Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и ее использование в технологии развития критического мышления



5.3. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и ее использование в технологии развития критического мышления

Эдвард де Боно – это признанный во всем мире эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления, автор концепции латерального мышления и основанных на ней широко известных методик, применяемых в творческой работе и обучении – Шесть Шляп Мышления.

Притча о старом шляпнике

(по Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко)

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили
из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился великий секрет великого мастера.

Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю. «Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец, – решили сыновья Шляпника. – Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету». Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.

«Я возьму себе шляпу белого цвета, – заявил первый сын. – Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика
ли честь – быть сыном простого шляпника!»

«А я выбираю черную шляпу, – сказал второй сын. – И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней
я буду строг, представителен и изыскан одновременно».

«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, – промолвил третий. – Желтый цвет – цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»

«Пусть моей шляпой станет красная, – воскликнул четвертый. – Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»

«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое
и бескрайнее, дарующее возможность полета.
Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», – мечтательно произнес пятый сын.

«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» – размышлял шестой из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?

Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось,
что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.

Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке – его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта черта спасала его от поражения и краха
в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра
и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.

Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» – восторгались люди
при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», – говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять, и тем более
не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный
и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.

Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность
не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке – солнечную радугу, а в обыденности – чудеса. «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», – говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, – говорили другие. – Кто же он – богач или бедняк – решать не нам».

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины
и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа.
Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.

Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим
одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки
и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек – достиг того, чего хотел», – говорили одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?» – спрашивали другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились
под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер.
 И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели.

Красная Шляпа: Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.

Желтая Шляпа: Преимущества. Позитивность.

Черная Шляпа: Осторожность. Суждение. Оценка.

Зеленая Шляпа: Творчество. Новые идеи. Белая Шляпа: Информация.

Синяя Шляпа: Мышление о мышлении.

  Режим. Мысли.
Белая шляпа. Факты, данные, статистика. Никаких эмоций и оценок, только факты.
Красная шляпа. Чувства, догадки и интуитивные прозрения. «Вот, что я чувствую по этому поводу...»
Жёлтая шляпа. Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Только всё хорошее.
Чёрная шляпа. Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Отрицательные суждения и критика. Риски и опасности.
Зелёная шляпа. Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Креативность, уход от стереотипов, неожиданность и нестандартность.
Синяя шляпа. Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия. «Дирижёр оркестра». Задаёт и контролирует качество мышления.

 

Преимущества технологии:

· работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

· совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно-насыщенного текста;

· есть возможность повторения, усвоения материала;

·  усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

· вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

· появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

· обостряется любознательность, наблюдательность;

· учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других учеников: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

· письменная речь развивает в учащихся навыки чтения и наоборот;

· в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного
и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

· развивает активное слушание;

· исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

· предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников
и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ученика, повысить самооценку.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.