Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица Вклад учёных-методистов в развитие методики преподавания литературы



 

Используя материалы учебника "Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. "- В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с: Часть 1

· Составить сводную таблицу "Вклад учёных-методистов в развитие методики преподавания литературы" (только тех учёных, которые обозначены в таблице), и выучить материал. Всё готовим к экзамену.

 

Таблица "Вклад учёных-методистов в развитие методики преподавания литературы"

Учёный-методист ФИО., годы жизни Основные научные труды Основные методические идеи
    Фёдор Иванович Буслаев (1818 -1897) О преподавании отечественного языка (1884) - одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобр.искусством; -определил место методики в ряду педагогических и филологических наук как новой области знаний; - отстаивал филологический анализ текста; - дал отличие между понятиями "метод" и "приём" в методике.    
    Василий Иванович Водовозов (1825-1886) · «Словесность в образах и разборах» (1868)   · «Новая русская литература» (1866)   · «Древняя русская литература» (1872) - уделяет внимание критическому анализу произведений, рассмотрению заключенных в них идей; - преследовал всегда одну цель - выработку для русской школы правильной педагогической системы на общечеловеческой основе; - отстаивал необходимость изучения в средних учебных заведениях математики, естествознания, географии, истории, родного языка и литературы, новых языков — немецкого, французского, английского, рисования; - составил программу преподавания русской словесности, предусматривавшую переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения к систематическому усвоению грамматики, обогащённой сопоставлением с древнерусскими формами и современными европейскими языками; - основой литературного образования считал тщательный разбор идейно-художественных особенностей произведения, его социальной и историко-культурной обусловленности; - методику литературного анализа выстраивал на системе вопросов, охватывавших различные стороны текста и стимулировавших исследовательский интерес учащихся.
      Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888) «О преподавании русской литературы» (1864) - развивал идеи воспитания человека гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы; - выступал за создание национальной школы, тесно связанной с обществом и семьёй, которая могла бы обеспечить широкое общее образование, преемственность обучения; - выдвинул идею получения специального образования не только на основе общего среднего, но и на более низком уровне, в зависимости от местных потребностей; - рассматривал труд ребёнка в процессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нравственного формирования; - выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса, овладение приёмами научного анализа, методику преподавания литературы впервые представил как целостную систему; - предложил строить учебные программы по принципу постепенного усложнения содержания и задач литературного анализа, исходя из возрастных возможностей и интересов учащихся; - в целях глубокого постижения изучаемых произведений требовал значительного сокращения литературного материала в существовавших программах и пособиях, преимущественного внимания к произведениям новейшей литературы; - в качестве основного метода преподавания рассматривал аналитическую беседу; - предложил систему письменных работ по литературе для начальной и средней школы; - создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ.
  Виктор Петрович Острогорский (1840-1902) · «Беседах о преподавании словесности» (1884) · «Выразительное чтение» 1885 · Краткого учебника теории поэзии» (1875) · «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми» (1874) ·  «Двадцать биографий образцовых русских писателей»1890 - отводится внеклассному чтению, которое он считает необходимой частью литературного образования; - советует при сообщении учащимся научных фактов никогда не забывать о воспитательных целях, давать только самое важное, необходимое для образования, и возбуждать в учащихся интерес к дальнейшему самостоятельному изучению науки о литературе; - большое внимание он уделяет изучению истории новой литературы; - создал методику выразительного чтения.
    Цезарь Павлович Балталон (1855-1913) · Пособие для литературных бесед и письменных упражнений» (1891   · «Воспитательное чтение» (1908)   · «Хрестоматическая система и новые методы» (1912) - одним из первых провёл экспериментально-психологические исследования в области дошкольного воспитания и детского чтения; - отводил большую роль дошкольному воспитанию как фундаменту образования; - методика начального обучения включала воспитательные приёмы, соответствующие особенностям детской психики, использование игры как воспитательно-образовательного средства и др. - считал, что тренировочные упражнения противоречат природе письма. - основными видами письменных работ признавал "переложения" и сочинения, в которых видел средство развития творческих способностей, воспитания мышления и закрепления навыков письма; - обосновал невозможность развития речи учащихся путём обучения любому предмету только по картинке, поскольку немая картинка, давая внеречевые представления, не может обогатить словарного запаса ребёнка; - разработал систему литературных бесед с вопросами для внеклассного изучения произведений классической русской и зарубежной литератур.
    Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909) Образовательное значение родного языка (1890)  - изучение художественного произведения в школе, прежде всего как явления искусства, эстетически воздействующего на ученика-читателя - в поисках приемов работы над текстом исходить из словесно-образной и эстетической природы литературы.
  Мария Александровна Рыбникова (1885-1942) · «Изучение родного языка» (1921«Работа словесника в школе» (1922), · «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927)  · «Современная и классическая литература в школе» (1927) · «Язык и литература в системе политехнического воспитания» (1930) · «Методика преподавания литературы» (1930). · «Введение в стилистику» (1937) · «Очерки по методике литературного чтения (1941) - предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка; - допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения; - выделяет три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета; - предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка.    
  Василий Васильевич Голубков (1880-1968) · «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909) · «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе». · «Мастерство устной речи» (1960) · «Методика преподавания литературы» (1938) - исследовал методы преподавания литературы, создав одну из классификаций, в основе которой лежал процесс совместной деятельности учителя и ученика (лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы); - виды уроков по литературе подразделял в зависимости от стадии учеб. процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет; - сформулировал три важнейшие задачи для современного учителя-словесника: интенсификация работы, повышение творческой активности учащихся и педагогического мастерства учителя.    
  Николай Иванович Кудряшёв (1904-1981) · «Об изучении языка художественных произведений в V - VII классах» (1951) · «Теоретические основы методики литературы» (1971) · Вопросы методики преподавания литературы в школе» (1962) · «За творческое изучение литературы в средней школе» (1963, 1968) · «Преподавание литературы по новым программам» (1970) · «Изучение литературы в IV классе» (1975) · «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (1981) · «Методика преподавания "литературы» (1977) - методы соответствуют ступеням в логике познавательной деятельности; - много внимания уделял вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках литературы, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики; - говорит о трех основных факторах, оказывающих влияние на пед.процесс (учебный предмет, учитель и ученик).  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.