|
|||
Мать – и – мачеха». Калиничева Виктория Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Починка
Конспект ООД по исследовательской деятельности «Мать – и – мачеха»
Подготовила и провела воспитатель: Калиничева Виктория Александровна
2019г. Цель:Ознакомление детей с первоцветом – мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста. Оборудование:картинки с изображением мать – и – мачехи, её основных частей, предупреждающий знак «Осторожно, первоцветы!». Предварительная работа:беседы о приходе весны, первоцветах, рассматривание картинок с изображением первоцветов. Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу смотрю вокруг и не пойму: зима ещё или весна уже наступила? (ответы детей: Весна!) Воспитатель: А как вы узнали, что уже весна пришла? ( ответы детей: Солнышко стало припекать, снег подтаял. Стал серым. Появились проталинки, кое-где побежали ручейки талой воды. На пригорках, из-под снега, показались первые растения. Прилетели грачи) Воспитатель: Но ведь ещё холодно. (ответы детей: Так ведь это ранняя весна. А в это время года бывает и холодно. Может, даже снег выпасть, а по ночам случаются заморозки) Воспитатель: А вы говорили, что можно встретить первые растения. А знаете, как одним словом называют растения, которые первыми встречают весну? (если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает им, задавая наводящие вопросы, подводя к слову – первоцветы) Воспитатель: А какие первоцветы вы знаете? (ответы детей: подснежники) Воспитатель: А я по дороге к вам видела ещё одно растение из первоцветов. Хотите увидеть его?Тогда собирайтесь на улицу. Воспитатель: Ребята, что вы видите на этой полянке? Это растение тоже первоцвет, и называется оно мать – и – мачеха. Повторите его название. (Дети повторяют) Воспитатель: давайте внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её. Из каких частей она состоит? (Корень, стебель, цветок) А нам виден корень? (Нет )Почему? (Потому что он под землёй). Тогда давайте рассмотрим его на картинке (Показывает картинку) У мать – и – мачехи очень мощное корневище. Оно имеет несколько разветвлений, на которых образуются почки, из них вырастают новые растения. Теперь опишите стебель, пожалуйста. Какой он? (Ответы детей) Это не длинные стебли, на них растут буроватые чешуйки, которые плотно прилегают к стеблю. Посмотрите поближе. Чем покрыт стебель? (Лёгким пушком)Как вы думаете, какая польза растению от пушка и чешуек? (Ответы детей) Да, пушок и чешуйки защищают мать – и – мачеху от холода ранней весной. Что находится сверху стебелька? (Цветок) Какой он по форме? (Круглый) Какого цвета? (Жёлтого) На цветы какого растения похож цветок мать – и – мачеха? (На одуванчик) Воспитатель:Если вы внимательно рассмотрите этот цветок, то увидите, что он не простой. А состоит из множества мелких цветочков. Это для того, чтобы выжить в холодную погоду. Один такой маленький цветочек просто замёрзнет, а вместе им ничего не страшно. Ребята, а чего же мы не видим сейчас у этого растения? (Ответы детей) Да, правильно, листьев. Они появятся позже, в конце весны – начале лета. Из бурых чешуек вырастут листья. Посмотрите на картинку. Какие листья по цвету, форме?(Ответы детей) Эти листья необычные. Крупные, тёмно-зелёного цвета: сверху они гладкие жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким ковриком волосков. Когда по ним проведёшь рукой, они как будто тёплые. За эту особенность растение и получило название: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать». Запомнили, почему это растение так называется? (да) Молодцы. Воспитатель: А я вот что ещё знаю про мать – и – мачеху. Когда у неё заканчивается срок цветения, происходит ещё одно удивительное превращение. Её стебелёк начинает быстро расти, вытягивается и выносит высоко вверх созревающие семена. Природа снабдила их маленькой воздушной подушкой – парашютом, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения, посмотрите на картинку (показывает картинку). Когда семечко приземляется, парашют отпадает. Так мать – и – мачеха размножается семечкам. Вспомните, как ещё она размножается? (почками на корневище) Я предлагаю в начале лета встретиться ещё раз с мать – и – мачехой и увидеть всё своими глазами. Согласны? (Да) А теперь давайте понюхаем цветочки. Пахнут? (Да) Пчёлы очень любят эти цветки, они собирают с них нектар, причём в то время, когда других цветущих растений нет. В свою очередь мать – и – мачеха бережёт капельки сладкого драгоценного нектара. Знаете как? (ответы детей) Утром она накрывает цветки, а перед ненастьем и на ночь закрывает, сохраняя нектар. Проснувшись после долгой суровой зимы, пчёлы и шмели летят к цветкам этого удивительного растения за мёдом. Пчеловоды с давних пор знают об этом замечательном качестве мать – и – мачехи и любят её за это. А ещё высушенные листья и цветки этого растения применяют как лекарство для лечения кашля. Воспитатель: Ребята, правда, интересное растение? (Да) Давайте ещё раз повторим, как оно называется. (Дети отвечают) -Почему оно так называется? -Почему мать – и – мачеха является первоцветом? - Что ей помогает выжить ранней весной в холодную погоду? - Какими способами размножается это растение? - Почему пчёлы любят мать – и – мачеху? - Для чего используют высушенные листья и цветы растения? Воспитатель: Ай да молодцы, детки. Внимательно всё рассмотрели, послушали, много запомнили. Давайте сделаем вокруг этого растения заборчик из палочек, чтобы никто случайно не наступил на него, и поставим в этом месте предупреждающий знак «Осторожно, первоцветы!» На проталинке – первый цветок Как же он беззащитен и мал! Резкий ветер его трепал, Пригибал стебелёк к земле, Леденил в предрассветной мгле, Но отважный цветок устоял! Опущусь перед ним на колени, Прикоснусь к лепесткам рукой – Сколько мудрости и терпения В этой капельке золотой! Т. Шарыгина. Дети делают заборчик из палочек, ставят знак. Воспитатель: Ребята, вы сделали очень хорошее дело. Берегите каждое растение.
|
|||
|