|
|||||||||
Раздел 1. Экономика и экономическая наукаРаздел 1. Экономика и экономическая наука Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он, прежде всего, нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека - потребностей в воде, пище, одежде, жилье. Под экономическими потребностямиобычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны, они постоянно увеличиваются и усложняются. Американский ученый-психолог Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей («Пирамида Маслоу»), где все потребности разделил на пять групп:
1. Физиологические потребности,удовлетворение которых необходимо для выживания, включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др. 2. Потребности в безопасности и защищенностивключают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. 3. Социальные потребности— это потребности, связанные с чувством принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважениивключают в себя потребности в компетентности, признании. 5. Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно. Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется.
|
|||||||||
|