|
|||
Группа 27-28. Уроки 19 сентября.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Группа 27-28. Уроки 19 сентября. ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ТЕТРАДЬ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ ИСТОРИИ СДАЕТСЯ НА ПРОВЕРКУ. Предпосылки философии Древней Индии. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Как соотносятся Единое и майя? 2. Как соотносится в индийской философии добро и зло? 3. Что такое атман? 4. Что такое ахимса? 5. Что такое дхарма? 6. Какова роль этики в индийской культуре? 7. Каково основное содержание Вед и Упанишад? 8. Что такое сансара? 9. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти? Единое и майя Второе исходное положение, общее для всех индийских систем мысли, — о Единой истинной реальности, материализация которой — наша Вселенная. В «Махабхарате» имеется такое обоснование того, что индивидуальная душа человека — часть Единого: «Ведь не может восстановиться разбитое палицей тело, так и обособленное сознание (джнана) стать иным не может (значит, и перевоплощение невозможно)» в этом случае. Перевоплощение возможно только в том случае, если есть Единое. Косвенно это служит доказательством самого Единого. Если бы оно могло распадаться на части, то уже не было бы вечным. Единство и вечность оказываются двумя неразрывно связанными свойствами. Вечное и неизменное в то же время и истинно. Слово «сат» (бытие) означает и реальность, и совершенство. Поэтому Единое — не только реальное, но и совершенное, к чему и должен стремиться человек. Индийская культура, подчеркивал Неру, не отрицает жизнь, но делает упор на ее конечную цель. «Иными словами, здесь выражена мысль, что между зримым и незримым мирами нужно поддерживать правильное соотношение и равновесие». «Индийские мыслители являются пессимистами, поскольку они смотрят на мировой порядок как на зло или ложь; но они оптимисты, так как чувствуют, что имеется выход из него в царство истины, которое является также благом». Индийская философия мистична, и это не удивительно, если согласиться, что чувственный мир — иллюзия («майя»), а истина вне его. Значит, чтобы достичь истины, надо уйти из мира, погасить все чувства и мысли, поскольку они обусловлены этим миром. В этическом смысле отрешенность обозначает отказ от мирской суеты, необходимый для настройки на божественную волну. Конечно, если считать, что настраиваться не на что и ничего, кроме нашего чувственного мира, нет, — иллюзией будут все подобные попытки. Мир — иллюзия, потому что существует высшая реальность— Единое. С. Вивекананда приводил пример призмы, смотря через которую на качественно однородный предмет видят его в цвете. Так и на весь мир мы смотрим как бы через призму. Но наличие в культуре философского понятия «майя», конечно, не означает, что каждый индиец считает жизнь нереальной.
|
|||
|