|
|||||||
SWOT-анализ. Ресурс: kspu-archive.petrsu.ru
SWOT-анализ Ресурс: kspu-archive.petrsu.ru | |||||||
SWOT-анализ как инструмент для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды учебного заведения. В целях обобщения большого объема работы по диагностике позиции образовательного учреждения, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательного учреждения и образовательного рынка, возможно использование метода SWOT- анализа. Метод SWOT-анализа обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности. Принципы подобного анализа таковы: оценка сильных и слабых сторон образовательных учреждений в определенных условиях, открывающиеся возможности и возникающие опасности в условиях рынка (это так называемый SWOT-анализ: strength - сила, weakness - слабость, opportunities - возможности, threats - опасности). Для проведения SWOT-анализа исследуют факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность организации. Таких факторов может быть огромное количество. Но из них необходимо выбрать лишь те, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность образовательного учреждения. Просчеты при анализе или недооценка любой из составляющих могут в дальнейшем "сорвать" реализацию всего плана. Например, даже высококвалифицированный персонал при отсутствии четкого последовательного управления не сможет достичь запланированных результатов, а слабая материальная база будет тормозить реализацию даже самых продуманных программ. | |||||||
Сила - это то, в чем организация преуспела, или какая-то особенность, придающая ей дополнительные возможности. | |||||||
Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают образовательному учреждению преимущества на рынке (например, более качественная подготовка специалистов, востребованность их на рынке труда, прогрессивные производственные и педагогические технологии). Сила также может являться результатом успешного сотрудничества с другим образовательным учреждением, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности на рынке профессиональных образовательных услуг. | |||||||
Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования организации, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. | |||||||
Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, нерациональном распределении обязанностей заместителей, невыгодном географическом положении и т.д. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать образовательное учреждение уязвимым. | |||||||
Возможности - определяются как нечто, дающее образовательному учреждению шанс сделать что-то новое: открыть новые специальности, завоевать новых клиентов, внедрить новые технологии и т.п. | |||||||
Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в выборе дополнительного сегмента рынка потребителей, строительстве нового предприятия рядом с образовательным учреждением. | |||||||
Угроза - это то, что может нанести ущерб образовательному учреждению, лишить его существенных преимуществ. | |||||||
Угрозы могут состоять в появлении новых конкурентов, осложнении демографической ситуации, спаде промышленного производства и т.п. | |||||||
SWOT-анализ проводится с помощью "мозговой атаки", при полном участии (в различных группах) всех сотрудников образовательного учреждения. Причем, очень важно не забыть о сотрудниках вспомогательных подразделений, например АХЧ, от которых в значительной степени зависит развитие образовательного учреждения. По тем направлениям деятельности, которые непосредственно связаны с оказанием услуг внешним клиентам (студентам, работодателям и т.д.) желательно привлечь представителей клиентов. Например, при анализе такого важного направления работы, как профессиональная ориентация, работа с абитуриентами, организация вступительных экзаменов, важно знать мнение самих абитуриентов и их родителей. Данную информацию можно получить либо через анкетирование, проводимое до SWOT-анализа, либо через привлечение клиентов для работы группы по SWOT -анализу. При анализе работы вспомогательных подразделений (отдела кадров, бухгалтерии, административно-хозяйственной части, столовой и т.д.) необходимо знать мнение об их работе основных подразделений, обеспечивающих образовательные услуги. При проведении SWOT-анализа с помощью "мозговой атаки", один из участников дискуссии действует как посредник, направляющий остальных, принимающий предложения, записывающий их и обобщающий полученную информацию. Результаты записываются на доске или листе, разделенном на четыре части. Например, SWOT-анализ образовательного учреждения может выглядеть следующим образом: | |||||||
Таблица 2. | |||||||
| |||||||
Проведение SWOT-анализа является основой для выработки стратегии развития образовательного учреждения в целом, отдельных его подразделений, отдельных направлений деятельности. Другими словами, SWOT-анализ желательно провести по работе каждого подразделения (и основного, и вспомогательного); каждого направления работы, охватывающего деятельность всего учебного заведения (учебная, воспитательная, методическая работа и т.д.); и, наконец, по деятельности всего учебного заведения в целом. Последнее исследование проводится Советом образовательного учреждения с подключением представителей заинтересованных сторон. Данные о внешней среде содержатся в маркетинговых исследованиях и исследованиях рынка труда, и необходимо проверить, все ли они отражены в SWOT-анализе образовательного учреждения, а именно - в разделах "Возможности" и "Угрозы". Кроме того, надо проверить, не появились ли какие-либо дополнения в раздел "Возможности" после анализа потребностей заинтересованных сторон. В основе стратегии развития образовательного учреждения должны лежать не возможности образовательного учреждения, а потребности заинтересованных сторон, т.к. без их удовлетворения образовательное учреждение не будет существовать. Например, даже если у образовательного учреждения есть возможность производить какую-либо реальную продукцию с целью ее реализации, это не может лежать в основе стратегии развития образовательного учреждения, так как противоречит устремлениям заинтересованных сторон. Этот вид деятельности, тем не менее, имеет право на существование, если способствует развитию материально-технической базы образовательного учреждения и является второстепенным по отношению к основному виду деятельности - предоставлению качественных образовательных услуг. Разрабатывая стратегию развития образовательного учреждения на основе SWOT-анализа, необходимо стремиться к тому, чтобы перевести "слабые стороны" и "возможности" в раздел "сильные стороны" и постараться по возможности скомпенсировать "угрозы", на которые образовательное учреждение не в состоянии повлиять, а может только каким-то образом к ним приспособиться. | |||||||
Таблица 3. | |||||||
| |||||||
Из SWOT-анализа, приведенного в таблице 2, могут следовать такие стратегические направления в развитии образовательного учреждения, как:
Теперь намеченные направления развития можно сгруппировать и выстроить в порядке приоритета. На основании созданного документа можно разработать стратегию развития каждого подразделения. Все сотрудники образовательного учреждения должны принимать участие в разработке стратегии, и тем более - должны быть хорошо проинформированы об основных направлениях развития. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|