Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 1. Введение. Древнейшие люди



Раздел 1. Введение. "Древнейшие люди"

Современная наука определяет возраст планеты Земля в пять миллиардов лет!

Шесть миллионов лет назад в Африке появились наши предки – человекообразные обезьяны.

И только около двух с половиной миллионов лет назад человек выделился из мира животных.

Давайте представим, что весь возраст Земли – это лента длиной в один метр. Тогда время, которое живет на Земле человек, будет составлять отрезок в несколько миллиметров. Это и есть история человечества.

Для удобства изучения ученые разделили всю историю на периоды – исторические эпохи: Первобытность, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Давайте определимся с понятиями.

Первобытность – это эпоха, которая охватывает период жизни людей с момента их появления на Земле (около двух с половиной миллионов лет назад) и до образования первых государств (четвертое – третье тысячелетие до нашей эры). Это самый длительный период в жизни человечества, его еще называют «детством человечества».

Следующий за Первобытностью этап – Древний мир. Он охватывает период с четвертого – третьего тысячелетия до нашей эры и до середины первого тысячелетия нашей эры.

А вы когда-нибудь задумывались, откуда появился человек на Земле? По этому поводу существует две основные теории: религиозная и теория эволюции.

Рассмотрим кратко каждую из них.

Религиозная теория. Согласно этой теории, человека создал Бог. В Библии (главной книге христиан) говорится, что Бог создал первых людей – Адама и Еву –из глины и вдохнул в них жизнь.

О том же говорится и в Священной книге мусульман – Коране.

Божественная теория происхождения человека имеет свое подтверждение и в древних мифах различных народов.

Например, древнегреческие мифы утверждают, что люди родились от богов, которые жили на Олимпе.

У древних славян миф о сотворении человека описан в русской летописи – «Повести временных лет». Летопись рассказывает о том, что, когда Бог мылся в бане, он утер пот тряпочкой и бросил ее на землю. Дьявол стал спорить с Богом, кто из них создаст из тряпки человека. Дьявол сотворил тело человека, а Бог вложил в него душу.

В финно-угорской мифологии, как и в Библии, говорится о том, что человека сделали из глины, а поскольку глина непрочный материал, то и люди живут недолго.

Необычная версия происхождения человека есть у африканского народа Йоруба. Они рассказывают такую легенду. Жил-был один бог по имени Олорун. Однажды он решил, что мир нужно как-то обустроить. Но самому ему не хотелось этим заниматься, и он поручил это дело своему сыну Оботалу. На тот момент Оботал был занят: он собирался на вечеринку, которую просто не мог пропустить.

Пока Оботал веселился, его отец принялся за дело. При помощи курицы и песка он создал Землю. В это время с божественной вечеринки явился его сын и принялся за создание нас, людей. Поскольку Оботал был сильно пьян, то и люди у него получились из рук вон плохо. А когда он протрезвел, то ужаснулся и все исправил.

Как видно из этих легенд и мифов, уже в древности люди задумывались о своем происхождении и пытались получить ответ на вопросы: откуда же взялся человек, от кого произошел и кто его создал?

Совсем иной взгляд на происхождение человека нам предлагает теория эволюции, которая стала набирать популярность в конце восемнадцатого века.

Если попытаться сформулировать эту теорию очень кратко, то получится тезис «Человек произошел от животных предков».

Впервые такую мысль высказал еще в конце восемнадцатого века французский естествоиспытатель Жорж-Луи де Бюффон. Его труд «Естественная история» был подвергнут резкой критике, а книга публично сожжена на костре. Граф Бюффон умер в 1788.

А в 1871 году другой ученый, Чарльз Дарвин, издал научный труд о происхождении человека. Он предположил, что у человека и обезьяны должен существовать общий предок, от которого они ведут свое происхождение. Такие выводы Дарвин сделал на основании сравнения строения тела человека и человекообразной обезьяны.

Во второй половине XVII и первой половине XIX веков были сделаны крупные археологические открытия. Ученые обнаружили следы жизни древнейших людей в Африке и Азии.

Эти раскопки позволили датскому археологу Кристиану Томсену разделить всю первобытную историю на три периода (по материалам орудий труда): каменный век, бронзовый век, железный век. Такая периодизация называется археологической.

Сегодня археологические находки зубов, челюстей, иногда черепов и скелетов являются основным доказательством происхождения человека от человекообразных обезьян.

Человекообразные обезьяны, австралопитеки, появились около шести миллионов лет назад в Африке. Они жили в саванне, где было всегда тепло, а кругом росла высокая трава. Чтобы лучше видеть в высокой траве, австралопитеки передвигались на двух ногах. Питались они в основном растительной пищей. В качестве орудий труда и охоты использовали ветки и камни.

Во второй половине XX века в той же Африке были найдены останки существа, названного Человек умелый. По остаткам костей ученые и художники восстановили его внешний вид. Как вы видите, древнейший человек, как и австралопитек, все еще очень похож на обезьяну. Ростом он был около ста двадцати сантиметров, передвигался на двух ногах. Он жил около двух с половиной миллионов лет назад и был первым человеком, изготавливающим орудия труда. Желая заострить край у камня, человек ударял по нему несколько раз другим камнем. Обычно для этого использовалась речная галька. Вы сами можете попробовать собственноручно изготовить такое орудие труда.

Следующим видом, более развитым, чем Человек умелый, но все еще похожим на обезьяну, был Человек прямоходящий. Уже из названия понятно, что этот человек передвигался исключительно на двух ногах, правда, движения его были неуклюжи.

Люди этого типа научились изготавливать из камня ручное рубило. Оно получалось довольно массивное, имело один тупой конец (он захватывался рукой) и другой конец – противоположный (заостренный) – рабочая часть.

Заостренным камнем можно было вырубить дубину и палку, разрезать шкуру животного, расколоть кость. Кроме ручного рубила люди пользовались дубиной и палкой-копалкой – это были первые орудия труда человека.

Наверняка, они покажутся вам очень простыми и примитивными! Но ни одно животное не может сделать простых орудий труда. Умение изготавливать их было главным отличием человека от обезьяны.

Жизнь древнейших людей проходила в поисках пищи и в борьбе с хищниками. Основным занятием людей было собирательство и охота. Собирали люди плоды диких растений, ягоды, коренья. Употребляли в пищу насекомых, ящериц, улиток. Охотились на стада быков, лошадей, оленей. Мужчины выслеживали стадо, незаметно подкрадывались к нему. Рассыпавшись цепью, размахивая копьями и горящими ветками, охотники гнали обезумевших от страха животных к обрыву или к другим охотникам, спрятавшимся в засаде.

Большую роль в жизни древних людей играл огонь. Огонь был самой страшной опасностью. Огня боятся животные и птицы. Боялся его и человек. Но люди поняли, что огонь может быть и верным другом: он может согреть, отпугнуть хищника, на огне можно приготовить пищу. Сначала человек не умел добывать огонь. Он только пользовался тем, что возникал естественным путем, например от молнии. А потом долгие годы поддерживал его. На одной из стоянок древних людей в Китае ученые обнаружили слой золы толщиной в шесть метров. Это говорит о том, что огонь в этом месте поддерживался сотни, а может быть и тысячи лет.

Даже имея в распоряжении огонь, древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища. Но и здесь жизнь людей была очень сложной и полной опасностей. В одиночку человек существовать не мог. Он погиб бы от хищников и голода. Несовершенные орудия труда заставляли человека трудиться сообща, сообща добывать себе пищу, бороться против хищников. Поэтому люди жили небольшими группами – коллективами, которые состояли из двадцати – тридцати человек. Коллектив древнейших людей называется человеческим стадом.

Древнейшие люди расселились почти по всему миру.

Около двухсот пятидесяти тысяч лет назад появился новый тип человека, которого ученые называют «неандерталец» или «древний человек». Внешне неандерталец был очень похож на современного человека. Ростом он был около ста семидесяти сантиметров, коренастый, с мощной мускулатурой, с относительно большой головой. Жили неандертальцы группами человек по сто и умели разговаривать. Хотя речь их была еще достаточно примитивной, но она уже позволяла соплеменникам обмениваться информацией и координировать свои действия на охоте. Древние люди жили в различных местах: в Европе – от Англии до Крыма, в Средней Азии, Палестине.

Ученые считают, что именно неандертальцами был открыт способ получения огня путем трения. Человек уже не пользовался природным огнем, а мог добывать его сам. Сухую палочку вставляли в трещину дощечки, рядом клали сухую траву. Потом крутили в ладонях палочку, пока трава не начинала тлеть.

Случайно или нет, но это изобретение совпало по времени с наступлением на Земле самого сильного оледенения.

Огонь дал человеку постоянную и надежную защиту от холода, а также от диких зверей. Люди стали употреблять в пищу вареное мясо.

Совершенствовались и орудия труда. Путем скола отщепов от большого камня получали два орудия – остроконечник и скребло. Остроконечник имел треугольную форму и мог использоваться как нож и как наконечник, скрепленный смолой и ремнями с рогатиной. Скребло использовалось при разделке туши, при обработке дерева.

Одним из главных занятий неандертальцев была охота. На месте раскопок археологи находят большое скопление костей мамонтов, бизонов, диких лошадей, медведей.

Мамонт мог убить человека одним ударом хобота или раздавить его своей могучей ногой. Поэтому на таких крупных животных охотились путем загона. Охотники пугали мамонта огнем, загоняли его в ловушку-яму, покрытую жердями и ветками. Провалившись в яму, зверь уже не мог выбраться, и охотники добивали его.

Помимо охоты путем загона существовала охота с помощью боласов: к двум концам длинного жгута привязывали камни и бросали их под ноги убегающему животному. Животное запутывалось, а тем временем набегали охотники и убивали его.

Но удача в охоте часто зависела от случая. И поэтому наряду с охотой неандертальцы, несомненно, занимались собирательством и рыболовством.

В неандертальском обществе появилось разделение труда между мужчинами и женщинами. Охота на хищников, оббивка камня стали мужским занятием, а собирательство, разделка туш – делом женщин.

Спасаясь от холодов, неандертальцы стали заселять пещеры, ведь теперь человек стал достаточно сильным, чтобы отстоять их у хищных животных.

Там, где не было пещер, люди стали рыть землянки и строить шалаши. Шалаши строились из крупных костей мамонта и имели округлую форму. Сверху их покрывали шкурами животных.

Шкуры животных также использовали и для изготовления одежды.

Человек современного типа – кроманьонец, или Человек разумный – появился около сорока тысяч лет назад.

О нем мы поговорим на следующем уроке.

А сейчас давай подведем итог.

В начале урока мы выяснили, что, согласно теории эволюции, процесс выделения человека из царства животных начался несколько миллионов лет назад. Десятки тысяч человеческих поколений сменяли друг друга. Каждое поколение перенимало опыт старших, добывало, как и они, пищу и в свою очередь передавало опыт детям и внукам. Сначала изменения происходили чрезвычайно медленно. Потребовалось почти миллион лет, чтобы древнейшие люди научились ровно обивать края у камня. Постепенно изменения в жизни людей происходили все быстрее и становились все более заметными.

Предмет и задачи учебного курса.  Место истории в системе общественных наук.

Рассмотрим, что представляет из себя историческая наука? Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект – это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, политическая сфера является объектом исследования социологии, политологии, правоведения и др. Однако каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет.

Предмет исследования – это то, на что направлено конкретное исследование, определенный аспект, грань реального объекта. Если объект не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования.

Социальные (общественные) науки имеют общий объект исследования – человеческое общество, но различаются предметами своего изучения. Каждая социальная наука изучает общее, присущее определённой сфере общественной жизни:

— экономика — общее в экономической сфере жизни современного общества, которое понимается как сфера материального производства, или совокупность экономических отношений во всех сферах общественной жизни;

— политология — общее в политической сфере жизни современного общества;

— теория государства и права — общее в развитии государства;

— культурология — общее, особенное и конкретное в существовании, функционировании и развитии сферы культуры;

— науковедение — общее, особенное и конкретное в развитии науки, в том числе и исторической;

— социология — общее в строении и функционировании современного общества; социальные группы в обществе; содержание общественного сознания и его изменения.

Особое место среди наук об обществе занимает философия. Философия и философские науки образуют философско-мировоззренческую и гносеологическую основу общественных наук:

— онтология вырабатывает философскую картину мира с помощью категорий, отражающих всеобщие свойства мира, в том числе и общества в его конкретном историческом развитии;

— гносеология обосновывает возможность и границы познания мира, в том числе и исторического процесса;

— логика выделяет и обосновывает правильное применение форм и операций мышления, необходимых для научного исторического познания;

- эпистемология изучает общее в научном познании, вырабатывает теорию научного познания, в том числе и научного исторического познания;

Объектом исследования всех общественных наук является человеческое общество. Вследствие этого, конкретные методы этих наук 9 могут широко применяться в исторических исследованиях. Более того, междисциплинарные исследования дают весьма плодотворные результаты.

Историческая наука — это система научных социальных институтов, исследователей - профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем. Научное объяснение любого явления, как в природе, так и в обществе может быть найдено лишь в том случае, если рассмотреть это явление в развитии, то есть исторически. Само слово «история» происходит от греческого слова – расследование, установление истины.

Объектом изучения истории, как уже отмечалось, является человеческое общество в целом. История, как особая отрасль знания, это наука, изучающая прошлое человечества. Таким образом, предметом изучения исторической науки является прошлое человечества.

Предмет исторической науки — это изучение закономерностей развития общества, а также его отдельных сегментов, явлений. Историческая наука изучает конкретное общество как в развитии в целом, так и всех сфер общественной жизни, на всех их уровнях строения, вплоть до жизни конкретного человека.

Издавна человека волновал вопрос о смысле истории. Пытаясь объяснить исторический процесс развития общества, многие мыслители выдвигали идею о том, что человечество движется к какой-то цели. Это представляется вполне естественным с религиозной точки зрения. В самом деле, если человек создан высшей сверхъестественной силой, то возникает вопрос, для чего она его создала? Должна быть цель, ради которой существует человечество. В продвижении к этой цели и заключается сущность исторического прогресса. Таким образом, история человечества обретает смысл, состоящий в выполнении предназначения, определенного ему свыше. Этот смысл видели в 10 следовании воле Бога, ведущей человечество к «спасению» (Августин Блаженный); в развитии самопознания Абсолютной идеи (Гегель); в достижении «всеединства», слияния с природой и Богом (Вл.Соловьев); и т. д.

Материализм отвергает мысль, что Бог или некий высший разум предопределил смысл истории. Синергетика, открыв закономерности самопроизвольного развития сложных систем, с новой точки зрения подтверждает известные слова Лапласа, что для объяснения мира нет необходимости в «гипотезе о существовании Бога». Никто природу не создал и не поставил перед ней никакой цели, и точно так же никто не создавал человечество и не ставил никакой цели перед ним. Человечество существует не для того, чтобы выполнить какое-то заданное ему свыше предназначение, а потому, что возникло на определенном этапе эволюции материи на Земле и развивается в соответствии с объективными законами до тех пор, пока имеются условия, в которых оно может существовать.

Но, может быть, сама природа уготовила человечеству какое-то предназначение, и смысл истории – в том, чтобы это предназначение осуществлять? Однако природа не ставит перед собой никаких целей. Да и если бы ставила, то у нас не было бы возможности узнать, что она замыслила насчет человека. Ибо наука познает законы природы, но не ее «мысли». Мы конечно, можем при желании приписывать природе свои мысли, но тогда уже вопрос заключается не в том, для чего природа предназначила человека, а в том, для чего человек сам предназначает себя.

Для чего природа создала человека – некорректный вопрос. Природа уже сделала для человека все, что смогла, наделив его мозгом и руками. Дело теперь за самим человеком: пусть он сам позаботится о том, чтобы понять, кто он есть, и определит свою судьбу. Смысл истории человеческого рода нельзя узнать или открыть подобно тому как астроном открывает неизвестную ранее звезду или биолог – генетический код, в котором заложена программа поведения животного. Ни от Бога, ни от природы мы не можем получить ответ на вопрос, в чем смысл истории. И сама история не может дать ответ на него. Никакое исследование исторических фактов не скажет нам, к чему мы должны стремиться. Факты, будь то факты истории или факты природы, не могут решить за нас, для чего мы живем.

В истории не существует никакой цели и никакого смысла, заданных человечеству «извне». Но это не значит, что их не может быть вообще. Человечество способно само поставить себе цель и придать смысл своей деятельности. Однако было бы наивно надеяться, что это может быть сделано каким-то пророком, который, наконец, сформулирует цель и смысл истории, и всем станет ясно, в чем они состоят. Было немало исторических деятелей, выдвигавших цели, к которым должны устремляться усилия народов, стран и всего человечества. Можно вспомнить тут об Иисусе Христе и Мухаммеде. Маркс провозглашал целью истории построение коммунистического общества, и в лозунге «Наша цель – коммунизм» многие видели смысл истории. Но всякий раз в конце концов оказывалось, что поставленные исторические цели были, во-первых, преходящими и, во-вторых, не становились на практике общечеловеческими.

Пока исторический прогресс идет полилинейно, о какой-либо единой цели или едином смысле истории говорить не приходится. Человечеству необходимо прежде осознать свое единство и организоваться во всемирном масштабе - таково условие осуществления целенаправленной объединенной общечеловеческой деятельности. Только тогда оно сможет сплотиться для осуществления дел, составляющих цель и смысл его развития. Проблема заключается не в том, чтобы «открыть» данное человечеству свыше (от Бога или от природы – не имеет значения) «задание», которое ему положено выполнить. Проблема – в том, что человечество само должно определять свои задачи, разумно оценивая при этом их принципиальную осуществимость, и солидаризироваться в их выполнении. Чтобы история обрела смысл, человечество должно стать хозяином своей судьбы. Человечество должно само вносить смысл в свою историю. Карл Ясперс писал: «Смысл доступной эмпирическому познанию человеческой истории – независимо от того, присущ ли он ей самой или привнесен в нее нами, людьми, - мы постигаем только подчинив ее идее исторической целостности Эмпирические данные мы рассматриваем под углом зрения того, насколько они соответствуют идее единства или противоречат ей … И тогда перед нашим взором разворачивается такая картина человеческого развития в которой к истории относится все то, что, во – первых будучи неповторимым, прочно занимает свое место в едином, единственном процессе человеческой истории и во – вторых, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия». Это вечная проблема и задача человечества в его продолжающейся истории.

Главная цель исторического познания — получение исторической истины — объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества.

Историческая наука выполняет следующие социальные функции:

— функция социальной памяти. Социальная память - это накопление и сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений. Существование и дальнейшее развитие любого народа неразрывно связано с его историческим прошлым. Народ без исторической памяти обречен на неминуемую деградацию и исчезновение. Помимо забвения истории существует и иная угроза – искажение исторического прошлого. Причиной тому может быть как отсутствие научных исследований по истории народа, так и полное неприятие или отсутствие интереса к этим исследованиям у большинства населения. В результате все исторические события 13 воспринимаются на уровне обыденного сознания, факты искажаются или забываются, и создается отрывочная полумифическая картина, ведущая к утере подлинной исторической памяти народа. Другой причиной может быть целенаправленное искажение исторического прошлого. Как правило, это делается с определенными политическими целями в интересах отдельных политических партий и групп населения. К сожалению, данное положение характерно для истории России. На протяжении XX века историческая парадигма менялась как минимум четыре раза. После свержения самодержавия началось планомерное и сознательное очернение всего предыдущего периода Российской истории. Большевики считали, что социалистическая революция может победить только в мировом масштабе, что без победы революции в развитых странах русская революция обречена на поражение. Вследствие этого, последовательно проводился курс на экспорт революции, на поддержку революционных движений в других странах. Россия рассматривалась как плацдарм для мировой революции. В самой же России происходило уничтожение традиционной русской культуры. Немалую роль в этом сыграла т.н. «школа Покровского».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.