Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОДСТИЛИ научной речи



 

Научный стиль.

Научный стиль речи

Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий. Это позволяет говорить об основных особенностях научного стиля в целом. Однако научный стиль имеет и свои разновидности (подстили): научно-популярный, научно-деловой, научно-технический, научно-публицистический, учебно-научный.

 

Научный стиль речи – это

функциональный стиль, который обслуживает разнообразные отрасли науки, обеспечивает образовательный процесс в учебных заведениях различного профиля (гуманитарного, естественного и технического).

Главная функция

сообщение (передача) научной информации, наиболее точное, логичное выражение мыслей в той или иной области знания

Основная цель

сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность.

Форма речи

монолог

Смысловой тип речи

рассуждение, описание

Стилистические черты (признаки)

1. объективность (изложение разных точек зрения на проблему);

2. логичность (последовательность и непротиворечивость изложения);

3. доказательность (аргументация определенных положений и гипотез);

4. точность (использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте);

5. сжатость и информационная насыщенность;

6. обобщенность и отвлеченность суждений (использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением);

7. безличность и абстрактность высказывания (употребление особых грамматических форм: преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го лица глагола, неопределенно-личных предложений);

8. стандартизация средств выражения (использование речевых клише научного стиля для оформления научной работы, а также жанров аннотаций, рефератов, рецензий и др.).

Лексика

1. использование слов в их прямом значении

2. отсутствие выразительных и эмоционально-экспрессивных средств

3. отсутствие разговорной лексики

4. использование терминов

5. частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому и т.п.

6. присутствуют ссылки на используемые в тексте источники.

Грамматика

уточняющие определения

специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),

употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

частые цитаты, ссылки;

повествовательные невосклицательные предложения с прямым порядком слов

использование рядов однородных членов:

вводные и вставные конструкции (По мнению автора; как отмечает автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой стороны; например; напротив; итак; таким образом и т.п.)

использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

 

Организация (композиция) Дедуктивное рассуждение 1.выдвижение тезиса (греч. thesis - положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотезы (предположения). 2. основная часть – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Для доказательства тезиса применяются различные типы аргументов (лат. аrgumentum – логический довод): 1)толкование тезиса, 2)доказательство, 3)мнения авторитетов, 4)факты и примеры, сравнения. 3. выводы, предложения. Индуктивное рассуждение 1. определение цели предпринятого исследования. 2. изложение фактов, анализ, сравнение и синтез полученного материала. 3.выводы.   Проблемное изложение 1.формулировка проблемы 2.возможные пути решения этой проблемы, анализ, демонстрация процесса решения этой проблемы 3.выводы  

 

 

Научный стиль.

Научные подстили

Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий. Это позволяет говорить об основных особенностях научного стиля в целом. Однако научный стиль имеет и свои разновидности (подстили): научно-популярный, научно-деловой, научно-технический, научно-публицистический, учебно-научный.

К текстам научно-делового и научно-технического подстилей относятся стандартизированные описания научных и технических достижений. Основу этих текстов составляют языковые средства научного стиля, но унификация формы сближает их с произведениями официально-делового стиля.

Учебно-научные работы содержат в себе научную информацию учебного или методического характера. Стилистически они являются как бы промежуточным звеном между произведениями собственно научными и научно-популярными.

Научно-публицистические тексты совмещают в себе черты научного и публицистического стилей. Их особенности сходны с особенностями научно- популярных работ, поэтому многие авторы не выделяют научно-публицистический подстиль среди разновидностей научной речи.

Научно-популярный подстиль. Элементы научного стиля в публицистике Произведения научно-популярного подстиля обращены к массовому читателю. Обычно это публицистические статьи на научные темы в популярных периодических изданиях, журналах, рассчитанных на широкую аудиторию (например, “Здоровье”, “Юный натуралист”, “Химия и жизнь”). Практика издания научно-популярных брошюр, посвященных какой-либо конкретной проблеме, в настоящее время отошла в прошлое. Научно-популярные монографические работы обладают практически всеми особенностями научно-популярного подстиля. В этом разделе пособия мы акцентируем внимание на использовании элементов научного стиля в публицистике. Научные произведения, обращенные к массовому читателю, должны ориентироваться на уровень научного знания адресата (читателя статьи) и его способности научно-речевого восприятия.

ПОДСТИЛИ научной речи


Подстили     Особенности   Собственно научный (академический) Научно-популярный Научно-информативный (научно-деловой) Учебно-научный
Цель получение нового знания о природе, человеке, обществе повышение общего культурного уровня массового читателя, популяризация научного знания   сообщение научной информации с максимально точным объективным описанием имеющихся фактов изложение основ наук, передача научного знания в учебных целях
Жанры статьи, монографии, доклады, диссертации, рецензия, отзыв научно-популярные статьи, очерк, книги, лекции и др. научные рефераты, аннотации, справочник, словарь и др.   учебники, учебно-методическая литература, лекции
Отличительные черты строго логичное научное изложение, подчеркнуто информативная направленность, обилие терминов, точность, аргументация   изложение научных данных в доступной и занимательной форме, использование элементов художественного и публицистического изложения использование элементов делового стиля, набор стандартных выражений, словесных клише, штампов, регулярное повторение одних и тех же слов учебно-познавательная направленность изложения, простота и доступность, объяснения, примеры, иллюстрации, пояснения, сравнения

Научный стиль.

Понятие "вторичный текст"

Работа с научной литературой предполагает умения составлять библиографическое описание источников, продуцировать вторичные научные тексты.

Вторичный текст – текст, полученный в результате сжатия (компрессии) какого-либо другого текста, который в этом случае рассматривается как первичный, как текст-оригинал. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки первичной информации, что и определяет их роль в обучении: создание вторичных текстов способствует приобретению навыков самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, конспекты, обзоры, рецензии.

При сжатии происходит сокращение первичного текста, при котором сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Основными процедурами свертывания первичного текста являются конспектирование, аннотирование, резюмирование. От уровня владения этими способами свертывания информации зависит умение реферировать, поскольку написание реферата включает использование различных процедур свертывания информации. Вторичные тексты определяют общим термином реферативное письмо. Владение всеми видами реферативного письма обеспечивает грамотное оформление курсовых, квалификационных, дипломных работ.

2.Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.

Таким образом, можно выделить основные признаки текста

1. Включает в себя не менее двух предложений, то есть состоит из группы предложений. Заметим, что текст отличается от синтаксической единицы языка – предложения: предложение является средством оформления от-дельной мысли, эмоции, а в тексте отражено развитие мысли ( мыслей).

2. Предложения в тексте расположены в определенной последовательности, что обеспечивает его смысловую и структурную организацию.

3. Предложения текста связаны между собой общей темой, основной мыслью.

4. Предложения связаны друг с другом не только по смыслу, но и с по-мощью различных языковых средств.

5. Текст всегда можно озаглавить.

Одной из важнейших характеристик текста является информативность. Информация как основная категория текста различна по своему прагматическому назначению. Исходя из этого предлагается различать следующие разновидности информации: а) содержательно-фактуальную (СФИ); б) содержательно-концептуальную (СКИ); в) содержательно-подтекстовую (СПИ).

СФИ сообщает о фактах, событиях, процессах, которые происходят, происходили, будут происходить в реальной действительности. СФИ выражена в тексте вербально, эксплицитна по своей природе и присутствует во всех текстах. Она находит свое выражение в тематических группах, называемых номинационной цепочкой, которая обычно проходит через весь текст, представляет тему целого текста и позволяет отличить главную информацию от второстепенной. Единицы языка в СФИ обычно употребляются в их прямых, предметно-логических, словарных значениях.

СКИ сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, которые описываются средствами СФИ, авторскую оценку этих отношений. Она выражает непосредственную точку зрения автора по поводу событий действительности, установленную им связь и интерпретацию событий. Таким образом, СКИ – это замысел автора плюс его содержательная интерпретация.

СПИ представляет собой скрытую информацию, извлекаемую из СФИ благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря способности предложений внутри СФЕ приращивать смыслы. Это самый глубинный пласт информации, то, что не выражено, а только подразумевается; такая информация может быть извлечена путем логически-лингвистического анализа текста. Содержательно-подтекстовая информация факультативна.

 

 

Языковые особенности научного стиля речи

Основные черты научного стиля являются: точность, абстрактность, логичность и объективность изложения, эти черты реализуются использованием следующих языковых элементов.

Лексика:

- требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность: активно используется: специальная лексика, терминологическая лексика, международная терминология (менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер), общенаучная терминология (функция, процесс, условие, универсальный, причина, констатировать); научный стиль не обладает свойством общедоступности;

- использование общелитературных фразеологизмов, межстилевых оборотов, выступающие в номинативной функции (магнитная буря, рациональное зерно, глухой согласный);

- специальные слова типа обыкновенно, обычно, систематически, регулярно и т.д.

- речевые клише: представляет собой…, заключается в…, состоит из…

- многозначные стилистически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, видеть в значении «сознавать, понимать»; «Мы видим, что в трактовке этого явления ученые расходятся»;

- стремление к обобщению проявляется в преобладании абстрактной лексики над конкретной: частотными являются существительные с абстрактными значениями типа мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и под.;

- лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в частности, в меньшем использовании синонимов. В научном стиле объем текста увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов;

- отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю меньшей степени свойственна оценочность. Научному стилю речи чужда эмоциональная экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения. Недопустимы следующее высказывания: «Бесподобный метод интегрирования…»; «Интеграл ведет себя вполне прилично…»; «Решение задачи дрожало на кончике пера…». В некоторых жанрах научного стиля может использоваться экспрессивная лексика, но исключительно для усиления логической аргументации.

Морфология:

- существительные на – НИЕ, - ИЕ, -ОСТЬ, - КА, - ЦИЯ со значением признака действия, состояния, изменения: мышление, газификация, функция;

- ед. ч. в значении мн.ч.: соли, грязи, масла;

- формы род. падежа: нормы литературного языка, язык межнационального общения;

- сложных форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных: более сложный, наиболее важный;

- краткие формы прилагательных, выражающих не временный, а постоянный признак предметов и явлений: язык произведения богат и эмоционален;

- глаголы в форме настоящего времени: атомы движутся, слова соединяются в словосочетания;

- формы будущего и прошедшего времени для обозначения вневременности: составим уравнение, применим метод статистического анализа, эксперимент проходил;

- местоимение МЫ вместо Я;

- предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова: на основе, сравнительно с…, в зависимости от…;

- краткие формы причастий, выступающих в роли сказуемых;

Редко употребляются: простая форма превосходной степени прилагательных с суф. – ЕЙШ -, - АЙШ – в силу её эмоционально – экспрессивного оттенка; слова типа сейчас, в настоящее время, в этот момент; формы 1-го лица ед. числа глаголов и местоимение Я, формы 2-го лица ед. и мн. числа.

Синтаксис:

- максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации, что выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций: считается, известно, есть основания полагать, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть и т.п.;

- стремление к логичности изложения материала в научной речи обусловливается активное использование сложных предложений союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно, например: «Иногда достаточно провести 2 – 3 занятия, чтобы восстановить плавную речь». Наиболее типичными являются сложноподчиненныепредложенияспридаточным причиныиусловия: «Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом».

- цели подчеркнуто логического изложения мысли служит также употребление вводных слов, с помощью них достигается: последовательность сообщений, степень достоверности информации, источники информации: во-первых, во-вторых, наконец; по-видимому, как утверждают …, согласно теории и т.п.

- характерно использование пассивных конструкций: в «Русской грамматике» отражены и описаны многие явления разговорной и специальной речи;

- использование составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых явлений;

- использование связки ЕСТЬ: язык есть важнейшее средство человеческого общения;

- использование причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций.

- характерны предложения, где подлежащее и сказуемое выражено именем существительным, может использоваться указательное местоимение ЭТО: язык – это система знаков;

Ограничено употребление номинативных предложений (только в заголовках и в качестве пунктов плана), бессоюзных предложеий.

Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, график и т.п.

Жанры научого подстиля

Собственно научный подстиль представлен текстами, которые пишут учёные для своих коллег, чтобы сообщить в них новую научную информацию и доказать её истинность (монографии, статьи, выступления на конференциях). Именно в этом подстиле вводятся новые термины, ставятся и решаются научные проблемы. Этот подстиль отличается максимальной строгостью научного изложения.

Автореферат – реферат, составленный специалистом; посвящён определённой, самостоятельно исследованной научной проблеме, представленной в диссертации.

Диссертация – логическое умозаключение, при котором частные положения выводятся из общих (от общего к частному).

Монография – научное исследование, посвящённое одной теме.

Тезисы – 1) утверждение, требующее доказательства; 2) кратко сформулированное основое положение доклада, лекции, сообщения и т.д.

Статья – жанр научного стиля аналитического характера, содержащий в себе постановку, раскрытие или обзор какого – либо научного вопроса.

Рецензия – 1) статья , целью которой является критический анализ научного или художественного произведения; 2) отзыв на научное или художественное произведение перед их публикацией, защитой, преполагает глубокий и детальный анализ.

Учебно – научный подстиль мы наблюдаем в разнообразных учебниках и учебных пособиях, лекциях, объяснениях на уроках, рефератах и др. В этих жанрах научной речи происходит закрепление и передача научных знаний людям, стремящимся получить образование. Поэтому изложение в таких текстах проводится по принципу «от незнания – к знанию, от меньшего знания – к большему»: термину вводятся с опорой на уже известные, большое внимание уделяется объяснительной части, совершенно новые, ещё не устоявшиеся в науке термины и понятия отсутствуют. Характер изложения материала в учебной литературе зависит от категории читателей: от их возраста, уровня образования (сравните букварь и учебник для вузов).

Коллоквиум – 1) собрание для обсуждения научных докладов участников; 2) практическое занятие по лекционному материалу.

Конспект – краткое обобщённое изложение какого – либо информационного материала.

Лекция – 1) устное систематическое изложение учебного материала преподавателям в высших и средних специальных учебных заведениях, а также занятие, на которм оно проводится; 2) публичное выступление на коую – либо тему.

Реферат – 1) доклад на определённую тему, включающий обзор источников информации по теме; 2) краткое изложение содержания научной работы, книги, статьи.

Семинар – 1) форма групповых занятий, предполагающее активное обсуждение темы участниками; 2) собрание, проводимое по каким – либо специальным вопросам, а также для повышения квалификации.

 

Термин и его специфические особенности

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Термин входит в общую лексическую систему языка лишь через посредство конкретной терминологической системы (терминологии). К специфическим особенностям относятся: 1) системность; 2) наличие дефиниции; 3) тенденция к однозначности в пределах своего терминологического поля; 4) стилистическая нейтральность; 5) отсутствие экспрессии. Все эти свойства термин реализует внутри терминологического поля, за пределами которого теряются его дефинитивные и системные характеристики

Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию. Вершину составляют общенаучные термины, предназначенные выражать категории и понятия, принципиально и продуктивно применяемые во всех областях научного знания: система, функция, модель, парадигма, структура, информация, управление, адаптация, метод, фактор и др. Входя в состав универсальных средств выражения, общенаучные термины не только не утрачивают, но, напротив, предполагают конкретизацию при использовании их в конкретных областях знаний: социальная информация, генетическая информация, измерительная информация, научно – техническая информация т.д.

Узкоспециальная терминология – самый представительный слой специальных терминов, именующих специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории. Узкоспециальные термины образуют особые группы терминов, которые 1) именуют сферу деятельности, в состав которых войдут названия научных дисциплин, отраслей техники, наименование проблем, решаемых наукой, технологии производства и т.д.: макроэкономика, микроэкономика; 2) именуют объект деятельности: экономика; 3) именуют субъект деятельности: экономист, финансист, бухгалтер, аудитор; 4) именуют средства деятельности: методы, измерения, проектирование; 5) именуют продукты деятельности: кредит, заём.

Норма в терминологии - это требование правильного образования и употребления термина. Процессы формирования нормы – это не стихийные, а сознательные процессы, подконтрольные лингвистам и терминологам. Нормативные требования к термину были сформулированы основоположником русской терминологии Д.С. Лоте. К этим требованиям относятся:

1. Фиксированное содержание – заключается в ограниченном, чётко сформулированном содержании термина в пределах определённой терминосистемы в конкретный период развития научного знания;

2. Точность термина – чёткость, ограниченность значения, которая обусловлена тем, что понятие имеет свои границы, устанавливаемые с помощью дефиниции термина (в дефиниции есть необходимые и достаточные признаки обозначаемого понятия), термин также должен отражать признаки, по которым можно отличить одно понятие от другого;

3. Однозначность термина – термин не должен быть многозначным;

4. Термин не должен иметь синонимов – под синонимией в науке обычно понимают явление дублетности (суффикс, постфикс). Между дублетами нет тех отношений, которые организуют синонимичный ряд, нет эмоционально – экспрессивных, стилистических или оттеночных оппозиций. Они тождественны между собой, каждый из них относится прямо к обозначаемому.

5. Термин должен быть систематичным – систематичность базируется на классификации понятий, исходя из которой выделяются необходимые и достаточные признаки, включаемые в термин, после чего подбираются слова и их части (теминоэлементы) для обозначения термина.

6. Краткость термина – здесь есть противоречие между стремлением к точности терминосистеимы и к краткости термина. Поэтому приходится прибегать к формированию краткого варианта термина. Краткий вариант – это сокращённый, но функционально равноценный, вторичный знак терминируемого понятия. Сокращение происходит при помощи аббревиации, символики, опущением слова в словосочетании.

7. Степень внедрённости термина – характеризуется его общепонятностью или общеупотребительностью.

8. Современность термина – реализуется путём вытеснения из употребления устаревающих терминов, заменой их новыми.

9. Интернациональность терминов – отражает необходимость примирить требование научной точности и практической краткости.

10. Благозвучность термина – имеет два аспекта: удобство произношения и собственно благозвучие. Термин не должен вызывать негативных ассоциаций вне узкоспециального употребления.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.