раздел бизнес-плана «организационный план»? 9. Из каких финансовых документов состоит раздел бизнес-плана «финансовый план»?
|
|||
|