|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 6. Тема: «Определение длины световой волны». Теоретические сведения.Лабораторная работа № 6 Тема: «Определение длины световой волны» Цель работы: научиться экспериментально определять длину световых волн с помощью дифракционной решётки. Приборы и материалы: электрическая лампа с прямой нитью накала; измерительная установка с линейкой (ц.д. 1мм) и экраном с делениями; дифракционная решетка (1/100 мм).
Теоретические сведения. В работе для определения длины световой волны используется дифракционная решетка с периодом d = 1/100 мм (период указан на решетке). Она является основной частью измерительной установки, показанной на рисунке. Решетка устанавливается в держателе 1, который прикреплен к концу линейки 2. На линейке же располагается черный экран 3 с узкой вертикальной щелью посредине. Экран может перемещаться вдоль линейки, что позволяет изменять расстояние между ним и дифракционной решеткой R. На экране и линейке имеются миллиметровые шкалы. Вся установка крепится на штативе 5. Если смотреть сквозь решетку и прорезь на источник света (лампу накаливания или свечу), то на черном фоне экрана можно наблюдать по обе стороны от щели дифракционные спектры 1-го, 2-го и т. д. порядков. Длину световой волны можно найти из уравнения λ = . Так как порядок дифракционного спектра k = 1, а угол φ мал, то расчетная формула будет иметь вид λ = d . Ход работы: 1. Подготовьте бланк отчета с таблицей для записи результатов измерений и вычислений. 2. Соберите измерительную установку. 3. Глядя сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света и перемещая решетку в держателе, установите ее так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана. 4. Вычислите длину волны красного цвета в спектре 1-го порядка справа и слева от щели в экране, определите среднее значение результатов измерения. 5. Проделайте то же для других цветов.
6. Рассчитайте длины волн для семи цветов, и запишите их в таблицу
λф =
λс =
λг =
λз =
λж =
λо =
λк =
ВЫВОД: (Сравните полученные значения с табличными данными)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|