Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция «Мышление». ЗАДАНИЕ



Лекция «Мышление»

ПЛАН

1. Понятие «мышление».

2. Мыслительные операции.

3. Виды мышления.

4. Формы мышления.

5. Способы мышления.

ЗАДАНИЕ

Изучите лекционный материал, законспектируйте основные понятия (кратко) по плану.

 

1. Понятие «мышление».

Через органы чувств - единственные каналы связи организма с окружающим миром - информация поступает в мозг. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

GОпределение. Мышление—это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека при воздействии среды — человеческого общества.

 

2. Мыслительные операции.

Мыслительные операции - это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон с целью лучшего познания чего-либо.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них, что помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию, Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей. В конкретных представлениях человек не стремится отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремится представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Обобщение - выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

 

3. Формы мышления

Мышление человека протекает в форме понятий, суждений и умозаключений.

- Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях.

Основные понятия формируются в ходе всего исторического развития человеческого общества и являются результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Однако усвоение этих понятий осуществляется индивидуально каждым человеком в процессе его развития. Без понимания нет успешного усвоения знаний о действительности, нет глубокого познания реальности.

- Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

- Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

 

4. Виды мышления

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (абстрактное)

- Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

- Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

- Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

5. Способы мышления.

Индукция и дедукция – это два противоположных метода рассуждения. Они не исключают друг друга и обычно используются для оценки определённых выводов.

Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Деду́кция - способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём от общих положений к частным выводам.

Объективной материальной формой мышления является язык (речь). Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

ИНТЕРЕСНО J

 

Все люди делятся на два типа: «художники» и «мыслители». У одних хорошо развито левое полушарие — логическое мышление, а других – правое полушарие, которое отвечает за образное мышление. В зависимости от того, какая сторона мозга у человека является ведущей, определяются его способности и характеристики личности.

 

Левое полушарие Правое полушарие
Люди ориентированы на достижение цели, хорошо организованы, обладают острым мышлением и редко бывают рассеянными. Неорганизованные, непредсказуемые и эмоциональные люди, при этом хорошо сходятся с другими и имеют философский склад ума.
Всё делают строго по списку, обрабатывают информацию в четком порядке, чтобы упростить ежедневное планирование и выполнение задач. Действуют спонтанно, все время срывают сроки сдачи работы. Задачи выполняются вперемешку и частями. Видят картину в целом, а не детали.
Чувства не мешают принимать решения. Склонны принимать решения и действовать, опираясь на чувства.
Имеют способности к математике и точным наукам. Имеют способности к творческим профессиям.
Хорошо структурируют свою работу и всегда читают инструкции. Решают проблемы, опираясь на интуицию, не любят читать инструкции.
Любят работать в одиночестве и в спокойной обстановке, выводы делают опираясь на исследования. Отлично работают в группах, предпочитают проекты, где нужны творческие способности.
Предпочитают классическую музыку. Любят рок и могут заниматься работой под музыку или включенный телевизор.
Любят собак. Любят кошек.

Люди с хорошо развитым левым полушарием любят все контролировать, им удается хорошо организовывать процессы. Из них получаются отличные лидеры в учебной группе или для выполнения проекта. Им трудно сработаться с теми, кто не так серьезно относится к делу, и со «свободомыслящими» коллегами.

Основная проблема тех, у кого развита лучше правое полушарие, что необходимо проекты и задачи когда-то закончить. Таким людям стоит учиться организованности, упорядочивать мысли и планы, записывать ориентиры в работе и доводить дела до конца.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.