|
|||
Дополнение 1. Проблема определение понятий в формальной логике.Дополнение 1. Проблема определение понятий в формальной логике.
Формальная логика, начиная с ее создания Аристотелем, стремиться быть наукой о правильном мышлении. Одним из направлений/тем формальной логики – определение понятий.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы (любой объект действительности) в их существенных признаках. Признак предмета – это то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными. (человек – разумное существо). Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету, называются несущественными (человек – музыкальное существо). Наиболее распространенным определений является определение через род и видовое отличие. «Родовидовое определение – одно из самых простых и распространенных способов определения. В словарях и энциклопедиях подавляющее большинство определений относятся именно к этому типу» (Ивин 2002: 101). Что такое человек? Живое существо – род. Существо думающее, трудящееся, чувствующее (любовь, боль, ошибки) – вид. Отсюда, человек (люди) – это вид живых существ, способных думать, трудиться, чувствовать. Выделяют следующие формальные правила определения. Определение: - должно быть соразмерным, избегающим ошибки слишком широкого определения (автомобиль – это машина) и слишком узкого определения (автомобиль – средство для перевозки грузов). - не должно заключать в себе круга или нельзя определять понятие через другое понятие, которое, в свою очередь, определяется с помощь первого (вращение есть движение вокруг оси, а ось есть прямая, вокруг которой происходит вращение); разновидностью круга в определении является тавтология (неосторожное преступление – это преступление по неосторожности); - должно быть ясным, т.е. нельзя определять неизвестное через неизвестное (индетерминизм противоположная детерминизму концепция) - не должно быть отрицательным (бедность не порок; пусть так, но стол тоже не порок, так, что же это такое – бедность?).
|
|||
|