Таблица Вклад учёных-методистов в развитие методики преподавания литературы
Используя материалы учебника "Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. "- В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с: Часть 1
· Составить сводную таблицу "Вклад учёных-методистов в развитие методики преподавания литературы" (только тех учёных, которые обозначены в таблице), и выучить материал. Всё готовим к экзамену.
Таблица "Вклад учёных-методистов в развитие методики преподавания литературы"
Учёный-методист
ФИО.,
годы жизни
| Основные научные труды
| Основные методические идеи
|
Фёдор Иванович Буслаев
(1818 -1897)
| О преподавании отечественного языка (1884)
| - одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобр.искусством;
-определил место методики в ряду педагогических и филологических наук как новой области знаний;
- отстаивал филологический анализ текста;
- дал отличие между понятиями "метод" и "приём" в методике.
|
Василий Иванович Водовозов
(1825-1886)
| · «Словесность в образах и разборах» (1868)
· «Новая русская литература» (1866)
· «Древняя русская литература» (1872)
| - уделяет внимание критическому анализу произведений, рассмотрению заключенных в них идей;
- преследовал всегда одну цель - выработку для русской школы правильной педагогической системы на общечеловеческой основе;
- отстаивал необходимость изучения в средних учебных заведениях математики, естествознания, географии, истории, родного языка и литературы, новых языков — немецкого, французского, английского, рисования;
- составил программу преподавания русской словесности, предусматривавшую переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения к систематическому усвоению грамматики, обогащённой сопоставлением с древнерусскими формами и современными европейскими языками;
- основой литературного образования считал тщательный разбор идейно-художественных особенностей произведения, его социальной и историко-культурной обусловленности;
- методику литературного анализа выстраивал на системе вопросов, охватывавших различные стороны текста и стимулировавших исследовательский интерес учащихся.
|
Владимир Яковлевич Стоюнин
(1826-1888)
| «О преподавании русской литературы» (1864)
| - развивал идеи воспитания человека гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы;
- выступал за создание национальной школы, тесно связанной с обществом и семьёй, которая могла бы обеспечить широкое общее образование, преемственность обучения;
- выдвинул идею получения специального образования не только на основе общего среднего, но и на более низком уровне, в зависимости от местных потребностей;
- рассматривал труд ребёнка в процессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нравственного формирования;
- выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса, овладение приёмами научного анализа, методику преподавания литературы впервые представил как целостную систему;
- предложил строить учебные программы по принципу постепенного усложнения содержания и задач литературного анализа, исходя из возрастных возможностей и интересов учащихся;
- в целях глубокого постижения изучаемых произведений требовал значительного сокращения литературного материала в существовавших программах и пособиях, преимущественного внимания к произведениям новейшей литературы;
- в качестве основного метода преподавания рассматривал аналитическую беседу;
- предложил систему письменных работ по литературе для начальной и средней школы;
- создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ.
|
Виктор Петрович Острогорский
(1840-1902)
| · «Беседах о преподавании словесности» (1884)
· «Выразительное чтение» 1885
· Краткого учебника теории поэзии» (1875)
· «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми» (1874)
· «Двадцать биографий образцовых русских писателей»1890
| - отводится внеклассному чтению, которое он считает необходимой частью литературного образования;
- советует при сообщении учащимся научных фактов никогда не забывать о воспитательных целях, давать только самое важное, необходимое для образования, и возбуждать в учащихся интерес к дальнейшему самостоятельному изучению науки о литературе;
- большое внимание он уделяет изучению истории новой литературы;
- создал методику выразительного чтения.
|
Цезарь Павлович Балталон (1855-1913)
| · Пособие для литературных бесед и письменных упражнений» (1891
· «Воспитательное чтение» (1908)
· «Хрестоматическая система и новые методы» (1912)
| - одним из первых провёл экспериментально-психологические исследования в области дошкольного воспитания и детского чтения;
- отводил большую роль дошкольному воспитанию как фундаменту образования;
- методика начального обучения включала воспитательные приёмы, соответствующие особенностям детской психики, использование игры как воспитательно-образовательного средства и др.
- считал, что тренировочные упражнения противоречат природе письма.
- основными видами письменных работ признавал "переложения" и сочинения, в которых видел средство развития творческих способностей, воспитания мышления и закрепления навыков письма;
- обосновал невозможность развития речи учащихся путём обучения любому предмету только по картинке, поскольку немая картинка, давая внеречевые представления, не может обогатить словарного запаса ребёнка;
- разработал систему литературных бесед с вопросами для внеклассного изучения произведений классической русской и зарубежной литератур.
|
Иннокентий Федорович Анненский
(1855-1909)
| Образовательное значение родного языка (1890)
| - изучение художественного произведения в школе, прежде всего как явления искусства, эстетически воздействующего на ученика-читателя - в поисках приемов работы над текстом исходить из словесно-образной и эстетической природы литературы.
|
Мария Александровна Рыбникова
(1885-1942)
| · «Изучение родного языка» (1921«Работа словесника в школе» (1922),
· «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927)
· «Современная и классическая литература в школе» (1927)
· «Язык и литература в системе политехнического воспитания» (1930)
· «Методика преподавания литературы» (1930).
· «Введение в стилистику» (1937)
· «Очерки по методике литературного чтения (1941)
| - предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка;
- допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения;
- выделяет три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета;
- предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка.
|
Василий Васильевич Голубков
(1880-1968)
| · «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909)
· «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе».
· «Мастерство устной речи» (1960)
· «Методика преподавания литературы» (1938)
| - исследовал методы преподавания литературы, создав одну из классификаций, в основе которой лежал процесс совместной деятельности учителя и ученика (лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы);
- виды уроков по литературе подразделял в зависимости от стадии учеб. процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет;
- сформулировал три важнейшие задачи для современного учителя-словесника: интенсификация работы, повышение творческой активности учащихся и педагогического мастерства учителя.
|
Николай Иванович Кудряшёв
(1904-1981)
| · «Об изучении языка художественных произведений в V - VII классах» (1951)
· «Теоретические основы методики литературы» (1971)
· Вопросы методики преподавания литературы в школе» (1962)
· «За творческое изучение литературы в средней школе» (1963, 1968)
· «Преподавание литературы по новым программам» (1970)
· «Изучение литературы в IV классе» (1975)
· «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (1981)
· «Методика преподавания "литературы» (1977)
| - методы соответствуют ступеням в логике познавательной деятельности;
- много внимания уделял вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках литературы, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики;
- говорит о трех основных факторах, оказывающих влияние на пед.процесс (учебный предмет, учитель и ученик).
|
|