|
|||
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ а) Прежде всего студенту следует четко понимать, какой вид самостоятельной работы он собирается выполнить, и в чем заключается его специфика. И уже из этого надо исходить при построении плана дальнейших действий. Если это, предположим, эссе или творческая работа, то здесь возможен более свободный, личный, так сказать авторский стиль изложения. Здесь будет как раз цениться неординарность мысли, ее творческий полет, какие – то личные размышления и оценки автора, даже если они в чем – то и не совпадают с какими – то общепринятыми точками зрения и распространенными оценками. Главное, конечно, чтобы автор как – то обосновал эти свои выводы и оценки. Если это, скажем, доклад, который, как правило, готовится на 5 – 10 минут, то здесь важна информативность, насыщенность какими-то интересными фактами, чтобы за эти несколько минут аудитория получила интересные сведения по данной проблематике, на которые, возможно не обращается столь пристального внимания на лекции. Если это реферат, то здесь следует помнить, что это форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему критически освоить один из разделов программы данной дисциплины. Здесь важно четко продумать структуру реферативной работы – объем, компоновку и формулировку глав, необходимо критически подойти к выбору источников и литературы. При необходимости по всем этим вопросам следует проконсультироваться с преподавателем. б) Студент должен ответственно подойти к выбору темы своей будущей работы. Она должна быть, прежде всего, интересна самому студенту, вызывать у него потребность разработать именно ее. Он должен понять – может ли он в должном объеме этот материал разработать, найти необходимую литературу и источники, взвесить – достаточно ли их для раскрытия темы в должном объеме. Только оценив все эти факторы, он должен принять решение о выборе той или иной темы. И здесь тоже не лишне проконсультироваться с преподавателем. в) Следует тщательно подойти к подбору источников и литературы. Именно правильно подобранная литература – это одно из важных условий успешного выполнения самостоятельной работы любого вида и уровня. Здесь следует учитывать и иметь ввиду такие аспекты как: количество источников и литературы (думается, что при составлении доклада или конспекта можно обойтись 2 – 3 источниками, при написании реферата этот круг должен быть расширен до 10 – 15 источников, но это, конечно, лишь сугубо примерные рекомендации, здесь возможны и другие пропорции); новизна данных изданий, степень отражения ими новейших фактов, исследований и тенденций в современной исторической науке. И опять же при подборе литературы обязательно надо советоваться и консультироваться с преподавателем. г) Важным видом самостоятельной работы студента является подготовка и написание конспекта. Этот вид работы учит ориентироваться в тексте статьи, монографии, исторического документа, выделять в нем главное и второстепенное, разбивать его на абзацы, находить в них самое главное, выделять тезисы и фиксировать их в тетради. Поэтому студент должен ответственно подходить к конспектированию литературы и источников, ибо правильно составленный конспект развивает у студента чувство текста, навыки работы с ним, позволяет выделять и находить самые главные мысли и факты, что необходимо, думается, специалисту в любой области. д) Студент должен умело и грамотно распределить время и сроки выполнения своей будущей работы, составить некий план работы и по возможности придерживаться его. Это дисциплинирует, помогает эффективно распределить время и в целом позитивно отражается на качестве выполняемой работы. е) И самое главное – на всем этапе выполнения самостоятельной работы во всех ее формах и видах – от начала и до завершения – студент должен всегда рассчитывать на помощь и поддержку преподавателя, должен обращаться к нему за помощью и консультацией по всем возникающим вопросам и затруднениям – и выбор темы, ее актуальность, и структура работы, и подбор литературы и так далее. Только в таком симбиозе, союзе студента и преподавателя, в их совместном сотрудничестве и кроется залог успешного выполнения студентами самостоятельной работы, достижения ими поставленных целей.
|
|||
|