|
|||
БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Министерство образования Республики Беларусь Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет»
БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Под общей редакцией доктора технических наук профессора М. Е. Лустенкова
Могилев Белорусско-Российский университет УДК 378.1
Рекомендовано к изданию Советом Белорусско-Российского университета «28» июня 2019 г., протокол № 11
Авторы: М. Е. Лустенков, Н. В. Вологина, Ю. Н. Лопацкий, Д. М. Свирепа
Рецензенты: д-р техн. наук, проф., проректор по научной работе УО «Могилевский государственный университет д-р техн. наук, проф., профессор кафедры «Технология машиностроения» межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет» А. П. Минаков
Белорусско-Российский университет: история, современность, перспективы : [монография] / М. Е. Лустенков [и др.] ; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. М. Е. Лустенкова. – Могилев : Белорус.-Рос. ун-т, 2019. - 266 с. : ил. ISBN 978-985-492-206-5.
В монографии рассмотрены вопросы развития высшего образования в Беларуси, России в мировом и европейском контексте, место и роль университетов в обществе. В хронологической последовательности приведены исторические этапы становления Белорусско-Российского университета. Приводятся структура университета, его символика и перспективы развития. Предназначена для преподавателей, студентов, выпускников
УДК 378.1 ISBN 978-985-492-194-5 © ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2019 Введение
Любое учебное заведение имеет свою историю. У некоторых, она исчисляется столетиями, у недавно образованных речь может идти о месяцах, неделях и даже днях. Однако даже в этом случае при создании образовательной организации закладывается фундамент ее истории и будущего развития, включающий цели и задачи ее возникновения, талант и устремления коллектива «первопроходцев» и первых обучающихся и среда, социальная, политическая, духовная, окружающая вновь созданный источник просвещения. Так, в 1961 году был образован Могилевский машиностроительный институт, сейчас – Белорусско-Российский университет. Пятьдесят восемь лет (в 2019 году) – для человека солидный возраст, для университета это возраст юности, особенно в сопоставлении с известными европейскими университетами. Несомненно, однако, что более чем полувековая история позволяет подвести некоторые итоги, вспомнить значимые результаты и достижения. Написание данной работы преследовало несколько основных целей, направленных на разные, и в тоже время единые аудитории. Первая аудитория – коллектив сотрудников, работавших на разных этапах в вузе и работающих сейчас. На архивных фото в учебных аудиториях и лабораториях, на собраниях и митингах, спортивных соревнованиях и творческих вечерах на лицах преподавателей, лаборантов, ветеранов, руководителей можно наблюдать гамму эмоций: радость, гордость, увлеченность, сосредоточенность и т.д. Каждый из членов коллектива вносил определенный посильный вклад в развитие вуза и его нынешние достижения, это, в том числе, достижения предыдущих поколений. Формирование осознания значимости личного вклада в общее дело, принадлежности к корпорации, объединению, сообществу «ММИ-МГТУ-БРУ» и гордости за нынешние результаты, достигнутые благодаря многим поколениям сотрудников, и есть один из поводов написания данной книги. У университета есть опыт издания подобных материалов, как правило, они приурочены к юбилеям вуза. В настоящей работе авторы без привязки к очередной юбилейной дате попытались подойти к вопросу несколько шире, рассмотрев развитие Белорусско-Российского университета, как особого социокультурного явления в европейском и мировом контексте. Еще одна аудитория данной монографии – студенты университета. С 2019-2020 учебного года в Белорусско-Российском университете вводится факультативный курс «Университетоведение». Основная цель, которую преследует изучение данного курса, состоит в формировании особой корпоративной университетской культуры у студентов первого года обучения, способствующей образованию у них чувства сопричастности к истории нашего университета, гордости за достижения высшего учебного заведения, в котором они получили возможность обучаться и стремление внести свой собственный вклад в современное развитие университета, способствовать укреплению его авторитета и имиджа своими личными творческими устремлениями и успехами в образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности. Таким образом, в монографии нашло отражение все многообразие вопросов, касающихся истории и практики деятельности университетов в целом, так и собственно межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет». Сегодня «Университетоведение» представляет собой достаточно самостоятельное направление научных исследований, находящихся на уровне междисциплинарного взаимодействия таких предметных областей знаний, как история Беларуси, история России, всемирная история, социология, культурология, философия и других гуманитарно-общественных наук. Авторы предполагали, что представленная монография, помимо воспитания патриотических чувств и формирования гордости за родной университет окажется полезной студентам-первокурсникам в адаптации к новым для них условиям обучения, а в некоторых вопросах будет способствовать открытию новых возможностей, способствовать саморазвитию и личностному росту. Авторы благодарят руководителей служб и отделов университета за предоставленную информацию.
|
|||
|