|
|||
Приложение 1. Перечень рекомендуемого оборудования кабинета учителя-дефектолога.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Методические требования к кабинету учителя – дефектолога в общеобразовательной школе.
Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. Организация рабочего пространства специалиста должна соответствовать следующим критериям: • Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований. • Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер). Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
-учебную зону
Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания). Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры. (см. Приложение1) Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога) -диагностическую зону
-методическую зону (пособия, программы и документация специалиста)
Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся. (см. Приложение 2) Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. (см. Приложение 3) Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета. Консультативная зона предусматривает организацию рабочего места для проведения консультаций. Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов. Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния учащихся. В соответствии с особенностями учащихся, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста с этими учащимися следует выделить следующие развивающие среды. Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры и комплекты Монтессори). Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; шумовые коробочки Монтессори; музыкальные инструменты; игровые пособия «Звуковое лото» и др. Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз): наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; мячи с шипами; тактильные коврики; контейнеры с природными материалами; Монтессори материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; Монтессори материалы для развития различения объемных форм стереогнозиса; пособие «Почтовый ящик». Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие. Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):
Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): Материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др. Материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия; образовательные конструкторы «ЛЕГО», демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал», «Пространственные представления в речи». Материалы для развития мышления: учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO; LEGO-мозаика и др. Материалы для развития речи и представлений об окружающем: учебные пособия, плакаты серии (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др.); предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела. Материалы для формирования учебных навыков: комплект учебников по программам, комплекты рабочих тетрадей с печатной основой для детей с ЗПР; наборы букв, цифр; счетный материал, пособия для закрепления учебных навыков для 1-4 классов начальной школы; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела. Приложение 1. Перечень рекомендуемого оборудования кабинета учителя-дефектолога. 1. Рабочий стол. 2. Стул мягкий офисный – 2 3. Стеллаж/шкаф для пособий и развивающих игр 4. Классная доска 5. Парта – 3 6. Стулья к парте – 6 шт 7. Подставка для документов Аппараты и приборы:
8. Часы песочные – 1мин. 3 мин. 9. Магнитофон 10. Компьютер 11. Принтер 12. Расходные материалы.
|
|||
|