Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ…. 3. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СТАРШИХ  ШКОЛЬНИКОВ… 5. ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ…24. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…



 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

 

Кафедра

Общей и организационной психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Психологические причины неуспеваемости школьников

 

Специальность Психология

 

Автор работы студентка 3 курса 620517 группы ___________ Е.А. Кольбух

                                                     подпись

 

Руководитель                                                         ____________  Л.С. Янчук

                                                     подпись

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СТАРШИХ  ШКОЛЬНИКОВ………… 5

1.1 Характеристика понятия «школьная неуспеваемость»……………………. 5

1.2Осознанность как способ решения проблем со школьной неуспеваемостью Прокрастинация………………………………………….....................................11

1.3. Буллинг как одна из причин школьной неуспеваемости. Способы борьбы с буллингом……………………………………………………………………... 14

Выводы по главе……………………………………………………………… ...21

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ…………………………………………………………24

2.1 Организация и методики исследования…………………………………....24

2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования…………………..27

Выводы по главе………………………………………………………………... 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..31

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...34

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

К настоящему времени в развитых странах мира система образования приобрела достаточно общие черты при сохранении своеобразия, обусловленного теми или иными национальными традициями. Система образования изменяется, приближаясь к уровню новых политических, социальных, педагогических требований новой эпохи. Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики - курс на демократизацию образовательных систем, дифференциация образования, гуманистическая направленность воспитания, использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность и самостоятельность учащихся, модернизация классно-урочной системы, опытно-экспериментальная деятельность, использование новейших технических средств, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.

Но все эти преобразования, модификации и позитивные преобразования служат единой цели. Одним из главных показателей эффективности достижения этой цели служит такой параметр, как «успеваемость ученика». Но существует серьёзная проблема в определении данного параметра, потому как в это понятие разные исследователи, педагоги и психологи вкладывают своё значение. Но разбирая понятие «успешность» мы не можем пройти мимо характеристики «не успешность», «неуспеваемость». Поэтому приступим к последовательному разбору этих понятий.

Цель данного исследования – рассмотреть психологические причины школьной неуспеваемости.

Объект исследования – школьная неуспеваемость как психологический феномен.

Предмет исследования – психологические причины школьной неуспеваемости.

Задачи исследования:

1.Выявить причины школьной неуспеваемости в старшем школьном возрасте.

2 . Найти способы борьбы с неуспеваемостью.

Гипотеза исследования: успеваемость в старшем подростковом возрасте обуславливается комплексом индивидуально-психологических характеристик и условий.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературных источников;

- диагностические методы: «Методика самооценки психических состояний» (Г.Ю. Айзенк), тест школьной тревожности Филлипса, анализ успешности обучения детей;

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 16– 17 лет (15 мальчиков и 15 девочек, все подростки воспитываются в полных благополучных семьях, не состоят на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних).

База исследования: УО «Средняя школа №5 г. Новогрудка»

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования при организации коррекционной работы со школьниками с низкой успеваемостью учебной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении современных исследований факторов школьной неуспеваемости.

 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Характеристика понятия «школьная неуспеваемость»

Психологические причины школьной неуспеваемости старших школьников.

 

Школа для ребенка очень важный элемент социализации, и наряду с родительским воспитанием, именно в школе для него открываются определенные ценностные ориентиры и модели поведения.

Проблема школьной неуспеваемости– одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно- бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно – мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных отметок. Отставание в учении, плохие отметки чаще всего остро, до слез переживаются детьми. Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки.

 

Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных мероприятиях, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям, общению со сверстниками. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается

М.М. Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая».

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. На практике под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные отметки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности. Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Успешность обучения можно трактовать как полное или превосходящее ожидание достижения его целей, которое обеспечивает развитие ученика для перехода его на более высокие уровни обученности и саморазвитие как внутренне обусловленное изменение личностных качеств.

Учебная успешность подростка в ученическом коллективе формируется эффективно, если в процессе изучения дисциплин реализуются следующие педагогические условия:

- подросток включен в учебно-исследовательскую и проектную

деятельность, стимулирующую его собственное целеполагание и

положительные мотивы обучения;

-педагог готов к культуре педагогической деятельности, обеспечивающей субъектное взаимодействие с подростком;

- интегрируются ситуации успеха, развития критического мышления, игровые технологии, что поддерживает соответствующую эмоциональную атмосферу в процессе обучения.

 

В психолого-педагогической литературе ситуация успеха рассматривается как фактор развития отношений сотрудничества учителя с учащимися.

В учебной деятельности под «ситуацией успеха» И.А. Ларионова понимает : «Целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого учащегося в активную учебную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся на выполнение учебной задачи и способствуют адекватному восприятию результатов своей деятельности» [17, с. 89].

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание психологами и педагогами (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский, И.В. Дубровина, Л.И.Божович.).

В психолого-педагогической литературе понятие «неуспеваемость» трактуется по-разному.

В психолого-педагогическом словаре дано следующее определение неуспеваемости: это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии в образовательном учреждении обучающихся, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам [5, с. 89].

 Успеваемость - является результатом обучения. Это степень успешности занятий учащихся, усвоения ими совокупности знаний, навыков и умений, теоретических знаний по учебным предметам. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой [3, с. 89]. Стоит подчеркнуть, что успешность обучения ученика является одной из составляющих его психологического здоровья, на сохранение которого направлено внимание психолого-педагогического сообщества.

Выделяют раннюю и позднюю школьную неуспеваемость.

Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:

-педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу);

-психологическая неготовность к обучению

-низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);

-низкий темп работы

-повышенная эмоциональная сензитивность

-астеничность, соматические проблемы

-нарушение анализаторных систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);

-недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).

-Неблагоприятная обстановка в семье (разводы, ссоры родителей, рождение второго ребенка и т.п.)

- Неблагоприятная обстановка в школе (часто возникает на основании вышеуказанных особенностей ребенка, таких как медлительность, эмоциональность, тревожность; в случае неприятия педагогом этих особенностей, при конфликтах семьи и школы и т.д.).

Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. Обычно при переходе начальной школы в среднее звено успеваемость снижается. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.

-Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.

-Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться плюс усложнение программы приводит к неуспеваемости бывших троечников.

-В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.

-Кроме того в средней школе может закрепиться ранняя неуспеваемость, появившаяся еще в начальных классах.

 

Н.А.Менчинская трактовала причины неупевпаемости следующим образом:

1) низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебной деятельности и сохранением позиции школьника

2) высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и частичной (или полной) утратой позиции школьника

3) низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и тем самым частичной (или полной) утратой позиции школьника

     Л.С. Славина – выделяет типы неуспевающих учеников в зависимости от доминирующей причины неуспеваемости:

-учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения

-дети со слабыми способностями учения

-с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда

-не умеющие трудиться

-дети, у которых отсутствуют учебные и познавательные интересы

Коллектив под руководством И.В. Дубровиной:

-недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова (школьник плохо понимает, не способен качественно усваивать школьные предметы и т.д.)

-недостатки в развитии мотивационной сферы детей (недостаточная сформированность основных психологических процессов)

 

.М.К.Акимова и В.Т.Козловатрактовали неупеваемость следующим образом:

1) Ученик, не желающий учиться. (сначала хочет, потом остывает).

2) Ученик, не умеющий учиться.

3) Ученик, которого трудно учить.

 

По Божович причины неупеваемостив в следующем:

-Мотивационный аспект;

-Слабые навыки самоорганизации;

-Низкий уровень познавательных интересов;

-Несформированность умения учиться, как неумение выполнять трудовую деятельность;

-Интеллектуальная пассивность;

-Возникновение смысловых барьеров.

 

Неуспеваемость проявляется в том, что ученик не имеет сформированных навыков чтения, счета, слабо владеет мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, плохо усваивает учебный материал. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой кроется комплекс негативных качеств личности, не соответствующих требованиям школы, общества. Это явление весьма нежелательно и опасно с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные ученики бросают школу, пополняют группы риска. Поэтому неуспеваемость как сложное и многогранное явление школьной реальности требует разнообразных подходов при его изучении и решении [6, с. 45].

Проблема успеваемости учащихся рассматривается с позиции, как педагогики, так и психологии.

 

Так как результативность учебной деятельности это не только успешность и неуспешность школьника, но показатель мотивации к учебной деятельности, рассмотрим трактование понятий успеваемость и неуспеваемость. Успеваемость - является результатом обучения. Это степень успешности занятий учащихся, усвоения ими совокупности знаний, навыков и умений, теоретических знаний по учебным предметам. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой [3, с. 89]. Стоит подчеркнуть, что успешность обучения ученика является одной из составляющих его психологического здоровья, на сохранение которого направлено внимание психолого-педагогического сообщества.

Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается еще не-достаточно хорошо исследованной. И связано это с тем, что неуспешность как сложное, многогранное явление школьной действительности требует разносторонних и неоднозначных подходов при её решении.

Итак, с педагогической точки зрения неуспеваемость большинством ученых рассматривается как отставание ребенка в учебе, выражающаяся в пробелах в знаниях, умениях. С точки зрения психологии неуспеваемость, прежде всего, связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.

 

1.2 Осознанность как способ решения проблем со школьной неуспеваемостью. Прокрастинация. Индивидуальный подход к конкретной проблеме.

Предупреждение неуспеваемости ребенка возможно при своевременном выявлении и устранении, причин, которые могут привести к невозможности реализовать потенциал школьника в учебной деятельности.

В этом может помочь осознанный подход к учеников и учителей к деятельности в школе.

Осознанность — понятие в  размытое понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего. Осознанность включается в более общее понятие внимательности.

Мне ближе понятие осознаности как способности человека подключать мозги в желаемый момент.

Звучит не так уж и сложно, но в условиях реальной жизни очень мало кто применяет эти правила на себя. Вспомните, сколько раз вы просто «отключались» на скучной лекции? Сколько раз начинали смотреть в телефон на встрече с друзьями, когда интересный диалог не клеился? А как часто вы ловили себя на мысли, что за целый день не съели и маковой росинки, только потому, что вы чем-то сильно увлеклись? Или ответьте себе честно: как часто на работе, вместо того чтобы заниматься действительно важными делами вы читаете новости в интернете или играете в онлайн-игры? Если всё это вам более чем знакомо, значит, настало время обратить своё внимание на повышение осознанности и избавление от привычки прокрастинировать.

Прокрастинация –это психологическое состояние, в котором человек склонен откладывать все важные дела на потом или замещать их менее энергозатратными задачами. Тем самым он создает себе искусственные условия горящих сроков в которых он испытывает смесь из давления, стресса, стыда и разочарования.

Осознанность в повседневной жизни сильно меняет взгляд на стандартные вещи и ситуации. Осознанный человек учится  действовать в условиях частичной неопределённости, отдавая себе отчёт в желаниях и возможностях: физических, моральных, материальных Развитая осознанность помогает человеку делать наилучший выбор при принятии решений в различных ситуациях и разных жизненных сферах, в отличие от того, как он привык делать это обычно или под воздействием внешних обстоятельств, например, кто-то сказал или посоветовал.

Осознание помогает человеку понять насколько он продвигается к намеченным целям, достаточно ли у него энергии и ресурсов для достижения целей. Каких навыков, умений и качеств ему для этого не хватает. Что ему надо изменить в своей стратегии достижения цели.

Представьте, что вы смотрите фильм, в котором главный герой поступает совершенно нелогично и необдуманно под влиянием эмоций или несобранности. Вы раздосадованы: «Как же так, ведь очевидно, что так делать нельзя! Вот если бы ты поступил по-другому – всё было бы иначе!» Так вот, самоосознанность – это когда вы являетесь непосредственным участником событий и сторонним наблюдателем одновременно.

Этому можно научиться,например стараясь не делать ничего на автомате, когда потом вспоминаешь: "Выключила ли газ?". Фиксируйте на первых шагах каждое действие. Я выключаю свет. Я запираю дверь. Я разговариваю с другом. Одним словом, осознавайте себя здесь и сейчас!

Примерный план самоанализа .

Что делать?

1. Определить для себя все текущие сферы деятельности, которые существует в реальном мире, типа семья, работа, бизнес или другое.

2. Определить в каждой отдельной сфере, куда хочется прийти, что хочется буквально получить. Обозначить для себя результат.

3. Определить как на самом деле обстоят дела в каждой сфере. Насколько сильно отличается нужный вам результат, от того, который имеется.

4. Оставить ненадолго первые 3-и пункта.

5. Перейти к Цели. Определить для себя, "а что является для меня самой главной целью". Как минимум главной целью на год.

6. Возвратиться к первым 3-ём пунктам. Убрать всё лишнее, что не соответствует текущий цели. И забыть про это.

7. Начать действовать только исходя из цели. Ориентируя на неё поставленные результаты в каждой сфере своей жизни.

 

И последнее: с большой силой приходит большая ответственность. Существует тонкая грань между уверенностью и самоуверенностью, так что не переборщите. Меняйте себя, но не изменяйте себе.

Понятие осознанности тесно связано и с ответственностью, которую принимает на себя человек за свои действия или бездействия.

Делая осознанный выбор человек принимает на себя ответственность, за «авторство» своих планов, действие или бездействие и, соответственно за получаемые результаты. А это значит, что он реже обвиняет обстоятельства, других в том, что он получает в жизни.

Когда человек является автором своих выборов и решений, которые он делает осознанно, он получает радость и удовольствие как от самого процесса, так и полученного результата. Проще говоря осознность как часть познавания мира помогает стать более свободно и независимой личностью а не частью ведомой толпы.

 

1.3. Буллинг как одна из причин школьной неуспеваемости. Способы борьбы с буллингом.

 

Школа для ребенка очень важный элемент социализации, и наряду с родительским воспитанием, именно в школе для него открываются определенные ценностные ориентиры и модели поведения.

В современном мире все больше материальное преобладает над духовным. И это опасно для развития современного общества. Ученые говорят о том, что эту ситуацию нужно менять и это возможно сделать через воспитание вообще и воспитание в школе. Необходим пересмотр отношения людей к проблемам морали. «Только нравственное воспитание может дать людям надежду на сравнительно спокойное будущее».

Так как дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью в три раза чаще по сравнению со сверстниками я считаю что травля явлется одной из основных причин школьной неуспеваемости.

Тра́вля (бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (в данном контексте коллектива школьников) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Очень важно отличать травлю от обычного конфликта. Главными признаками травли является насилие, неравновесность сил, но самый главный фактор — это систематичность.

В сложных случаях  травля может принять некоторые черты групповой преступности.

Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную: распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней — мы с тобой не друзья»). Также могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища.

Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов. С распространением интернета появилась новая форма травли — кибербуллинг, травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и так далее.

С каждым годом явление буллинга становится все более распространенным.

Есть три основные роли участников ситуации буллинга ― это жертва, преследователь, свидетель. Роли могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков.

Для жертв травли характерна чувствительность, тревожность, склонность к слезам, физическая слабость, низкая самооценка, у них мало социальной поддержки, друзей, такие дети предпочитают проводить время со взрослыми. В качестве образца жертвы травли можно описать замкнутого ребенка с поведенческими нарушениями, отрицательными убеждениями о самом себе и социальными и коммуникативными сложностями. Такие особенности могут формироваться и в качестве последствий травли, но могут выступать ее предпосылками, восприниматься в качестве «сигналов» для других детей о том, что этого ребенка легко сделать жертвой. Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.

Дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью в три раза чаще по сравнению со сверстниками, имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез и совершают попытки суицида. В результате такого опыта у них формируется представление о мире как о полном опасностей, а о себе как о неспособном повлиять на происходящее.

 

Жертвами травли в школе чаще всего становятся:

•   двоечники;

•   круглые отличники;

•   любимчики учителей;

•   физически слабые дети;

•   дети, гиперопекаемые родителями;

•   ябеды;

•   дети учителей;

•   страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;

•   не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;

•   вундеркинды;

•   дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);

•   дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;

•   представители национальных меньшинств;

•   представители сексуальных меньшинств.

Есть случаи, когда жертвами травли становились учителя.[37]

Типичного преследователя можно описать как человека импульсивного и готового применить насилие для самоутверждения. Дети, практикующие преследование других детей, склонны демонстрировать грубость и отсутствие сострадания к жертве, могут быть агрессивны со взрослыми, им трудно соблюдать правила. Они могут представляться одиночками с дефицитом социальных навыков, но это не так: они менее депрессивны, одиноки и тревожны, чем их сверстники, и часто имеют среди них высокий социальный статус и группу сообщников, пусть даже небольшую.

Преследователи обладают высоким эмоциональным интеллектом, они хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют детьми. Основными мотивами буллинга у преследователей являются потребность во власти, чувство удовлетворения от причинения вреда другим и вознаграждение ― материальное (деньги, сигареты, другие вещи, отбираемые у жертвы) или психологическое (престиж, социальный статус и тому подобное). Негативные последствия того, что такое поведение для них становится привычным, — низкая успеваемость и прогулы, драки, воровство, вандализм, хранение оружия, употребление алкоголя и табака.

Зачастую зачинщиками травли становятся дети с психическими расстройствами.

Хотя есть версия что вне ситуации буллинга дети которые становятся организаторами и свидетелями травли могут быть очень хорошими детьми.

Свидетели травли.

Третья группа участников буллинга— это свидетели, именно в нее входит большинство участников. Интересно, что практически все дети (но чем старше, тем реже) сообщают о чувстве жалости к жертве, но меньше половины пытаются ей помочь. Реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего: присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение (улыбка, смех и тому подобное) свидетелей служит вознаграждением для преследователей, а сопротивление и попытки поддержать жертву удерживают преследователя от дальнейшего насилия. Свидетели сталкиваются с внутренним конфликтом, который состоит в том, что попытка прекращения травли сопряжена со страхом лишиться собственной безопасности и собственного статуса в детском коллективе. Негативным последствием для свидетелей травли становится формирование мироощущения, когда они воспринимают среду как небезопасную, переживают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к агрессору. У свидетелей слабеет способность к эмпатии.

Почему подростки вовлекаются в буллинг? Зачастую просто от скуки. Таких любителей травли называют еще сплетницами, потому что, как правило, к данному типу относятся девочки. Ими руководит скорее не желание кому-то навредить, а стремление развеять скуку. Однако есть и те, кто использует изощренные формы травли и преднамеренно доводит человека до срыва. Подобный террор в итоге может даже закончится суицидом жертвы травли. Таким образом стоит отличать травлю от шалостей , слов сказаных в плохом настроении и как последствие плохого воспитания и прочего.

Принято считать, что  причины буллинга кроются и в следующем:

-Борьба за лидерство

-Столкновение разных субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним.

-Агрессивность и виктимность.

-Наличие у ребенка психических или физических изъянов.

-Низкая самооценка.

-Зависть.

-Отсутствие предметного досуга.

Если у родителя есть подозрения,  что его ребенок стал жертвой буллинга,   то в  первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми. Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

 

Необходимо обращать внимание на следующие симптомы у ребенка:

-неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

-возвращается из школы подавленным;

-часто плачет без очевидной причины;

-никогда не упоминает никого из одноклассников;

-очень мало говорит о своей школьной жизни;

-не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

-ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

-одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не приглашает  к себе.

 

Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга:

-прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;

-убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

-сообщить об этом учителю и школьному психологу;

-сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

-если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;

-при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

-в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;

-ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».[36]

 

Советы подростку, оказавшемуся жертвой буллинга:

Игнорируйте обидчика. Иногда простое игнорирование может стать наиболее эффективным решением. Задирам часто необходимо внимание. Не получив желаемой реакции, они могут просто сдаться и переключиться на другую жертву.

Многие отказываются игнорировать издевательства, так как это кажется трусливым поведением. Но подумайте, действительно ли стоит связываться с хулиганами? Возможно, вам не нравится чувствовать себя трусом или слабаком, но почти всегда ваш ответ лишь ухудшит ситуацию. Агрессия лишь возрастет, и задира удвоит свои усилия. Попытайтесь не обращать на него внимания около недели и посмотрите, что из этого получится.

Найдите силу в численности. Друзья – хороший способ противостоять задирам. Заручитесь поддержкой верных друзей. Например, если о вас распускают слухи, то держитесь тех друзей, которые отказываются верить в лживую болтовню. Будьте вместе во время обедов, на переменах и после уроков. Возможно, в их присутствии вас не станут задирать.[36]

Помимо уже имеющихся друзей, знакомьтесь с новыми людьми, имеющими схожие интересы. Можно записаться в интересующий вас кружок, секцию или спортивную команду. Это поможет вам расширить круг общения.

Говорите о проблеме. Если вы стали жертвой травли, то важно озвучить эту проблему, рассказав о ней другу, родителям или школьному психологу. Так вам будет проще бороться со страхами и отчаянием. Научившись контролировать собственные эмоции, вы сможете найти решение проблемы с задирами.

Умейте постоять за себя. Если игнорирование не работает, то вам нужно не давать себя в обиду. Часто задиры обращают внимание на людей, когда чувствуют, что те не смогут дать отпор. Для этого можно дома подготовить несколько моделей поведения, когда на вас будут «нападать» обидчики. Если вы окажетесь крепче ожидаемого, то ваш обидчик может отступить.

Обратитесь к старшему. После пересечения определенной черты вы должны рассказать о травле кому-то из старших. Если задира продолжает изводить вас, несмотря на все попытки игнорировать или противостоять, то вы должны сообщить об этом.

Родитель, учитель, классный руководитель, директор или другое авторитетное лицо должны вмешаться в ситуацию. Обратитесь к взрослому, которому вы доверяете, который сможет верно оценить ситуацию. Если вы знаете тех, кто видел агрессивное поведение или стал его жертвой, то попросите этих людей прийти на разговор вместе с вами.

Научитесь уверенности в себе. Забияки часто выбирают себе жертву среди людей с низкой самооценкой. Проявляя уверенность, вы тем самым защитите себя от издевательств. Занимайтесь такими делами, которые повысят вашу самооценку и придадут уверенности в себе.

 

Повышение самооценки помогает противостоять обидчикам, но важно помнить, что агрессия происходит не по вашей вине. Вам никогда не помешает повысить самооценку и поднять себе настроение, вне зависимости от ситуации, чтобы вам было проще п



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.