Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хронология становления и развития ММИ–МГТУ–Белорусско-Российского университета (1961–2019)



4 Хронология становления и развития ММИ–МГТУ–Белорусско-Российского университета (1961–2019)

К истории Белорусско-Российского университета обращались многие источники [57-62], выпускаемые, как правило к юбилеям вуза. В представленной монографии впервые использован хронологический подход, позволяющий проследить стадии становления и развития университета.

С середины 50-х годов ХХ века в Белорусской ССР начинается научно-техническая революция, что предполагало превращение науки в непосредственную производительную силу. В этих условиях акцентируется внимание на развитие тех отраслей, которые обеспечивают технический прогресс всего народного хозяйства страны. Среди них решающее место отводится развитию машиностроения, и оно становится одним из главных локомотивов научно-технического прогресса.

В связи с быстрым развитием отраслей народного хозяйства в Белорусской ССР, начиная с 50-х годов ХХ в., возрастает потребность в инженерных кадрах. Потребность в них в БССР обеспечивал Белорусский политех­нический институт (БПИ, ныне – БНТУ). В связи с его загруженностью возникла необходимость в создании технических вузов различного профиля в Минске и особенно, в регионах. Только в 60-е годы ХХ века, открываются Минский радиотехнический, Витебский технологический, Белорусский лесотехнический, Брестский инженерно-строительный институты. Открытие еще одного технического института в лице ММИ свидетельствовало о растущей потребности страны в высококвалифицированных инженерных - технических кадрах в области машиностроения, строительных и дорожных машин, автомобилестроения и необходимости задействования научного потенциала для достижения поставленной цели в достаточно короткий период общественного развития.

Главный корпус Белорусско-Российского университета был построен в ноябре 1939 г. по проекту архитектора П. В. Абросимова для размещения народного комиссариата внутренних дел БССР [63]. В нем разместилась Могилевская межкраевая школа НКВД, созданная в конце 1939 г. (рисунок 4.1). В момент образования школы чекисты входили в состав НКВД. В начале 1941 г. в СССР был создан отдельный наркомат госбезопасности, после чего в названии учебного заведения к НКВД добавилось ещё НКГБ.

21 августа 1961 г. начальник школы № 302 полковник Е. Бусловский получил из Москвы приказ КГБ СССР № 0142, который, в частности, гласил: «…после передислокации школы КГБ в г. Минск передать Министерству высшего, среднего специального и профессионального образования БССР для вновь организуемого Машиностроительного института здание в г. Могилеве по Ленинской улице, д. 65-а со всеми вспомогательными сооружениями, а также жилой дом № 68-б на той же улице».

 

 

Рисунок 4.1 – Здание, ставшее главным корпусом ММИ [63]

 

1961 год

1 сентября 1961 г. в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 10.08.1961 г. (ДСП). Далее, в Постановлении Совета министров Белорусской ССР от 22.08.1961 г. отмечено «В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1961 г. № 714 открыть с 1 сентября 1961 г. машиностроительный институт в г. Могилеве и именовать его "Могилевский машиностроительный институт". Так был создан ММИ.

Первым ректором ММИ был назначен Александр Алексеевич Борисов. Являясь инженером-механиком по образованию, он проявил хорошие способности на руководящей и партийной работе. Во время Великой Отечественной войны занимал высокие командные должности. Был начальником политотдела одной из стрелковых дивизий Западного фронта, а затем начальником политотдела корпуса 1-го Прибалтийского фронта. В 1946 г. демобилизован в воинском звании полковника. За участие в боевых операциях награжден тремя орденами и многими медалями.

А. А. Борисов – первый директор Могилевского машиностроительного техникума (с 1947 г по 1961 г) и первый ректор ММИ. На его плечи легла нелегкая ноша по становлению двух могилевских технических учебных заведений, с чем он достойно справился. Эти и другие факты из биографии Александра Алексеевича свидетельствуют о его богатом жизненном опыте, твердом характере, умении работать с большими коллективами, сплотить и мобилизовать их на решение самых сложных задач и добиваться успеха. Все это оказалось востребованным и в полной мере проявилось во время его работы в машиностроительном институте. А еще Александр Алексеевич – отец известного баскетбольного тренера нашей страны Александра Александровича Борисова. Из воспоминаний сына: «Отец обожал спорт. До войны занимался легкой атлетикой, лыжами, но из-за ранения — осколок остался в бедре — со спортом пришлось закончить.» [64].

Ректор А. А. Борисов уделял много внимания всем направлениям, связанным с становлением и развитием нового учебного заведения. Под его руководством формировалась управленческая структура вуза, открывались кафедры и лаборатории, создавалась материально – техническая база, определялись специальности, по которым предстояло готовить инженерно-технические кадры для машиностроительного комплекса страны.

В этот период в Могилеве ударными темпами строятся многие административные и жилые дома в связи с предполагаемым переводом столицы из Минска. Однако в результате освобождения Западной Беларуси от Польши и воссоединении Западной Беларуси с БССР граница была отодвинута от Минска на значительное расстояние, а, следовательно, отпала необходимость такого переноса. Во время войны немцы использовали здание как госпиталь и пункт сбора военнопленных, с 1944 г. в нем размещалась межкраевая школа НКГБ, а с 1954 г. ‒ спецшкола КГБ. Постановлением союзного и республиканского правительства других учебных и лабораторных корпусов институту не предоставлено.

После принятия решения об открытии института через месяц начался первый учебный год, поэтому, выражаясь военным языком, приходилось «на марше» в срочном порядке перестраивать помещения под потребности гражданского учебного заведения. На первом этаже разместилась библиотека, небольшой спортивный зал, хозяйственные службы, пищеблок и медпункт. Ряд помещений на втором и четвертом этажах нынешнего главного корпуса были отданы для 152 студентов под общежитие. На третьем и пятом этажах проводятся работы для создания учебных аудиторий и оснащения их оборудованием. Поэтому преподаватели и студенты в этот период занимались не только учебным процессом, но вместе с работниками хозяйственной части в свободное от учебных занятий время активно участвовали в создании лабораторий для учебных целей и научных исследований, разгружали, заносили и размещали металлорежущие станки, приборы и различную техническую оснастку. Эти и многие другие работы выполнялись с большим энтузиазмом и были направлены на обустройство и создание соответствующих условий для качественной подготовки выпускников.

На первый учебный год устанавливался план приема студентов в количестве 200 человек на дневное обучение и 125 – на вечернее. Набор студентов был осуществлен по четырем специальностям:

«Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты»;

«Оборудование и технология сварочного производства»

«Подъемно-транспортные машины и оборудование»;

«Строительно-дорожные машины и оборудование».

Многие из поступивших в институт студентов не имели производственного стажа. Поэтому на основании принятых в то время нормативных документов в системе высшего образования СССР студенты направлялись на работу на промышленные предприятия. В течение 4-х месяцев, т. е. ученического срока, им присваивались разряды по специальности, и они переводились на самостоятельную оплачиваемую заводами работу. Таким образом достигалось сочетание хорошей учебы в институте с успешной производственной работой.

Одним из важнейших показателей работы каждого учебного заведения является наличие высококвалифицированных преподавателей и сотрудников, обеспечивающих успешную подготовку молодых специалистов для различных отраслей экономики. В начале первого в истории института учебного года, который начался 10 сентября 1961 г. коллектив укомплектован преподавательским составом в количестве 30 человек. Следует отметить, что с момента основания ММИ по сегодняшний день в университете работает В. Ф. Гоголинский. Нынче доцент кафедры «Физические методы контроля» в 1961 г. он пришел на работу заведующим кабинетом кафедры «Начертательная геометрия и черчение».

С открытием института создаются два факультета:

- машиностроительный и механический;

- общетехнический вечерний.

В каждом высшем учебном заведении кафедра является ключевым структурным подразделением. В 1961 г. создано 6 кафедр, на которые возлагались задачи по организации и управлению учебным процессом, развитию научно-исследовательской деятельности: «Технологии металлов», «Высшая математика», «Иностранные языки», «Марксизм-ленинизм», «Начертательная геометрия и черчение», «Физика и химия».

Кафедра иностранных язы­ков проводила преподавание немецкого, ан­глийского, французского языков с учетом новых тре­бований постановления Совмина БССР от 24 июля 1961 г. «Об улучшении изучения иностран­ных языков», в основу которого были положены привитие навыка устной речи, перевод текста со словарем и без него, проработка разговорных тем. Кафедра налаживала тесную связь с кафедрой иностранных языков Могилевского пединсти­тута. Для решения важных мето­дических вопросов созывались заседания методического объ­единения преподавателей ино­странного языка Могилева [65].

Две кафедры института – фи­зики и химии – были объединены в административном отношении. Стараниями инициа­тивных работников были созданы условия для проведения практи­ческих занятий.

Все преподаватели кафедры высшей математики и теоре­тической механики впервые работали в высшем техническом вузе. Только лекторы имели зна­чительный опыт работы. В связи с появлением в 1961 г. новой программы по высшей матема­тике, в начале второго семестра кафедра перестроила работу [65].

Исполняющим обязанности заведующего кафедрой начер­тательной геометрии и черчения был назначен и. о. доцента ректор А. А. Бо­рисов. В связи с большой учебной нагрузкой на работу временно пригласили преподавателей ма­шиностроительного техникума. Следует отметить – бренд «Машинка», прочно закрепившийся за ММИ за годы существования, первоначально принадлежал техникуму.

Учебные планы и програм­мы кафедры технологии ме­таллов были выполнены под руководством А.В. Молочкова. Курс «Технология металлов» чи­тали впервые. Лабораторные работы по большей части раз­делов курса проводились на машиностроительных заводах в виде учебных экскурсий. По до­говору с Могилевским заводом подъемно-транспортного обо­рудования им. Кирова была на­чата научно-исследовательская работа.

Ставились и решались задачи практического характера. Ряд лабораторных работ содержали научно-иссле­довательские элементы. При их проведении студентам предостав­лялась максимальная самостоятельность. Лабораторные занятия по большинству дисциплин проходили в лабораториях института и на полигоне. Преподаватели стремились приблизить содержание лабораторного практикума к производственным условиям.

Некоторые работы по специальным дисциплинам проводились в производственных условиях. Так, например, часть лабораторных работ по специальности «Строительные, дорожные машины и оборудование» проходила на полигоне. Лабораторные работы по разделу «Подъемники» по этой же специальности – на испытательных стендах лифтов завода «Строммашина», а по канатным дорогам и машинам непрерывного транспорта – на ТЭЦ и заводе искусственного волокна.

Формирование научного потенциала вуза происходило посредством подготовки диссертаций, выполнения госбюджетных и хоздоговорных работ и ряда работ по содружеству с производством. Развитие научно-исследовательской работы стимулировало приоб­ретение нового оборудования и изготовление испытательных стендов, что способствовало проведению более сложных научных исследований и упрочнению материальной базы кафедр института. С первых дней открытия института преподаватели начинают участвовать в рационализаторской и изобретательской деятель­ности. Для более быстрого роста научного потенциала вуза на работу приглашались преподаватели с учеными степенями и званиями, перспективные ученые из других союзных республик. Повы­шалась эффективность руководства и организации студенческих исследо­ваний.

1962 год

Создан заочный факультет. На первый курс принято 50 студентов по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», «Строительно-дорожные машины и оборудование».

Продолжается процесс формирования новых и реорганизация уже созданных кафедр. Открываются следующие кафедры:

«Сопротивление материалов», «Теоретическая механика», «Физика, гидравлика и теплотехника», «Физическое воспитание и спорт», «Химия». Кафедра физики стала именоваться кафедрой физики, теплотехники и гидравлики.

На кафедре марксизма-ле­нинизма читали лекции и вели семинарские занятия лишь по истории КПСС, так как в этом году в институте имелись только 1-й и 2-й курсы. Ощущалась потреб­ность в методической помощи со стороны других вузов, обмене опытом с такими же кафедрами.

Дневное отделение состоя­ло из механического и маши­ностроительного факультетов. Из-за малого числа студентов (202), факультеты были объеди­нены в один – под руководством доцента, кандидата технических наук А. В. Молочкова. Студенты обучались четырем специальностям: на механическом факультете – тех­нологий машиностроения, ме­таллорежущие станки и инстру­менты; технология сварочного производства и оборудования; на машиностроительном – подъ­емно-транспортные машины и оборудование; строительные и дорожные машины и оборудова­ние.

На вечернем отделении был один общетехнический факуль­тет под руководством В. М. Стрельцова, на кото­ром училось 260 студентов.

Для обеспечения приема на 1962/63 учебный год институт ор­ганизовал подготовительные кур­сы. Обучение получили 405 чело­век, организованных в 12 групп.

На кафедре физического воспитаниявся работа проводи­лась двумя преподавателями, инструкторами-общественниками и правлением спортивного клуба. В зональных соревнованиях вузов БССР по волейболу и баскетболу, несмотря на отсутствие опыта, команды института заняли соот­ветственно 2-е и 4-е места.

На кафедре «Физика» в лабораториях по механике и молекулярной физике, по электричеству, оптике, физике твердого тела, физике атомного ядра и применения атомной энергии в народном хозяйстве студенты могли выполнять все лабораторные работы в соответствии с учебными планами и рабочими программами. Для лабораторий устанавливался единый график работы с 9 до 22 часов. На кафедре имелась мастерская, оснащенная токарно-винторезным, сверлильным и другими станками, были в наличии необходимые инструменты для изготовления опытных образцов и ремонта оборудования.

Открываются также лаборатории на кафедрах техно­логии металлов, сопротивления материалов, химии. Начинают работать первые учебные кабинеты: высшей математики, иностранных языков, марксизма-ленинизма, начертательной геометрии и черчения.

Постановлением совета института от 6 декабря создано студенческое научное общество. Его руководителем назначен П. С. Елистратов, а с 1963 г. – В. И. Холзаков. Главная задача этого общества состояла в создании различных форм организации студенческой научно-исследовательской работы.

Для выполнения заказов кафедр и факультетов по изготовлению образцов для проведения практических и лабораторных занятий и выполнения научных исследований создаются учебно-производственные мастерские, руководителем которых назначается А. К. Жуковский.

Приобретены чертежные столы и оборудован зал для выполнения курсового проектирования и работы конструкторского бюро студентов.

Для оказания помощи студентам, которые обучались на заочном факультете, в институте создается межвузовский учебно-кон­сультативный пункт, к которому прикреплялись студенты-заочники и из других вузов. Чтобы иметь представление о масштабе работы УКП, нужно отметить, что если в 1962–1963 учебном году было прикреплено 685 студентов, то уже в 1963–1964 учебном году – 748 заочников из 78 вузов БССР и других республик.

Эта форма работы со студентами-заочниками достаточно хорошо себя зареко­мендовала в оказании им действенной помощи в освоении учебных дисциплин. Студентам читались лекции, проводились практические и лабораторные занятия. Они получали консультацию преподавателей по любому вопросу учебной программы. По изучаемым дисциплинам студенты могли до начала сессии сдать через систему УКП зачеты и экзамены, которые принимались ведущими преподавателями.

 

1963 год

 

Создаются профилирующие кафедры:

«Строительно-дорожные машины и оборудование», «Подъемно-транспортные машины и оборудование», «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты»,«Оборудование и технология сварочного производства». Начинает работать кафедра «Теория механизмов и машин». Кафедра физики, теплотехники и гидравлики получает название «Физика».

Открытие новых кафедр сопровождалось созданием и оборудованием новых лабораторий. На кафедре «Оборудование и техно­логия сварочного производства» созданы 3 лаборатории: электротехники, электроники, электропривода, которые обеспечили проведение необ­хо­димого комплекса лабораторного практикума.

Кафедра «Технология машиностроения, металло­режущие станки и инструменты» оборудовала 6 лабораторий, для которых были приобретены 22 новых металлорежущих станка, 18 наименований приборов и другая необходимая техническая оснастка. В лабораториях появляются наглядные пособия и фотоиллюстрированные стенды, отражающие современные достижения передовой техники и технологии. Значительная лабораторная оснастка была изготовлена собственными силами преподавательского и лаборантского состава.

Кафедра «Технологии металлов и металловедения» располагала лабораториями металловедения, термической обработки, технологии металлов.

Для учебных целей институт приобретает экскаватор, скрепер, кюве­тоочистительную машину. С заводов г. Могилева ПТО им. С. М. Кирова и «Строммашина» поставлены узлы подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин.

Продолжаются работы по оборудованию на полигоне необходимых лабораторий для учебных целей. Силами кафедры ТЭА оснащена оборудованием лаборатория для занятий по эксплуатации автомобилей.

Все вышеприведенные факты свидетельствовали об успешном и динамичном развитии материальной базы молодого учебного заведения, нацеленности трудового коллектива на создание оптимальных условий для осуществления учебного процесса.

Обеспечение взаимосвязи учебного процесса с производственной деятельностью студентов периодически обсуждалось на заседаниях Совета института, с приглашением ведущих специалистов с заводов г. Могилева. Например, в мае 1963 г. на Совете института выступал главный инженер завода «Строммашина» М. И. Морозов. Руко­водство института настаивало на том, что во время производственного обучения недопустимо привлекать студентов к подсобным работам. Необходимо обеспечить своевременный перевод студентов на самостоятельную оплачиваемую заводом работу с присвоением соответствующих разрядов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 12, с. 65).

Пять преподавателей института защи­щают кандидатские диссертации: Ю. М. Иванов (кафедра «Технология машиностроения»), В. В. Ковалев (кафедра «Физика»), М. С. Котов (кафедра «Марксизм-ленинизм»), В. И. Солошенко (кафедра «Марксизм-ленинизм»), Л. А. Черкасс (кафедра «Высшая математика»).

С хорошими результатами проводились первые научные исследо­вания под руководством П. С. Елистратова, Д. А. Роговина, В. В. Серкова, П. С. Чистосердова. Уже в 1963–1964 учебном году коллектив института выполнял исследования по 23 госбюджетным и 1 хоздоговорной.

Большое внимание уделялось налаживанию работы студенческого конструкторского бюро. Уже в первой половине 60-х гг. СКБ выполняло интересные конструкторские работы, оказывая реальную техническую помощь промышленным предприятиям Могилева и Могилевской области. Разработаны проекты по механизации технологи­ческих процессов для Могилевской мебельной фабрики (8 проектов), ПТО им. С. М. Киро­ва (5 проектов), Бобруйского деревообрабаты­вающего комбината (2 проекта), лабо­ратории сварки института (12 проектов) (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 30, с. 47).

Значимым событием для института становится завершение строительства и сдача для заселения в декабре 1963 г. общежития для студентов на 716 мест по ул. Ленинской, 81, оснащенное мебелью и другим инвентарем. Чтобы студенты могли заниматься в общежитии подготовкой к занятиям, оборудуются комнаты самоподготовки более чем на
100 мест.

В общежитии работала центральная отопи­тельная система, круглосуточно подавалась горячая вода в душевые, было оборудовано10 комнат-кухонь, в которых имелись газовые плиты, электрокипятильники, кухонные столы и шкафы. Общежитие теле­фонизировано, радиофицировано, установлены теле­визоры, работали автономные радиоузлы. Имелось 5 бытовых комнат, где студенты могли при необходимости подремонтировать и погладить одежду. Оборудованные сушилки, комнаты для стирки, мужские и женские душевые, стиральные машины. Для хранения личных вещей в общежитии выделялись специальные комнаты.

Комиссия по народному образованию и науке, и Комиссия по делам молодежи Верховного Совета БССР, проверявшие состояние культурно-бытовых условий студентов высших учебных заведений, проживающих в общежитиях, отметили, что «лучших результатов в комплексном решении вопросов улучшения студенческого быта добился коллектив Могилевского машиностроительного института» (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 472, с. 93).

 

1964 год

 

Открываются кафедры: «Гидравлика и теплотехника», «Электротехника».

Положено начало применению программированного обучения. С этой целью в 1964‒1965 учебном году создается кабинет на 15 машин типа «Минчанка». Проведена методическая конференция по вопросам программированного обучения. Советом института утверждается методический совет по программированному обучению под руководством кандидата технических наук, доцента А. А. Машкова. Формируется авторский коллектив для подготовки программированного учебного пособия по технологии металлов для студентов технических вузов.

Ректорат, партком, деканы, заведующие кафедрами продолжают проводить работу, направленную на дальнейшее формирование кадрового потенциала института.

Работать преподавателем вуза в этот период считалось весьма престижным как материально, так и морально. Поскольку на одно вакантное место претендовало, как правило, несколько человек, то имелась возмож­ность отбирать лучших специалистов. Например, по результатам конкурса, состоявшегося в конце 1963−1964 учебного года, из 71 претендента избрано только 20. В большинстве своем на конкурс подавали документы специалисты, не имеющие ученых степеней и званий, а вуз испытывал большую потребность в преподавателях высшей квалификации. По этому показателю в 60-е годы институт занимал, к сожалению, одно из последних мест в республике. Одной из причин, тормозящих привлечение на работу высококвалифицированных специалистов, являлось отсутствие в учебном заведении необходимого жилого фонда, а проводимая в институте научно-исследовательская работа еще не давала ожидаемой отдачи в плане защиты кандидатских диссертаций.

В апреле было положено начало проведению общеинститутских научных конференций, в которых всегда принимал участие весь профессорско-преподавательский состав.

В институте открываются подготовительные курсы, основанные на самоокупаемости. Они были организованы с целью повышения уровня общеобразовательной подготовки абитуриентов, оказания практической помощи молодежи в подготовке к вступительным экзаменам в вуз. Их слушателями являлись ученики средних учебных заведений и рабочая молодежь Могилевской и прилегающих областей. Абитуриенты могли обучаться на 9-месячных, 4-месячных и 1-месячных подготовительных курсах.

Профессорско-преподавательским составом вуза постоянно проводилась разнообразная и многоплановая профориентационная работа с молодежью. Налаживались тесные связи со школами, заводами Могилева и Могилевской обл. С целью привлечения в институт работников производства по направлению предприятий устанавливались отношения с заводами и строительными трестами Беларуси и близлежащих городов Украины и РСФСР. Руководителям предприятий рассылались письма, в которых предлагалось направить на учебу в институт передовиков производства за счет средств этих предприятий. В институте постоянно проводились дни открытых дверей, вечера встречи школьников и студентов. На всех выпускающих кафедрах организовывались экскурсии для выпускников средних школ, учащихся ПТУ, молодых рабочих предприятий и организаций. Определенную помощь в этом направлении оказывали созданные при комитете комсомола института штаб «Абитуриент», лекторская группа.

 

1965 год

 

На факультете общественных наук создается кафедра «Философия и политэкономия».

Состоялось знаменательное и торжественное событие в связи с первым выпуском молодых специалистов. На машиностроительном факультете по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование» дипломы получили 23 студента и по специальности «Строительно-дорожные машины и оборудование» − 27.На механическом факультете по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» в первом выпуске были подготовлено 33 выпускника. Народное хозяйство страны получило 83 высококвалифицированных специалиста, обладающих современными научно-техническими знаниями.

Это не только результат работы всего трудового коллектива, но и своеобразная награда профессорско-преподавательскому составу за их профессионализм, педагогическое мастерство и энтузиазм. А как известно, признание и оценка труда коллектива вдохновляет его на новые творческие поиски и достижения.

К этому году в институте работало 26 кандидатов наук, доцентов. Препо­даватели, не имеющие ученых степеней, определялись с темами исследо­ваний, выступали на научных конференциях, готовили необходимые материалы для публикаций.

В апреле в институте была проведена первая студенческая научно-техническая конференция (СНТК) ММИ. Она явилась своеобразным подведением итогов студенческой научной работы. На этой конференции работали секции теоретической и прикладной механики (8 докладов), физико-химических наук (7 докладов), технологии машиностроения (8 докладов), строительных и дорожных машин (8 докладов). Конференция вызвала большой интерес у студентов всех курсов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 74, с. 73). 9 лучших работ были представлены на Респуб­ликанский конкурс, по результатам которого 7 работ были отнесены ко II категории и 2 получили III категорию (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 64, с. 68–69).

Значительное внимание на протяжении всего обучения всегда уделялось формированию у студентов любви к избранной специальности.Поэтому в студенческих аудиториях выступали руководители различных технических служб предприятий и новаторы производства, проводились экскурсии на машиностроительные заводы. Например, кафедрой ОиТСП организована экскурсия студентов в НИИ электросварки им. Е. О. Патона (г. Киев), оставившая неизгладимое впечатление у студентов и расши­рившая их кругозор относительно своей специальности. Кафедра «Строительные и дорожные машины» организовала экскурсию студентов на Международную выставку строительной и сельскохозяйственной техники (г. Москва). По завершении экскурсии была оформлена красочная фотовыставка, что позволило информировать многих студентов и преподавателей о технических достижениях в машиностроении.

В институте положено начало работе школе молодого лектора. (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 64, с. 109). Обучение в ШМЛ осуществлялось на протяжении 3 лет. По окончании 3-го года обучения слушателям выдавалось свидетельство, что позволяло вступать в общество «Знание». В процессе обучения в ШМЛ студенты выступали с лекциями в студенческих аудиториях, а наиболее подготовленные – перед школьни­ками старших классов и в трудовых коллективах. В некоторые годы в рамках этой акции прочитывалось до 150 лекций, а аудитория слушателей достигала более 7 тысяч человек (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 119, с. 116).

Как в первые, так и последующие годы среди поступающих в институт было немалое количество абитуриентов, имеющих хорошие показатели по успеваемости в школе. В 1965–1966 учебном году было зачислено 66 человек, окончивших школу с золотой и серебряной медалями (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 64, с. 11).

1966 год

 

Кафедра «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» разделена на две кафедры: «Технология машиностроения», «Металлорежущие станки и инструменты». Создана кафедра «Детали машин».

Состоялся первый выпуск студентов вечернего факультета. Дипломы инженеров по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» были вручены 28 выпускникам, по специальности «Оборудование и технология сварочного производства» − 13. Из защищенных дипломов 22 являлись реальными и 14 – рекомендованы ГЭК для внедрения в производство.

В связи с необходимостью углубления у студентов знаний по курсам экономического профиля и приказом министра высшего и среднего специального образования БССР от 28.09.1966 г. № 694 «О повышении уровня экономической подготовки инженеров и развития научно-исследовательских работ в области экономики и научной организации труда» в институте был составлен план мероприятий по повышению экономической подготовки студентов.

Освобождаются помещения в крайней правой стороне главного корпуса, которые занимались Могилевским библиотечным техникумом и адресным бюро, что позволило ввести в эксплуатацию дополнительные учебно-лабораторные площади, которые перестраиваются и задействуются для учебного процесса и научно-исследовательской работы (ГА Могилевской обл., ф. 2793, д. 74, с. 2).

Институт испытывает ограниченность учебных площадей для аудиторий, лабораторий и кабинетов, поэтому в 60-е гг. учебные занятия проходили в 3 смены до 22 часов.

Осуществляется застройка полигона в Казимировке, предназ­наченного для приобретения практических навыков по ремонту и эксплуа­тации машин студентами двух специальностей: «Строительно-дорожные машины и оборудование», «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование».

Класс по программированному обучению пополнился 10 машинами «Ласточка». Поэтому у преподавателей кафедр появились большие возможности по составлению обучающих программ и апробированию их в учебном процессе. К проведению отдельных занятий с использованием данной методики приступили кафедры «Гидравлика», «Иностранные языки», «Теория механизмов и машин», «Технология машиностроения», «Физика». Две кафедры («Технология маши­ностроения», «Физика») использовали машины «Ласточка» при проведении экзаменов.

 При подготовке специалистов в институте постоянно уделялось большое внимание организации и проведению производственной практики, в ходе которой студенты имели возможность ознакомиться с технологией производства на конкретных предприятиях. Многие в период ее прохождения работали на рабочих местах, как правило, соответствующих главным звеньям технологических процессов заводов. Все студенты выполняли задания, которые являлись подготовительным этапом к курсовому и дипломному проектированию, вели исследования и конструкторско-технологические разработки. Они осваивали навыки сборки узлов и агрегатов. Прак­тики организовывались в лабораториях, на ведущих предприятиях республиканского и союзного значения, в конструкторских бюро.

При прохождении преддипломной практики студенты работали дублерами в конструкторских бюро, на рабочих местах: токарями, фрезеровщиками, шлифов­щиками, сварщиками, сборщиками, наладчиками, штамповщиками, электриками и даже мастерами производственных участков. Часть студентов участвовала в научно-исследовательской работе в рамках тем, выполняемых научными лабораториями исследовательских учреждений. Все это свидетельствовало о постепенном складывании отлаженной и эффективной системы подго­товки и проведения производственной практики.

Растет количественный состав студенческого научного общества. В этот период членами общества являлись 102 студента. Работа по данной форме организации была сосредоточена на 8 кафедрах, 19 преподавателей осуществляли руководство СНИР в рамках СНО (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 64, с. 91). В целях поощрения наиболее активных участников студенческого научного общества организовывались различные экскур­сии на предприятия и в научно-исследовательские лаборатории, поездки на ВДНХ. Значительную роль в руководстве научно-исследовательской работой студентов отводилась комитету комсомола.

486 студентов всех факультетов приняли активное участие в народной дружине. (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 64, с. 92). Они в соответствии с составленным графиком выходили на дежурство по городу, несли дежурство в общежитии, институте и территории, к ним прилегающей.

Организован и эффективно проводил воспитательную работу факультет общественных профессий.Осуществлялась подготовка лекторов-общественников, руководителей самодеятельных танцевальных и хоровых коллек­тивов, руководителей любительских фотостудий, общественных спортсудей и тренеров. На эти отделения отбирались студенты, проявившие себя по данным направ­лениям деятельности. Такими формами работы было охвачено в различные годы до 400 студентов. (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 91, с. 131). Студенты хорового и хореографического отделений принимали участие в организации и проведении концертов художественной самодеятельности, проводимых на факуль­тетских вечерах института. Студенты, занимающиеся на отделении фотоискусства, оформляли тематические фотовитрины, стенды о жизни студенческого общежития, выставки о туристических походах. Отсняты кинокадры для короткометражного фильма об истории г. Могилева и несколько сюжетов кинохроники о жизни института.

Для повышения интереса среди учащихся школ г. Могилева к поступлению в институт начали работать кружки юных физиков, юных математиков, юных химиков.  На занятиях читались обзорные лекции по школьному курсу, углубленно рассматривались отдельные вопросы, решались задачи повышенной трудности. Концентрировалось внимание участников кружков на содержании вариантов заданий конкурсных экзаменов по данным предметам при поступлении в вузы. Прививались навыки работы в химической лаборатории, проводилось ознакомление с химическими реактивами и оборудованием.

 

1967 год

 

Важным событием в истории института стало открытие 1 сентября военной кафедры.Она являлась особым подразделением в связи с введением военной подготовки для студентов, которые по состоянию здоровья не имели никаких ограничений для службы в вооруженных силах. По окончании института всем студентам, прошедшим обучение на данной кафедре и военные сборы, присваивалось воинское звание «лейтенант», что свидетельствовало о получении ими среднего специального военного образования. В связи с изменением системы подготовки офицерских ка



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.