Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



       ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод(от греч. methodos — исследование) представляет собой инструмент исследования, определяющий подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины.

В своей основе метод предназначен для решения главной задачи науки — познания объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Метод определяет цель и сферу применения научных приемов и способов исследования, экспериментальной проверки его результатов. Подобно делению объективных законов на общие и частные, связанные с развитием тех или других отдельных отраслей знания, методология науки также может быть общей и частной (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Методы научного исследования

Общая методология науки — это принципы диалектики, а также теория познания, исследующая законы развития научного знания в целом. Частная методология основывается на законах отдельных наук, на особенностях познания конкретных процессов.

Каждая наука использует один или несколько частных методов исследования, например, метод абсолютных, относительных и средних величин, вариационные ряды в статистике.

В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

  • эмпирический — наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов эксперимента;
  • теоретический — построение и развитие научных гипотез и теорий, формулировка законов и выведение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий.

И в теоретических, и в эмпирических исследованиях используют общенаучные методы, в число которых входят анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация, системный анализ, формализация, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент.

Анализпредставляет собой метод исследования, предусматривающий изучение предмета с помощью мысленного или фактического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения). Каждую из выделенных частей анализируют раздельно в пределах единого целого. Ярким примером является метод конечных элементов, находящий все более широкое распространение в исследовании строительных конструкций.

Синтез(от греч. synthesis — соединение,сочетание, составление) есть метод изучения объекта в целом, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, позволяя соединить части целого, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единую совокупность (например, конструктивные элементы строительного объекта).

Индукция(от лат. inductio — наведение, побуждение) — метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов одного множества.

Так, изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда по каждому отдельному предприятию, а затем обобщаются в целом по объединению, в состав которого входят эти предприятия как производственные единицы.

Дедукция(от лат. deductio — выведение) — метод логических умозаключений от общего к частному, когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем — его составных элементов.

Аналогия— метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основе их сходства с другими. Он основывается на близости, подобии некоторых сторон различных предметов и явлений, например, выработка может исследоваться не по каждой производственной бригаде, а лишь по выбранным в качестве аналога из числа выполняющих одинаковую работу в сопоставимых условиях. При этом полученные результаты распространяются на все аналогичные производственные бригады.

Моделирование— метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления его аналогом, моделью, содержащей существенные черты оригинала.

Абстрагирование(от лат. abstrahere — отвлекать) — метод, позволяющий, отбрасывая частности, детали, переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Он применяется, например, в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущее.

Конкретизация(от лат. concretus — густой, твердый) — метод исследования предметов во всем их реальном качественном многообразии, в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Системный анализпредставляет собой изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку объекта как системы с учетом воздействия всех факторов, влияющих на его функционирование. Этот метод широко применяется в организационно-технологических исследованиях при комплексном изучении работы производственных подразделений и организации в целом, при установлении путей ее развития и т.п.

Функционально-стоимостный анализ(ФСА) — метод исследования объекта (изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов.

Формализация(от лат. formula — форма, определенное правило) — метод исследования объекта на основе представления его элементов специальными соотношениями, например, формулами, связывающими отдельные статьи затрат и влияющие на них факторы.

Гипотетический метод(от греч. hipothetesis — гипотеза, основание, предположение) основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, прежде чем быть признанным достоверной научной теорией. Он применяется при исследовании, например, новых явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, себестоимости новых видов продукции и т.п.).

Аксиоматический метод(от греч. aksioma — бесспорная, не требующая доказательств истина) предусматривает использование положений, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных для обоснования новой теории.

Создание теории предусматривает обобщение результатов исследования, выявление общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, распространение результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надежности проведенного экспериментального исследования.

В эмпирических исследованиях применяют, наряду с общенаучными методами, также специфические методы для формирования эмпирического знания прикладного характера.

Наблюдение— метод изучения предмета в ходе его количественного измерения и качественной характеристики. Применяется наблюдение, например, при изучении трудоемкости изготовления изделий, выполнения трудовых и/или машинных операций; выполняется оно с помощью хронометражных наблюдений, контроля расхода сырья и материалов и т.п.

Эксперимент(от лат. experimentura — проба, опыт) представляет собой научно поставленный опыт для проверки результатов теоретических исследований, проводимый в точно фиксируемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать их повторно в заданных условиях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.