Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На запасном пути



 

Задание.Оцените заголовок материала, предложите свой вариант заголовка. Проведите редакторскую обработку текста. Сформулируйте ваши вопросы к автору. Укажите случаи нарушения законов логики.

На запасном пути

М. Пташук собрал в фильме "Наш бронепоезд" великолепную актерскую компанию - М. Ульянов, А. Филиппенко, А. Петренко, В. Гостюхина. И, по-моему, есть смысл поговорить о том, что внесли эти актеры в фильм, поскольку каждый из них в определенном смысле больше, чем просто актер, исполнитель: не умаляя роли постановщика, думаю, можно сказать, что они являются режиссерами своих ролей. В этом качестве и нужно трактовать сделанное ими.

Итак, Кузнецов (Вл. Гостюхин) в результате случайной встречи убеждается, что он вовсе не человек безупречной репутации, каким всю жизнь привык себя считать, а личность крайне сомнительная - после войны, командуя подразделением лагерной охраны, дал приказ стрелять по безоружным заключенным. Это не забыто, и один из уцелевших бросает ему в лицо обвинение. Надо сказать, что у Кузнецова и так совесть нечиста - во всяком случае об этом эпизоде он до сих пор не говорил никому, даже жене и сыну. Значит, по крайней мере, он не гордится этим. Но хочет доказать, что был прв. Вообще-то доказать это невозможно, поскольку убивающий безоружного всегда виноват, в любых обстоятельствах виноват. И сознание собственной вины все-таки подспудно сидит в нем - иначе не бил бы собственного сына, и коллегу в цехе тоже не бил бы. И не пытался бы так судорожно оправдаться, разыскать свидетелей и стараться обернуть их слова в свою пользу. Чувствует, чувствует он свою вину - и в то же время хочет, чтобы его оправдали...

И отправляется искать старых знакомых. Один из них, Петров, к которому он попадает первым (А. Филиппенко), даже чем-то обязан Кузнецову (именно в те годы), так что, вероятно, не случайно Кузнецов начинает именно с него. И сидят они за накрытым столом вдвоем и вспоминают прошлое. Петров, хмелея на глазах, рассуждает обо всем на свете - о том, что он руководит вещанием на Западную Африку и, так сказать, пропагандирует советский образ жизни, хотя ему неизвестно, есть ли там радиоприемники и слышит ли его хоть кто-нибудь. А ответ на вопрос, больше всего интересующий Кузнецова, забалтывает, отчасти потому, что ответить ему нечего: живет себе ни в чем в таком не обвиненный – и ладно. И разговор кончается тем, что пьяный Петров валится в постель...

Героя Петренко Кузнецов находит в музее – тот служит там чем-то вроде завхоза, вполне подходящая должность, учитывая его прошлое. Он, как говорится, ничего не забыл и ничему не научился – исходит злобой, порой почти заговариваясь от избытка темперамента, витийствует среди музейных экспонатов – и сам порой напоминает экспонат времен недавнего прошлого. Кузнецову остается только бежать, и он понимает, что если такие люди за него, то он виноват. Просыпается чувство вины – невысказанное, но жгущее.

И все-таки Кузнецов сопротивляется, все-таки целая жизнь прожита с сознанием, что жил честно.

Надо сказать, что действие фильма разворачивается в самые что ни на есть застойные времена, так что автор сценария Е. Григорьев писал его, как говорится, в стол, то есть писал, думая лишь об одном – о жизненной правде и не очень размышляя о том, насколько все это «проходимо». Притчевый сюжет тщательно замаскирован, и получилась обыкновенная психологическая драма, где характеры строго мотивированы, фабула разворачивается последовательно и центр тяжести картины приходится на актерские работы. Причем благодаря очень хорошим актерам фильм идет по нарастающей – после персонажа Филиппенко Кузнецов встречается с человеком, которого играет А. Петренко, а потом – с Иваном Саввичем в исполнении Ульянова. Дело не в том, что А. Филиппенко играет хуже других (это не так), но в том, что персонажи, сыгранные А. Петренко и особенно М. Ульяновым, гораздо более весомы. И страшны.

Еще один кадр – катит по подмосковной дороге машина, вылезает из нее Кузнецов и входит в чей-то дом. Из-за забора, через штакетник – цепкий взгляд Ивана Саввича, потом приехавшего впускают. Иван Саввич – пенсионер. Когда-то служил вместе с Кузнецовым, даже был его начальником (в лагере), а теперь – на заслуженном отдыхе. Хорошо сохранился, крепок, завел хозяйство – все у него свое, не покупное, даже кактусы есть; коллекцию он с некоторой гордостью демонстрирует Кузнецову с указанием точных цен на каждый экземпляр. И комнаты у него отлично обставлены, и овчарка имеется, правда, староватая, еще с тех, лагерных, времен с ним, но не бросать же старого друга. И вот, смачно хрустя огурцом, Иван Саввич излагает Кузнецову свою точку зрения на вещи. Он выражает недовольство Сталиным — за то, что не воспитал себе приемника – наследника, так сказать. А вообще Иван Саввич смотрит на будущее довольно оптимистически – считает, что время для таких, как он, настанет скоро. И слова, ставшие названием фильма, принадлежат ему, это он говорит, что «наш бронепоезд стоит на запасном пути», и надеется, что этот бронепоезд скоро вырвется на главную магистраль. А Кузнецову от этого «ободряющего» разговора совсем тошно, как от встречи с лагерной овчаркой.

И вот финал: пьяный скандал в ресторане в День Победы... милиция... и, спасаясь от нее, Кузнецов прыгает в пролет лестницы.

Этот финал потрясает при всей его неожиданности. Но, впрочем, неожиданность эта только кажущаяся. Потому что Кузнецов старался, конечно, отыскать доказательства своей правоты, но не смог сделать этого. Прежде всего потому, что нет и не может быть таких доказательств. И он подсознательно чувствовал это, потому и метался, и дрался, и шумел. Только поняли мы это в самом конце фильма, уж очень живым человек казался, упорным и цельным.

Вот такой фильм, вот такая драма... Е. Григорьев и М. Пташук сделали его, проявив в равной мере психологическую точность и способность к состраданию, показав и неизбежность финала, и сожаление о герое, потому что когда погибает человек, его всегда жаль, и такой финал – может быть, единственный способ пожалеть о Кузнецове.

И еще об одном хотелось бы сказать в заключение. Многие реплики, произнесенные в фильме героями А. Филиппенко, Михаила Ульянова, можно слышать и сейчас, причем произносятся они абсолютно серьезно и даже с пафосом. Так вот фильм говорит о том, что время мыслей, высказанных в них, безвозвратно прошло. И чем скорее это станет ясно всем – тем лучше. На это направлен, этому служит прекрасный фильм «Наш бронепоезд».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.