|
|||
Тема 2 Древнегреческая философияТема 2 Древнегреческая философия
Основные вопросы: 1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли в Древней Греции. 2. Философия доклассического периода: представители, общая характеристика. 3. Философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель. 4. Эллинистическая философия: общая характеристика.
Основные понятия темы:
апейрон – неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество (Анаксимандр);
апория – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы;
атом – (от греч. «неделимый»), частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств;
атом– материальная, простейшая, неделимая далее частица (Демокрит);
бытие – центральное понятие онтологии, действительность как таковая, все, что реально существует;
бытие – вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование (Парменид);
бытие – объективно существующая идея (Платон);
бытие – сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания (Аристотель);
диалектика– философское учение о наиболее общих закономерных связях в становлении и развитии бытия и познания;
диалектика – искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений (Сократ);
душа– разум, мыслящая активность человека (Сократ); душа– форма живого органического тела, «энтелехия» тела, форма, осуществляющаяся в материи (Аристотель);
эйдос – (от греч. eidos – вид, образ, образец) термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта;
эйдос – идеальная сущность, подлинная объективная реальность, находящаяся вне конкретных вещей и явлений (Платон);
космос– мир как структурно организованное целое;
материя – (от лат. materia «вещество») все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания; вещество, поле;
материя – неопределённое пассивное начало, позволяющее возникнуть чувственному осязаемому миру (Платон);
материя – многообразие вещей, существующих объективно; материя и форма есть возможность и действительность бытия (Аристотель);
натурфилософия– философское учение о природе;
архе– (в досократовской древнегреческой философии) первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир;
софизмы – уловки, измышления, логически неправильные (мнимые) рассуждения, выдаваемые за правильные;
этический рационализм – отождествление добродетели и знания (Сократ)
Вопросы:
1) Что послужило причиной для возникновения античной философии? Как менялся предмет античной философии в процессе ее развития? 2) Каковы особенности древнегреческой философии доклассического периода? 3) Как решался вопрос о первоначале мира (архе) в учениях первых греческих натурфилософов? 4) Что из себя представляет учение Гераклита Эфесского? В чем состоит вклад Гераклита в историю диалектики? 5) Как решается проблема бытия и небытия в философии Парменида? 6) Что из себя представляет учение Демокрита? Что, на ваш Взгляд, позволяет понять в «устройстве» мира принцип атомизма? 7) Каковы особенности древнегреческой философии классического периода? 8) Кто такие софисты? Какую роль сыграли представители этого философского направления в развитии античной культуры и что характеризует их взгляды? 9) Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в развитии древнегреческой философии? 10) В чем состоит суть сократовского метода познания? 11) В чем состоит суть этического рационализма Сократа? 12) В чем состоит суть теории идей Платона? 13) В чем заключается дуализм учения Платона о человеке? 14) Какова оценка исторической роли учения Платона об идеальном государстве? 15) Каковы представления Аристотеля о материи, форме, движении? В чем состоит суть расхождений Платона и Аристотеля касательно понимания устройства мира? 16) Что из себя представляет «этика добродетелей» Аристотеля? 17) Каковы особенности эллинистической философии? В чем состоит суть гедонизма Эпикура и фатализма стоиков? 18) Каковы место и роль древнегреческой философии в мировой философской культуре?
|
|||
|