|
|||
Вопросы к экзамену по дисциплине «Философия»Вопросы к экзамену по дисциплине «Философия» на 2019/2020 уч. год. для студентов 1 курса Обсуждены и утверждены на заседании кафедры прот. № 1 от 30.08. 2019г. Составитель: Попелышко Д.М.
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. 2. Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества. 3. Специфика философского знания. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение. 4. Структура философии и её основные проблемы. Философия в бытии человека и общества. Роль философии в жизни человека и общества. Функции философии в системе культуры. 5. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока. 6. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм, атомизм, и материалистические тенденции ранней греческой философии. Проблема первоначала. 7. Классическая античная философия (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии. 8. Исторические этапы развития средневековой философии. Проблема соотношение разума и веры (А. Августин). Проблема универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского. 9. Философия эпохи Ренессанса (гуманизм, пантеизм, антропоцентризм). Развитие гелиоцентрической модели Вселенной. 10. Философия и наука в новоевропейской культуре. Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. 11. Философская мысль эпохи Просвещения. Основные идеи материалистической философии XVIII в. 12. Немецкая классическая философия. Критическая философия И. Канта. 13. Диалектическая философия Г. Гегеля. 14. Истоки и основные черты философии К. Маркса. 15. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Иррационалистическая философия А. Шопенгаура, С. Къеркегора, Ф. Ницше. 16. Философия экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). 17. Философская герменевтика. 18. Структурализм, постструктурализм. Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма. 19. Онтология как философское учение о бытии. Системная организация бытия. 20. Диалектика и ее исторические формы. Диалектика и синергетика. Основные законы и категории диалектики. 21. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. 22. Понятие природы и среды обитания человека (естественная и искусственная). Глобальные проблемы и перспективы человечества. 23. Основные стратегии осмысления человека в классической философии и неклассической философии. Свобода и ответственность личности. Проблема смысла жизни. 24. Деятельность как сущностная характеристика человека и ее виды. Социализация, образование, коммуникация. 25. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание. 26. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. 27. Структура познавательного процесса. Формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум, воображение и интуиция. 28. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма 29. Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. 30. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт, проблема, гипотеза. Научная теория и ее структура. 31. Понятие общества. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 32. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Понятие социального субъекта. Роль народа и личности в истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. 33. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Основные функции культуры. 34. Понятие техники и её роль в истории цивилизации. Глобальные проблемы информационного общества.
|
|||
|