|
||||||||||||||||
Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и ее использование в технологии развития критического мышления5.3. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и ее использование в технологии развития критического мышления Эдвард де Боно – это признанный во всем мире эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления, автор концепции латерального мышления и основанных на ней широко известных методик, применяемых в творческой работе и обучении – Шесть Шляп Мышления. Притча о старом шляпнике (по Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко) Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю. «Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец, – решили сыновья Шляпника. – Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету». Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство. «Я возьму себе шляпу белого цвета, – заявил первый сын. – Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика «А я выбираю черную шляпу, – сказал второй сын. – И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней «Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, – промолвил третий. – Желтый цвет – цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?» «Пусть моей шляпой станет красная, – воскликнул четвертый. – Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!» «Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое «Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» – размышлял шестой из сыновей Шляпника. Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали? Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке – его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта черта спасала его от поражения и краха Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» – восторгались люди Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились Красная Шляпа: Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Желтая Шляпа: Преимущества. Позитивность. Черная Шляпа: Осторожность. Суждение. Оценка. Зеленая Шляпа: Творчество. Новые идеи. Белая Шляпа: Информация. Синяя Шляпа: Мышление о мышлении.
Преимущества технологии: · работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас; · совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно-насыщенного текста; · есть возможность повторения, усвоения материала; · усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса); · вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; · появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; · обостряется любознательность, наблюдательность; · учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других учеников: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; · письменная речь развивает в учащихся навыки чтения и наоборот; · в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного · развивает активное слушание; · исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией; · предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников
|
||||||||||||||||
|