Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство науки и высшего образования Российской Федерации



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

Кафедра музыкального образования

 

Реферат по дисциплине

«История музыкального искусства»

на тему:

«М. Березовский. Характеристика творчества»

 

 

Направление подготовки: 44.03.01 – Педагогическое образование

Профиль: Музыкальное и театральное искусство

Уровень высшего образования: бакалавриат

Выполнила:

студентка группы ЗХОМИ—116

Ватрухина Н. Г.

Научный руководитель:

Ульянова Л. Н.

 

 

Владимир

2019 г.


Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Некоторые вопросы жизни и творчества композитора………………4

1.1 Спорные моменты биографии М. С. Березовского…………………4

1.2 «Шедевры» М. С. Березовского……………………………………...5

2. Эволюция творчества композитора……………………………………8

2.1. Основные периоды творчества………………………………………8

2.2 Композиторский стиль М. С. Березовского…………………………11

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………………….14

 


Введение

Максим Созонтович Березовский принадлежит к славной плеяде русских композиторов, закладывавших в последней трети XVIII века основы национальной музыкальной школы. Биография Березовского в сравнении с другими русскими композиторами XVIII века содержит едва ли не наибольшее количество неясных и запутанных сведений. Его ранняя трагическая гибель породила множество фантастических домыслов.

Творчество композитора начало возрождаться и звучать с концертной эстрады снова спустя век. Прожив такую недолгую жизнь немногим более тридцати лет Берзовский оставил огромное творческое наследие, где особый интерес представляют отрывки из поставленной в Италии оперы «Демофонт» и Соната для скрипки и клавесина.

Большая часть его сочинений обращена в пепел, а меньшая – рассеяна по рукописным нотным сборникам любителей музыки, разбросана по разным городам и даже странам. В его биографии много пробелов и ряд сочинений композитора невозможно восстановить.

Связанный своей службой в Придворной певческой капелле Березовский многое писал для церкви. Впоследствии его рукописи погибли вместе со всем собранием Капеллы.

Актуальность выбранной темы в загадочности в биографии композитора, из-за наличия множества «белых пятен» в его репутации, в национальной и социальной трагедии не признанного на родине гениального самородка.

 


1. Некоторые вопросы жизни и творчества композитора

1.1 Спорные моменты биографии М. С. Березовского

Точная дата рождения Максима Созонтовича неизвестна и в разных источниках она варьирует между 1740 и 1745 годом. Место рождения тоже известно не точно и по некоторым сведениям считается город Глухов – в XVIII веке столица Украины.

О родителях сведения тоже отсутствуют. В некоторых источниках Березовский назван воспитанником Глуховской школы певчих.

Сведения об учебе Березовского в Киевской духовной академии Е. Болховитиновым также не точны и не могут быть проверены. Также отсутствуют сведения о начальном музыкальном образовании Березовского.

Перемену в судьбе композитора, вызванную его приездом в Санкт-Петербург и вероятным зачислением в Придворный певческий хор, во многих источниках связывают с именем гетмана – графа П. А. Румянцева, но с 1750 по 1764 годы гетманом Украины был граф К. Г. Разумовский – брат Алексея Григорьевича, фаворита Елизаветы.

В 1758 году Березовский переезжает из Глуховсого в Санкт-Петербург. Конкретные свидетельства о службе Березовского в Придворном хоре в качестве певчего не обнаружены и не могут восприниматься однозначно.

29 июня 1758 года Березовский был принят певчим на службу к великому князю Петру Федоровичу.

В 1764 году было упразднено гетманство К. Г. Разумовского, который являлся давней опорой Березовского. Во второй половине 60-х годовБерезовский становиться признанным композитором, достигшим творческой зрелости. Свидетельства о его успехах в этой области относятся к 1766 и 1768 годам. Он написал не малое количество хоровых духовных сочинений, в том числе и знаменитый концерт «Не отвержи мене во время старости»

В 1769 году Березовский покидает Россию и направляется в Италию. Первая веха в итальянском периоде жизни Березовского – Болонская филармоническая академия.

В 1773 году Березовский, пребывая в Ливорно, создает оперу «Демофонт». Эта опера стоит в одном ряду с итальянскими операми Бортнянского. Создание «Демофонта» было последним делом Березовского в Италии, после которого он возвратился в Россию.

Последний период жизни Березовского – это всего три с лишним года надежд и разочарований, приведшие к трагическому концу.

Вернувшись в Россию в расцвете творческих сил, Березовский не встретил должного отношения к своему таланту при дворе. Судя по архивным документам, композитор так и не был определен на службу, соответствующую званию члена Болонской академии. Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И. Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего. Безысходность положения, личное одиночество композитора в последние годы привели к тому, что, заболев горячкою в марте 1777 г., Березовский в одном из приступов болезни покончил жизнь самоубийством.

Как видно из вышеизложенного о творчестве М. С. Березовского мало что известно, как и о нем самом.

1.2 «Шедевры» М. С. Березовского

Известные нам хоровые сочинении Березовского при первом приближении к ним не дают ключа к его авторскому стилю. Они настолько различны, что вызывают сомнения авторства.

В доступном нам небольшом собрании сочинений композитора соседствуют монументальный и патетический концерт «Не отвержи мене во время старости» и почти аскетичная по средствам Литургия; величество-праздничный, яркий концерт «да воскреснет бог» и скромные причастные стихи, в которых интересно переплетаются традиционная мотетность и российская песенность; меланхолически-молитвенный концерт, с украинизмами концерт «Доколе, господи» и медитативно-возвышенный, очень западный по стилю «Unser Vater».

Из инструментальных произведений Березовского известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы "Демофонт", поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них - "Господь воцарися", являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и "Не отвержи мене во время старости", ставший кульминацией творчества композитора. Этот концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более счастливую судьбу. Благодаря своей популярности он получил широкое распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818, 1841).

Естественной творческой стихией Березовского была музыка для хора a capella. Работая в сфере хоровой музыки композитор писал в разных жанрах. У него есть и Литургия, и отдельные обиходные сочинения, и развернутые хоровые концерты.

Жанр концерта намного превосходит остальные сочинения. Круг музыкальных источников, из которых композитор черпал нужные средства, был богат и многообразен.

Концерт Березовского «Не отвержи мене в старости» был воспринят как вершина его творчества еще при жизни композитора.

Творческий путь Березовского длился всего 12-14 лет. Но в соответствии с разными периодами его жизни в нем можно выделить три этапа, охватывающие вторую половину 1760-х годов, итальянский период (рубеж 1760-70-х годов) и середину 1770-х годов.

Влияние мелодики, полифонической техники, гармонии и образного строя концерта прослеживается в творчестве младших современников Березовского - Бортнянского, С. Дегтярева, А. Веделя. Будучи истинным шедевром музыкального искусства, концерт "Не отвержи" знаменует собой наступление классического этапа в развитии отечественного хорового творчества.

Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке национальной мелодики с общеевропейскими приемами и формами развития.

Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере.

О Березовском забыли почти сразу после его кончины. Семейного архива до нас не дошло, рукописное наследие пропало. История его жизни не раз привлекала писателей и романистов. Итальянский период жизни Березовского использовал в качестве сюжета Нестор Кукольник в своей повести "Максим Березовский". Сегодня мы знаем лишь отдельные произведения М. С. Березовского, но целиком творчество композитора еще ждет своего часа.

 


2. Эволюция творчества композитора

2.1. Основные периоды творчества

Березовский соединил в своем творчестве западноевропейскую музыкальную культуру с традициями русского хорового пения.

Полифония — постоянный спутник хорового жанра.

Следовательно, отличие Березовского от его последователей (а именно в этом заключена проблема атрибуции его сочинений) нужно искать в других параметрах стиля, тех, которые относятся не ко всему XVIII веку, как функциональная гармония или фуга, а к последней трети. А это, прежде всего интонационно-ладовая лексика и связанные с ней музыкальный синтаксис, фактура и формообразование.

Гениальный универсализм композитора, видимый даже из срав­нения бесспорных по атрибуции Литургии, «Не отвержи мене во время старости» и «Чашу спасения прииму», говорит о том, что Березовский не был художником, который принадлежал какому-нибудь стилю. Он сам его создавал. Неповторимое стечение обстоятельств — исторических, культурно-эстетических, социальных, наконец, многогранность творческого дарования самого Березовского послужили тому, что он создал не один стиль.

Если расположить хоровые сочинения Березовского в предполагаемой хронологической последовательности и отметить их особенности, то будут хорошо видны постоянные и переменные показатели.

К постоянным показателям, то есть общим свойствам всех сочинений, относятся:

1. Точная просодия. Нет ни одного случая нарушения просодии во имя чисто музыкального (танцевального) ритма. Небольшое исключение — в концерте «Господь воцарися» в начале, в полифо­нической фактуре. Вниманием к просодии Березовский или вообще композиторы его периода, включая Галуппи, отличаются как от своих предшественников — мастеров партесного концерта, так и последователей — композиторов эпохи Бортнянского.

2. Насыщенное гармоническое развитие. Это является отличительной чертой Березовского во всей истории отечественного хорового концерта. Репризные черты цикла. Начиная от староконцертной формы («Бог ста в сонме богов», «Доколе, Господи»), продолжая в моно тематизме «Не отвержи мене во время старости» и кончая арочными связями в «Господь воцарися» и «Да воскреснет Бог», они, видоизменяясь, присутствуют во всех сочинениях (включая куплетную структуру причастное и интонационные переклички в Литургии). В этом Березовский — наследник партесного концерта. Что касается последователей, то попытки объединения цикла (главным образом, арочные) у них встречаются, но они не являются ведущи­ми тенденциями развития российского концерта.

4. Фугированность, наличие фугато или фуг является посто­янным свойством концертов. Помимо традиционной финальной функции в концертах (кроме раннего «Бог ста в сонме богов»), в «Не отвержи мене во время старости» фуга явилась формой воп­лощения и основного образа сочинения.

Два других показателя переменные:

1. Украинская и русская песня, песенность как жанровая основа тематизма. В ранних концертах «Бог ста в сонме богов» и «Доколе, Господи, забудеши мя», в причастнах, в «Господь воцарися» и, наконец, в «Не отвержи мене во время старости» она является в разных функциях. Обособленно — как лирическая часть в середине цикла («Бог ста в сонме богов», «Господь воцарися») — или как основная музыкальная «материя» (в «Доколе, Господи, забудеши мя»); в аккор-дово-гармоническом облике — или наоборот, в полифоническом («Не отвержи мене во время старости»). Однако ни в одной из этих функций песенность не присутствует в концерте «Да воскреснет Бог», где можно скорее говорить об элементах оперной ариозности.

2. Концертная фактура (галуппиевского типа). Появляется, кро­ме незначительных фрагментов Литургии, только в двух концертах: «Господь воцарися» и «Да воскреснет Бог».

Наконец, особняком стоит такая черта стиля, как инструмента­лизм интонаций и фактуры. Присутствуя в той или иной мере во всех концертах, он проявляется очень по-разному: от моторики фугатных тем в ранних концертах до танцевальности в финале (также фугатном) концерта «Господь воцарися» и от штюрмерской патетической моторики финала «Не отвержи» до фанфарности и проникновения гомофонии в «Да воскреснет Бог».

Как видно из этого схематичного расчленения концертов, отдель­ные показатели имеют определенную динамику. Так, песенность, разнообразно развиваемая в первых четырех концертах, исчезает в последнем, трансформируясь в ариозность. Наоборот, концертная фактура, отсутствовавшая в первых трех, четко разделенных на аккордику и полифонию, представлена в последующих.

«Контрапунктами» к обеим этим «темам» проходят две линии — инструментальности, меняющейся в сторону приближения к современным композитору инструментальным формам, и репризности (в широком смысле), меняющейся от партесной рондальности до классицистской «арочности».

Таким образом, если принять подобную хронологическую пос­ледовательность, то увидим, что путь композитора с середины 1760-х до середины 1770-х годов пролег от партесного письма до явных подступов к классицизму. Шагая семимильными шагами, композитор освоил многие способы современного ему музыкального мышления, испробовав их в различных формах и сочетаниях. При этом он всегда оставался верным себе в остроте и силе художественной выразительности, которая выявлялась прежде всего через речево-осмысленную интонацию и развитую, функциональ­но направленную гармонию.

На своем подвижническом творческом пути композитор совершил необычайное художественное открытие, не имеющее аналогов в хоровой музыке. Имеется в виду концерт «Не отвержи мене во время старости».

 

 

2.2 Композиторский стиль М. С. Березовского

В основу концерта положены стихи (9-13) 70-го Псалма повествующего о трагических обстоятельствах жизни Давида. В нем раскрыта полная драматизма тема изгнания. Наделенная экспрессией лексика усилена напряженным интонационным развитием, охватывающим все разделы цикла. Эмоциональный накал концерта позволяет поместить его в художественное пространство, сопряженное с трагедийной сферой, отечественной музыки, той ее части, которая представляет индивидуальные мотивы человеческой истории. Трагедийная тема – сквозная для русской музыки. В XIX веке трагедия личности наиболее ярко раскрыта в творчестве П. И. Чайковского, а в ХХ веке – в творчестве Д. Д. Шостаковича. Вершиной трагического восприятия мира в XVIII веке следует признать хоровой цикл М. С. Березовского.

В связи с этим Концертом хотелось бы подчеркнуть некоторые специфические для хорового стиля Березовского особенности его мелодики и гармонии.

В мелодии мало внутрислоговых распевов, почти нет мелизмов, весьма редки скачки. Она строга. При все том – далеко не нейтральна по отношению к смыслу музыки и совершенно свободна от банальных или маловыразительных оборотов.

На фоне элементарных гармонических средств, положенных композитором в основу ладогармонического языка своих хоровых сочинений, все его специфическое гармонические приемы, опирающиеся на достижения современного ему общеевропейского гармонического языка, в полной мере сияют своей первозданной выразительностью.

Таковы, например, излюбленные им тональные отклонения. В них при почти неподвижной мелодии в верхнем голосе, композитор форсирует удаление от основной тональности, любуясь неожиданностью и остротой сменяющихся аккордов, создавая полное ощещение яркой красочности гармонии.

Среди гармонических красок можно назвать альтерированную субдоминанту, особенно в миноре, и гармоническую субдоминанту в мажоре, неизменно применяемую им в моментах таинственного «замиранния» звучности.

Все эти выразительные особенности гармонии сильно отличают Березовского не только от его предшественников, но и от последователей.

Отмеченные черты стиля характерны для Концерта «Да воскреснет бог». Это подлинная жемчужина русского хорового искусства

Концерт написан для торжеств екатерининского двора, он ярок и монументален.

Празднично-панигирический текст псалма включает и нравственно-назидательный момент («…Тако да погибнут грешницы от лица божия, а праведницы да возвесиляться…»).

Общему звучанию концерта свойственны блеск и пышность «утяжеденной» барочной красоты.

Нарядный тембр тональности фа мажор, небыстрые, величавые темпы частей, богатая и живая многоголосная ткань, интенсивные динамические краски произведения – все это сочетаясь, дает ощущение гармоничности, жизнелюбия, сочности и света, силы и уверенности.

В концерте переплетаются три линии развития. Каждая из них имеет свою динамику и направлена к финалу Концерта. Одна связана с контрастным сопоставлением ярких образов, сменяющихся на протяжении цикла в целенаправленном последовании. Другая с напряженным тональным развитием цикла, Третья – с постепенной кристаллизацией финальной темы Концерта.

Финальная фуга концерта представляет собой великолепный образец хоровой полиыфонии. Это двойная фуга с совместной экспозицией и двумя удержанными противосложениями, сложная по структуре и филигранная по выполнению.

 


Заключение

Как композитор духовной музыки, Березовский является представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви, и не думали, ни мало не заботясь ни только о правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского языка. Этим то строгим соответствием музыки с текстом и замечательны произведения Б.; им же объясняется и то умилительное впечатление, какое производит музыка Б. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи - соединения простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Берез., оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два сочинения, и то спустя 60 лет со дня его смерти, были изданы придворною капеллою, это: "Верую" и классически концерт. "Не отвержи мене во время старости". Все они были написаны для больших, правильно организованных хоров, и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений Б., кроме двух поименованных, наибольшею известностью пользуются еще семнадцать концертов.

Березовский перенес в жанр хорового концерта традицию западноевропейского барочного цикла — как инструментального (concerto grosso), так и вокально-симфонического (месса).

 


Список использованной литературы

1. Лебедев Н. Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения. Спб., 1882

2. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1. М., 1938

3. Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом, т. 1-2. М., 1952-1953.

4. Протопопов В. Партесное пение.- Музыкальная энциклопедия, т. 3, М., 1976.

5. Рыцарева М. Композитор М. С. Березовский: Жизнь и творчество. – Л. Музыка, 1983. – 144 с., ил., нот. – (Рус. муз. Культура XVIII в.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.