Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Всем удачи! Ю.Блохин



 

Здравствуйте!Изучение Ваших ответов на Задачу №2 обнаружило интересное сходство. Очень многие, при ответевопрос о правовой возможности киностудия переступить свое право на получение сценария от Н. другой киностудии, ответили утвердительно и при этом сослались ст. 1238 ГК (Сублицензионный договор).

В этой связи, я счел необходимым подготовить общий ответ для всех участников обсуждения вопроса о наличии или отсутствии у заказчика права на переуступку требования по написанию сценария другому лицу.

Считаю ссылку на ст. 1238 ГК при разрешении данного вопроса ошибочной по следующим основаниям.

Внимательное прочтение содержания этой статьи Кодекса должно было обратить Ваше внимание на то, что в ней речь идет об уже созданном автором произведении науки, литературы или искусства.

А это означает, что после того, как автором будет создано произведение (т.е.исполнен договоравторского заказа), его участники (заказчик и автор) смогут приступить к решению юридическую судьбу произведения в соответствии с его условиями (п.п. 2-4 ст. 1288 ГК)[1].

Напомню, что в нашем случае сценарист Н. еще не исполнил обязательство по написанию сценария для двухсерийного фильма как законченного произведения. Или, иначе говоря, отсутствует предмет (готовый сценарий) для заключения и исполнения лицензионного (и, уж тем более, сублицензионного!) договора. Ведь цель лицензионного (и, соответственно, сублицензионного) договора состоит в приобретении прав на готовое произведениедля его использования в хозяйственной деятельности лицензиата.

Другими словами, в момент заключения и исполнения договора авторского заказа произведение еще не существует, оно будет только создано. Поэтому отсутствуют условия для заключения договора об отчуждении исключительного права (ст. 1285) или лицензионного договора (ст. 1286)[2]. Вышесказанное в полной мере относится и к сублицензионному договору, который может быть заключен только при наличии лицензионного договора, что прямо предусмотрено в п. п. 1 и 5 статьи 1238.

Словом, при ответе на вопрос о праве киностудия передать свое требование к автору по написанию им сценария другой киностудии, ссылка на ст. 1238 является ошибочной. А основой этой ошибки стало неверное прочтение (буквальное толкование) не только ст. 1238, но и ст. 1286, ст. 1288  Кодекса.

При ответе на поставленный вопрос надо руководствоваться правилом п. 2 ст. 388 ГК («Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеетсущественное значение для должника»).

Почему? Потому что Договор авторского заказа относится к такого рода обязательствам, где исполнение зависит от личности его участников (в нашем случае - это заказчик и автор). Согласитесь, что  написание сценария зависит не только от личности автора Н. (его опыта, авторского стиля), но и требований заказчика, которые, в свою очередь, зависят от тематических (художественных) пристрастий его руководства.

Для Н., который уже приступил к работе исходя из требований первого заказчика, замена последнего новым заказчиком (киностудией) имеет существенное значение. Ведь новый заказчик вправе будет потребовать существенного изменения первоначального замысла (сюжета). А это означает, что переуступка киностудией новому заказчику право требования написания сценария без согласия автора может быть оспорена последним с высокой вероятностью победы в суде.

Вот такие мои соображения по поводу возможного исхода (результат) попытки киностудия переступить свое право на получение сценария от Н. другой киностудии.

Говоря о «возможном исходе» я имею ввиду то, что в задаче прямо не сказано о наличии или отсутствии в договоре условия о том, что личность кредитора имеет существенное значение для должника. Но даже, если допустить, что такого условия не было, то при разрешении споров по поводу права переуступки кредитора суды должны учитывать существо возникшего на основании этого договора обязательства[3]. А оно в нашем случае носит персонифицированный характер. Однако, как бы сложился исход судебного спора между киностудией и автором Н. об уступке прав по договору без согласия должника, ясно одно: сублицензионный договор для решения данной цели (переуступка) непригоден по определению!

Всем удачи! Ю.Блохин


[1] Договор авторского заказа как правоотношение в момент его заключения до создания произведения должен уже содержать существенные условия либо договора об отчуждении исключительного права, либо лицензионного договора. - Витко В.С. гл. 1, § 2, "Договоры заказа на создание произведений //Статут. – 2016 / СПС КонсультантПлюс.

[2] Российское гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. II: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. С. 547 (автор главы - Е.А. Суханов); Гаврилов Э., Гаврилов К. Договоры заказа на создание авторских произведений // Хозяйство и право. 2013. N 3. С. 28 - 47.

 

[3] п. 10. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" {КонсультантПлю



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.