Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социология



Социология

Преподаватель – Сорвин Кирилл Валентинович

Оценка – 0,7 (0,28 семинары + 0,28 2 контрольные работы (тесты, 1ая – 20% от 2ой, основной) + 0,14 групповая программа соц. исследования) + 0,3 (итоговая встреча (защита эссе с преподавателем) + 1 ответ на вопрос из проблемной темы эссе)

Литература: Дюркгейм «Самоубийство», Сорвин и Сусоколов «Человек в обществе: системы социологических понятий в кратком изложении» (3-5 изд.)

Тема 1 – «Предмет и метод социологии»

Уже через минуту с аудиторией создаётся коммуникация.

Социология – это наука о социальном неравенстве и его сути. Для журналиста социология – главный предмет, т.к. это наука об обществе, но НЕ обществознание (оно не об обществе постиндустриальном, «завтрашнем»).

Социология возникла двумя веками позже экономики (1830-40-е гг.), поэтому разговор о специфике её предмета логичнее вести в сравнении с экономической наукой; возникла уже на «вспаханной почве». Ключевые авторы классической политической экономики творили раньше социологов.

Зарплата работника определяется степенью сплочённости пролетарского класса.

Социолог обречён в качестве терминологии брать обыденные слова. Повседневное слово, превращаясь в научное понятие, сильно или очень сильно меняет своё значение (обыватель может сказать так, а социолог – иначе, и наоборот)

В XX веке происходят встречные движения экономики и социологии. Возникает экономический империализм (экономику нельзя запирать в экономическую сферу – универсальная наука; поведение человека можно описать с помощью экономических формул и характеристик) и экономическая социология.

Две модели человека:

1. Модель экономического человека (человек => общество);

2. Модель социологического человека (общество => человек).

Исследование свадеб (Г.Беккер) – социакультурные и биологические факторы: разница в росте, весе, возрасте (возраст отличается в пользу мужчины, рост преимущественно одинаков)

Человек действует рационально в условиях ограниченных ресурсов.

Основное отличие социологии от экономики лежит не в области предмета (предмет – общество), а в области метода; ядром методов этих наук являются господствующие модели человека. Модель – то, чего нет в реальности (упрощение изучения). Принципиальное различие мышления человека и животного – человек всегда ставит между собой и миром модель, реальность говорит с нами на языке модели, мы изучаем в мире то, что сами в него заложили; животные же познают мир с помощью ощущений.

Классический экономический (математизация) взгляд на человека:

· человек способен рационально взвешивать всю доступную информацию;

· при принятии решений человек ориентируется только своими предпочтениями (эгоистичен);

· полная автономность в принятии решений (свободен, самостоятелен);

· человек должен знать, из чего выбирать (информированность);

· итого – человек представляет собой эгоистичного рационального индивида, заинтересованного только в удовлетворении своих интересов (иногда можно рассматривать, что у человека нет больше признаков);

· преимущество – благодаря упрощению изучаемой реальности, она даёт возможность широко применять математические методы;

· ситуация схожа с физикой XVII века, в которой появление упрощающей действительность модели «материальной точки» позволило активно применять математический аппарат (в физике Аристотеля была ЗАПРЕЩЕНА математика (наука о придуманных предметах и нереальном мире для «разлития ума»). Мир слишком неточен для математики. «Правило рычага» Архимеда – единственное от греков в математике. Галилей рассматривает объект как физический и геометрический одновременно);

· обе модели близки к реальности лишь при определённых обстоятельствах (привнесение в природу отсутствующую математическую точность);

· недостаток – упрощение создаёт опасность отрыва от изучаемой реальности, её неадекватного описания, ведь даже повседневный опыт и эксперимент нас убеждает, что люди не всегда руководствуются рациональным расчётом, но так же нормами и стереотипами, принятыми в общностях и группах (2ая часть Робинзона Крузо)

Массовое производство – тождественные предметы.

«Рациональный эгоист – это «материальная точка» экономической науки» (А.А.Сусоколов)

Наука – не набор знаний, а «ящик с инструментами».

Классический социологический взгляд на человека:

· человек как носитель определённых социальных норм;

· социальные нормы предписывают человеку определённое поведение;

· человек принадлежит к множеству социальных образований и групп со своими нормами, стереотипами в течение жизни;

· главная мотивация человека – поступать согласно нормам;

· каждый индивид рассматривается как производный от конкретного социального порядка, в котором он существует;

· человек лишён автономии, в своём поведении ориентируясь, осознанно или нет, на общественные нормы.

Человек часто принадлежит к социальным группам с рождения или на протяжении длительного времени, поэтому нормы воспринимаются как нормальные и естественные, а не культурные и социальные (детерминация), а «правильным», единственно возможным считается привычное (гарем – брак).

7±2 – количество предметов, связей, отношений, которые человек может удерживать в фокусе своего внимания (малая группа – 11-12 человек, можно взаимодействовать со всеми; оглавление книги – главы и разделы)

Система социологических тем:

1. Общество => человек:

· курс следует начинать не с человека (его поведение является определяемым), а с общества (оно является определяющим).

2. Группа => человек:

· следует применить разработанный Евклидом принцип «от простого к сложному», в геометрии простейшим объектом является треугольник (треугольник – «фигура вообще», на нём можно смотреть универсальные свойства фигур);

· в социологии простейшей реальностью, «обществом в миниатюре», является социальная группа.

Роль группы в различных обществах: деление на категории и общности.

Группа – нечто большее, чем совокупность индивидов, там есть что-то помимо людей – социальные роли (ячейки). Роль существует только в рамках группы (лидеры, изгои). Ролевая структура – дифференциальная характеристика группы с точки зрения её внутреннего различия.

В группе должно быть нечто схожее между её членами – нормы и ценности. Утрата и изменение базовых норм (запрещающих и предписывающих) и ценностей в обществе называется аномией.

Как группа подчиняет себе человека? При помощи санкций и принуждения (масса способов, и всё равно есть девианты, т.к. отклонения – закономерное явление)

Норма существует у всех и всегда, что означает, что преступление – не патология, а возникает при функционировании общества (этим социолог отличается от юриста и моралиста).

Биосоциальная концепция человека ненаучна, как космология Птолемея (Солнце движется вокруг Земли) – попытка наукообразить обыденные представления.

Микросоциология – социология малой группы, макросоциология – об обществе (большая социальная группа).

Социальная структура и стратификация (статусы, неравенство) институционально закреплены.

Социология культуры (многообразие и современная классификация) – дальше от лозунга «давайте жить дружно»; этносы и этнические общности.

Поведение предсказуемо в связи со стандартизацией и нахождении в рамках социальных позиций, в логике института (не сферы).

86% населения Земли считают себя религиозными (в России 75% - православные, 6-8% - мусульмане). Религия и её роль изменились, но не ушли в прошлое; общество не может обойтись без неё.

Наука – социология знания.

Глобализация – интегральная тема (взаимодействие общества 1 и общества 2).

Дюркгейм: «Социальные факты надо разглядывать как вещи» (социология парадигмальна)

Изначально существовала не социология, а социальная физика (о природе человека), потому что социальная реальность объективна, как материя.

На массовом уровне наше мировоззрение магическое, как у дикаря – для нас слово, сказанное законодателем, может многое изменить (позитивистская социология, А.Конт).

В качественных исследованиях можно не затрагивать математику, в количественных – наоборот.

Позитивисты, физики – вопрос у природы (опрос, не раскрытие недр души); количественники, метод включенного наблюдения, исследователь – элемент наблюдаемой среды.

М.Вебер – понимающая социология: люди наделяют действия смыслами, которые нельзя измерить (появление типовых жилищ, а не индивидуальных, имеющих социокультурный смысл («Ирония судьбы»)), качественники, метод невключенного наблюдения, невмешательство в наблюдаемую среду.

Маргарет Мид – неправильное включенное наблюдение, Иван Забаев – правильное (статьи «Православная этика и дух социализма» - «критика» Вебера, «Хозяйственная этика православия» о старообрядчестве и протестантах – эффект гонимой группы, экономический успех).

М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма» - удар по марксистам (религия отражает бытие).

«Российский капитализм сгорел в петровских китах». Развитие в России протестантов-«пятидесятников», работа «в низах» (бомж => средний класс).

Протестанты действуют в экономической сфере не так, как католики и т.п.; учесть это влияние экономическая модель не может.

Роль православной идентичности (степень воцерковлённости, внутренняя диссоциация), верующие поддерживают разные партии (коммунисты – неоязычники (близко с постмодерном)).

Монотеисты – рациональный модерн.

Ислам и предпринимательство: регламентированность, коллективизм. В исламе запрещены вещи, без которых не существует рыночная экономика.

В СССР – православие или атеизм, религия не являлась предметом выбора.

Интернет – религиозный супермаркет, движение и «продажа», соревнование религий. Религия влияет на отношение к работнику работодателя.

Не всё одинаковое – мода. А.Б.Гофман «Социология моды» (теория), функции и природа моды – Зиммель, Жан Бодрияр – отрицание Гофмана. Цикличность моды и экономики: мода – то, что не может стать немодным; то, что «обязательно вернётся». Мода в условиях постмодерна.

Человек окружает себя вещами, которые на ранг выше его социальной позиции: «если не оказаться, то почувствовать» – век подделки и индустрия иллюзии (красное дерево => шпон красного дерева => ламинат красного дерева => пропитка «красное дерево»)

Рассмотреть домашнее насилие в разных культурах, отношение к нему НЕ с точки зрения этики. Проблема современного общества – распад семей; сожительство и партнёрство – в связи с переходом с традиционной экономики (МГУ «Социология семьи»)

Рассмотреть субкультуры НЕ с культурологической точки зрения (не гребешок панка, а кто такие панк и хиппи, из каких слоёв произошли, сколько держатся), сравнить контр- и субкультуру, тенденции.

О.А.Воронина «Гендерная социология» (проблемы феминизма, виды – либеральный и радикальный).

Структура курса:

1) Что такое группа?

2) Какие типы существуют?

3) Как они связаны с жизнью общества и человека?

4) Что есть в группе помимо людей? – Роли, нормы, ценности

5) Как взаимодействует группа с индивидом? – Она контролирует его как внешняя сила (социализация как внешний социальный контроль) и внутренняя сила (социализация как внутренний социальный контроль)

6) Переход от микро- к макро- уровню (группе соответствует общество, ролям – статусы и стратификация, нормам и ценностям – культура)

7) Институты как формы регулирования общества и воспроизведения культуры: религия, семья, образование, наука

8) Глобализация как форма взаимодействия современных обществ

Сочинения: Выготский «Мышление и речь», Ионин «Парад меньшинств» и «Восстание меньшинств» от «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета (индустриальное общество).

«Гудбай, Ленин» - фильм про разрушение Берлинской стены (события глазами студентов).

 

Тема 2 – «Базовые понятия социологии: социальная категория, общность, группа»

Социальная группа как «общество в миниатюре». Основные типы групп в постсовременном обществе. Аномия. Социальный контроль и девиация.

Реклама:

· агрессивная (узнаём новый продукт, нам его навязывают);

· поддерживающая (напоминают про существование какого-либо старого продукта).

Воображаемые сообщества: совершая покупку, мы не задумываемся, что тем самым попали в некое воображаемое сообщество людей, например, которые имеют определённый размер обуви и в этом сезоне решили её обновить. Живя в обществе, мы постоянно классифицируем людей.

Социальные образования: категория / номинальная / статистическая группа (типовое поведение, маркетинговые исследования) => социальное образование / общность (например, высшее образование) => социальная группа => организация.

Социальная категория – это совокупность индивидов, выделенных по какому-то общему для них признаку. При этом входящие в категорию индивиды не обязательно должны осознавать свою принадлежность к ней, осознавать данный признак как социально значимый или разделять людей на его основании на «своих» и «чужих» (номинальные и статистические группы).

Если члены социального образования осознают признак как социально значимый и разделяют на его основании на «своих» и «чужих», такая категория называется социальной общностью. Для многих общностей является характерной тенденция к гомогамности (социальные страты, этносы) – к преимущественному заключению браков внутри данной общности.

Реконцепция личности:

· биосоциальная (натуралистическая) => общности основаны как на социальном (окружение), так и на биологическом (происхождение, этносы, гомогамность (фундамент)) признаке;

· социокультурная (конструктивистская).

Марксобъективист (крестьянин – тот, кто живёт ка крестьянин); конструктивисты (крестьянин – тот, кто считает себя крестьянином) – важнее для социологии (как будет себя вести, что будет покупать, за кого голосовать). Быть русским – осознавать себя русским, признаваться другим людям в этом, гордиться этим и т.п.

Этнос – социокультурная общность, объединённая культурой, языком, образом жизни, праздниками и т.д. => причина гомогамности. Особенность социальной общности: гомогамность является следствием восприятия некоторого признака как социально значимого. Этнос, проживающий на одной территории (устойчивое взаимодействие – налоги, образование) и этнос, раскиданный по миру – разные социальные общности.

Пушкин – «типичный представитель негроидной расы», «великий эфиопский поэт» (кудрявые волосы, большой нос, пухлые губы).

Нюрнбергский процесс – спор про этничность. К 1943г. – демографические проблемы в Германии; среди арийцев – не арийцы, и наоборот => экспедиция СС по поиску арийских детей.

Если между членами общности формируется устойчивое, воспроизводящееся взаимодействие, общность становится социальной группой.

Взаимодействие – это процесс воздействия людей друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предшествующим, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Для взаимодействия не обязательно непосредственное межличностное – может быть опосредованное безличностное (характерно для большой группы). Для устойчивости группы взаимодействие необязательно должно быть непрерывным, но обязательно – устойчиво и предсказуемо воспроизводящимся. Пример: если мы уверены, что взаимодействие воспроизведётся позже, мы можем на время лекции отложить телефон и не общаться с семьёй.

Социальные группы – основной элемент социального контроля, даже если непосредственного взаимодействия нет. Для существования группы необязательно частое пересечение, но оно должно быть ожидаемое и запланированное.

Операционализация – преобразование теоретического суждения с целью его эмпирической проверки.

Квазигруппа – социальное образование, похожее на группу, но обладающее не всеми её необходимыми признаками; чаще всего в ней отсутствует воспроизводящееся взаимодействие (только что познакомившиеся люди).

С переходом от традиционного общества к современному резко возросла роль квазигрупп в социальной структуре, что значительно осложнило реализацию эффективного социального контроля. Традиционное общество (не века назад, а деревни в глубинке – медленный, неразвивающийся мир с устоявшимися социальными группами): армия – канал социальной мобильности, все знают всех. Логика традиционного общества в «Трёх мушкетёрах»: тобой должны гордиться (мушкетёры стали кеми-то значимыми, Атос остался тем, кем был). В современном обществе ты должен стать тем, кем ты не родился.

Признаки социальной группы:

· взаимодействие;

· членство (свойство группы, связанное с наличием признаков, на основании которых члены группы могут узнать и выделить «своих»; Тэджфел: «нелюбовь к чужим начинается с любви к своим»);

· идентичность (чувство принадлежности индивида к группе; на основании его «чужие» могут узнать, проидентифицировать членов группы; имя – бессодержательно, важно только соотнесение себя с группой, можно судить о человеке). Иерархия: одно и то же называется в разном порядке. Есть кризисы и потеря идентичности. Современное и постсовременное общество на массовом уровне порождают кризис идентичности (виноваты гаджеты).

Тэджфел (еврей-немецкий социолог с тяжёлой судьбой) мечтал на протяжении войны вернуться к «своим», но «свои» в большинстве своём пали жертвами Холокоста. Эксперимент: ребят собрали в лагерь, поделили на отряды, дали значимые символы, затем отряды перемешали, и далее – военно-спортивная игра, где судьи – сами дети. Анонимное судейство некорректно, т.к. дети подсуживают «своим»; после предупреждения процент подсуживания снизился, но не упал до конца. Нелюбовь к «чужим» появляется из любви к «своим». Человек не всегда действует в своих интересах; он может действовать в интересах членов своей группы, даже когда эти интересы противоречат его собственным. Возникает чувство «своего», появляется готовность пожертвовать ради него своими и чужими интересами.

Основные виды групп:

· малая:

o в основе лежит прямое, непосредственное, межличностное взаимодействие между индивидами (знают друг друга в лицо и по имени (раньше) – сейчас вместо имени и фото может быть фейк в социальных сетях);

o у каждого члена есть возможность отследить реакцию на собственное действие со стороны каждого члена группы в отдельности (групповая реакция);

o максимальный размер – 10-12 (7±2+1 (я)) человек (с количественными изменениями придут качественные, поменяется схема коммуникации);

o может не распадаться на подгруппы, т.к. и так все могут взаимодействовать;

o семья, лежащая в основе почти всех организаций;

· средняя (непопулярное понятие, исчезает 2ой признак малой группы – класс, группа должна иметь групповую реакцию);

· большая (исчезает 1ый признак малой группы, самая большая социальная группа для нас – Россия (не весь мир));

· референтная (агент социализации, выполняет все функции группы, на их нормы и ценности ориентирован человек в социальном поведении; теория разработана Р.Мертоном; особенность: индивид может не являться их членом, они могут уже не существовать в наше время (The Beatles), их могло не существовать в реальности (художественные вымыслы, мифы – Христос и Апостолы, Три Мушкетёра), но во всех случаях они оказывают на индивида социализирующее и контролирующее влияние) – не референтная;

· открытая – закрытая;

· локальная – дизлокальная;

· формальная – неформальная;

· первичная (человек – многоплановая личность, господствует эмоциональное, неформальное, глубинное межличностное взаимодействие; примеры – семья, компания друзей) – вторичная (человек представлен своей социальной маской, господствуют обезличенные, формальные отношения; пример – коллектив, где все взаимодействуют в рамках производственных задач).

Для традиционного общества характерно господство устойчивых, сплочённых первичных групп. Индивиды обладают социальной идентичностью и чёткими социальными ролями. При переходе к современному обществу резко возрастает роль вторичных групп и ослабляется идентичность, нормативная регуляция; индустриальная эпоха разрушения семьи, обезличивания общества.

Согласно психологическим концепциям, самоубийство может совершить лишь человек, имеющий определённую психологическую предрасположенность: обратная корреляция.

Роль первичных групп в жизни человека: отсутствие у человека сплочённых неформальных групп (семья, религиозная община) повышает вероятность свершения им «эгоистичного» самоубийства; как в «индивидуалистический век» сохранить и воспроизвести подобные группы?

Разница в 3-5 раз убийств у католиков и протестантов. Принципиальное отличие в характере социальных групп.

Как показал Дюркгейм, принадлежность человека к первичным устойчивым неформальным сплочённым группам оказывает предохраняющее воздействие по отношению к самоубийству. Одиночество и крайний, повышенный индивидуализм могут выступить непосредственными причинами самоубийства. Писатель не побоялся пойти против идеологических концепций своего времени (традиции рассматриваются как нечто архаичное в конце 19 века, когда стоит охранять обломки традиционного общества с первичными группами, как и меньшинства)

В Новое время распространяется индивидуалистическое мировоззрение. Популярны теории договорного характера общеста (Т.Гоббс) или договорных отношений между людьми (А.Смит). Формируется теория научной организации труда Ф.Тейлора; в её основе лежат обезличенные, строго формализованные отношения между людьми, т.к. человек по своей природе существо рациональное и эгоистическое. В эту эпоху происходит ослабление семьи, распад поселенческих общностей.

Фортизм (от Генри Форда, фаната Ф.Тейлора), тейлоризм (если работу организовать верно, производительность возрастет в разы; рабочий действует стереотипно и не сможет рационализировать работу, идеал – конвейер, Ч.Чаплин «Новые времена») противодействует стахановскому движению (где рабочий может сам рационализировать свой процесс).

Принципы работы с аудиторией: занятость и наполненность, общение со всеми.

Эксперименты Мэйо (хоторнские): результаты противоположны основным принципам тейлоризма. Наличие в трудовых коллективах неформальных «человеческих отношений», превращение их в сплочённые группы с чертами первичных положительно влияет на производительность труда. В ходе эксперимента группа начинала менять социальные свойства, поэтому в любом случае производительность труда росла, потому что люди меняли свои социальные качества (из вторичной группы стала первичная неформальная). Особенность японского менеджмента основана на принципах Мэйо (после Второй Мировой войны первым начал развиваться, рывок в высокотехнологичных областях, зеркальное отображение европейского менеджмента; адресатом стимуляции является не индивид (как в Европе), а группа); «Японское чудо».

Некоторые факты не влияют на производительность (например, интенсивность света).

У нас профессиональный статус равен социальному, в Японии человек возвращается к низам при переходе на другую работу (поэтому никто не переходит из одной фирмы в другую), ненулевой статус имеет лишь сын / внук работника. При работе со сложным и творческим трудом, тем труднее его измерить и простимулировать деньгами. Япония – безлюдные технологии (всё рутинное отдано машинам, творческое – людям); «из рук в руки», нет складских конвейеров.

«Бригады качества» - после рабочего для в Японии обсуждались вопросы роста производительности труда, а прибыль распределяют по бригаде (неформальная идентичность).

С переходом от современного общества к постсовременному обнаруживается позитивная роль первичных групп в развитии производительности труда и принимаются меры по их искусственному формированию.

Эксперимент К.Левина – не исчезновение первичных групп, а принижение их роли:

Молодые мамы не кормят детей апельсиновым соком, даже когда осознают его реальную пользу и необходимость в силу своего окружения и норм социальных общностей вокруг (мама, тёща). Диатез или витамин С, значимость кормления апельсиновым соком, проявление интереса и покидание аудитории, отсутствие результата.

Люди сопротивляются социальным новациям не в силу консерватизма, а поскольку они противоречат правилам тех первичных групп, котором они принадлежат; сформируйте новые первичные группы, заложите в их нормы предлагаемые инновации, и эти нормы будут приняты без дополнительных усилий. Избирательные технологии.

«Всё, что мы знаем о современном мире, мы знаем из СМИ, но мы знаем о мире достаточно много, чтобы не доверять СМИ» - Луган о самореферентных, самоорганизующихся системах, и об обществе в том числе, тоталитарное общество (классическая музыка).

Джаз по своей природе анархичен.

Человек рождается коллективно наполненным древними мифами, бессознательным – Юнг (маргинал, последователь Фрейда), о стадном чувстве и законе толпы.

Объективная концепция (Маркс) классов и субъективная или репутационная (Ворнер), критерии неравенства, парадокс среднего и высшего класса и отсутствие их идентификации (Тихонов). Российский средний класс формируется плохо и скоро вырождается.

Дюркгейм – функционалист (социальные факты, требующие объяснения).

Реэтнизация – появление вновь этносов, которые считались исчезнувшими.

Привилегии сельских жителей, возрождение казачества (1980-90 гг.), «инсценировка» культуры.

Повседневность не требует усилий. Чем проще пользоваться аппаратом, тем сложнее он устроен. Переопределение повседневности для упрощения реальности в сознании, «взрыв повседневности» => психушка («Мастер и Маргарита», Бездомный).

Глобализация стандартизирует культуры, уничтожает их самобытность. Проблема культурного и религиозного фундаментализма (неоязычество – обращение к истокам). Социология знания отвечает на вопросы, которые оставила философия. Ошибка гомологической робинзонады (от Аристотеля до Канта).

Появились предпосылки общества, что стимулировало формирование социологии. Конт говорил, что их можно выбросить, Макиавели – что нельзя (без этики сконструировал общество как объект, трезво оценил его законы). Теория прогресса. Для научного знания нужен закон (объективность начинается с формирования чувства бессилия).

Обнаружение социальной реальности — это не событие, а длительный многовековой процесс. Две позиции:

1. Общество – это естественное образование; человек - существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может.

2. Общество – это искусственное образование; человек - существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека - внеобщественное и дообщественное.

Представители кинической и стоической философии попытались расширить господствовавшее в античности понятие об обществе как сугубо договорной группе и своей гражданской общине. Они доказывали, что мудрец - гражданин всего мира. Социология родилась из соединения идеи общества с идеей науки об обществе.Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т. е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. Идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, законами о прогрессе и знании. Многие ученые и социальные реформаторы в это время связывали свои надежды на усовершенствование общества с появлением науки о нем. Они ждали появления новой науки и призывали к ее созданию.

Предпосылки Гофмана: общество, позитивные законы (беспрекословные, независимые от внешних факторов, от воли и желания людей (закон Всемирного тяготения; Л.Н.Толстой «Война и мир» - марионетки истории Александр II и Наполеон, и это осознал Кутузов, ведь речь не о судьбе, а о законе истории)) – нормативные (моральные, правовые) законы (предполагают, позволяют нарушения), которые, казалось, управляют обществом (за всеми королями действует фатум, независимость сравнивают с Богом), формирование науки (критерии – доказательность, методы познания – объект и субъект (Бэкон – Декарт)), прогресс.

Прометей знал тайну судьбы Зевса, поэтому того пытали; 2 типа богов греческой религии: олимпийцы-личности-субъекты и неумолимые-непредсказуемые, слепые «богини» судьбы (идипов комплекс).

Гофман, Дюркгейм (общество как объективная реальность): искусственная система (Платон) и естественная система (Аристотель).

Доведённая до крайности концепция ведёт к историческому фатализму и социальной безответственности.

Маркс соединил объективизм и практику. Ненависть к угнетателям заменила ему любовь к угнетённым.

Каждая эпоха по-разному смотрит на возможности человеческого разума. Эпоха разума и науки – Просвещение, волюнтаристский взгляд на общество => рационализм, неклассическая философия, Фрейд, Ницше, разочарование в разуме (человек – не хозяин); институционализация науки, алгоритм решения задачи, снятие чуда с науки.

Дюркгейм – социальный реалист (направление в средневековой философии): общество РЕАЛЬНО существует, как объект со своими законами, общество порождает человека, признание реальности социального (зелёные чёртики существует в голове алкоголика, это изучают наркологи и психологи; Христос существует в головах на протяжении веков и будет существовать)

Гонимые и преследуемые меньшинства находятся в экономической выгоде благодаря своей сплочённости.

Капитализм – старообрядцы, Мельников-Печёрский «В лесах».

«Подобно тому, как об отдельном человеке нельзя судить по тому, что он говорит о себе, а по его делам, так об обществе в период революции нельзя судить по лозунгам, а по его развитию» - Маркс (изучаем не слова, а реальность)

Вебер – протестантская этика (существует предопределение: люди рождаются проклятыми или спасёнными; судьба зависит от благодати, а не от действий)

Эрик Фром «Бегство от свободы»

Мартин Лютер Кинг сделал перевод библии на немецкий язык, лишил его духовенства, это стало его «величайшим преступлением».

У людей ослабляются идеал и авторитет, затем групповое единство, затем нас не устраивают ответы на главные вопросы, затем появляются собственные ответы на вопросы, порождается ересь и свобода (не универсальное стремление человечества). Свобода есть индикатор кризисных процессов в группе.

Дюркгейм изначально изучал самоубийства с религиозной спецификой, поэтому позже, для доказательства своей теории, рассмотрел их с других аспектов (первые 3 столбца – статистика, потом обобщение, потом объяснение):

Тип сообществ / Уровень самоубийств Религиозные группы Семейные группы Политические союзы Выводы
Высокий % самоубийств Протестанты Одинокие, холостые (разведённые, вдовцы, или не было семьи) Старые Слабая сплочённость группы (сильный индивидуализм)
Средний % самоубийств Католики Брачные пары (без детей) Средние Средняя сплочённость группы (средний индивидуализм)
Низкий % самоубийств Иудеи Семейные пары (многодетные) Молодые Сильная сплочённость группы (слабый индивидуализм)

От сильно сплочённых групп к слабо сплочённым амбиции и стремления к цели ослабевают.

Протестанты – разрешены разводы и аборты, в отличие от католицизма (при внешних причинах самоубийства увеличиваются).

Разведенные – процент как у холостых (нет группы или распалась), у вдовцов – как у семейных людей (всё ещё сплоченная группа). Группа продолжает влиять на человека, даже когда сама группа исчезла.

Нерефлексивное мышление: если за а следует б, то а – причина, б – следствие (ложный вывод).

Индивидуализм – предпосылка уменьшения сплочённости в группе, сам не вызывает самоубийства, но способствует при благоприятной ситуации; может быть и самостоятельной причиной.

Группа переориентирует индивида к групповым целям, и он забывает о личных проблемах. Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции общества. Без индивидуализма личности не было бы, но т.к. человек существо социальное, при нарушении социальных связей ему становится плохо.

Высокий процент самоубийств не всегда возникает от кризиса группы (эгоистические и аномические – да, но альтруистические иногда происходят в интересах группы для её сплочения (в первобытном обществе старики сознательно шли на смерть, чтобы группа продолжала существовать)).

Промышленная и творческая интеллигенция – высший класс; эгоистические самоубийства присущи творческим личностям, лишенным сплоченных социальных групп (у буржуазии есть семья, друзья), аномические – у промышленников.

Социологи – семейнее студентов других образовательных программ.

Сусоколов «экономическая антропология»: история человечества как стометровка (2,5 млн лет); 1 метр – 25 тысяч лет, 99 метров – мы не знаем почти ничего (до неолитической революции), нормальные данные (письменность) – последние 20 см, индустриальное общество – 1,5-2 см, постиндустриальное – 4 мм (хотя его берут за образец, так близко к гибели человечество никогда не было, возникают серьезные проблемы), прошедшие механизмы всё равно остаются с нами (т.к. эти годы прошли, а общество осталось).

 

Вопросы к семинару:

1. Интеллектуальные предпосылки и причины возникновения социологии.

 Возникновение социологии явилось результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов, которые пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного пространства. Этим периодом стала первая половина XIX в., а точкой - Западная Европа. В это время и в этом месте произошло рождение новой науки — социологии. Далее началось ее развитие и распространение в самых разных социокультурных ареалах. Многие ученые и социальные реформаторы в это время связывали свои надежды на усовершенствование общества с появлением науки о нем. Они ждали появления новой науки и призывали к ее созданию. Но этого, разумеется, было недостаточно. Для возникновения новой науки требовались огромные усилия. Эти усилия были сделаны пионерами социологической мысли. Именно благодаря им социология стала конституироваться в самостоятельную научную дисциплину со своей собственной историей.

2. Дюркгейм «Самоубийство». Часть 2, глава 2 – «Эгоистическое самоубийство»

1) Какие данные по самоубийствам обнаруживает Дюркгейм в различных конфессиях?

Среднее число самоубийств на 1 млн жителей:

Протестанты 190

Протестанты + католики 96

Католики (Рим) 58

Католики (Греция) 40

Что касается евреев, то их наклонность к самоубийству всегда слабее, чем у протестантов; в большинстве случаев она сл



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.