План по самообразованию воспитателя Булоховой Натальи Алексеевны. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
План по самообразованию воспитателя Булоховой Натальи Алексеевны. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Месяц
| Тема
| Содержание работы
| Практический выход
| Сентябрь
| | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.
| Памятки для родителей по обучению связной речи.
| Октябрь
| Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;
«Пушок» Г.Скребицкого.
| Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
| Консультация для родителей на тему:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
| Ноябрь
| Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».
| Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
| Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
| Декабрь
| Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О.С.Ушакова).
| Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
| Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.
| Январь
| Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
| Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
| Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
| Февраль
| Работа с загадками. Составление загадок.
| Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
| Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
| Март
| Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».
| Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
| Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
| Апрель
| Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
| Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
| Конкурс чтецов.
| Май
| Обучение сочинению сказок.
| Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
| |
Список использованной литературы:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
|