|
|||
ВЕСНА ПОБЕДЫ. gagauzlar. Тюркский мир . Escolania de Montserrat). Прит ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «ЗНАМЕНЬЕ» В КАТЕДРЕ КРАКОВА
В Катедре Кракова пскопская речь густа, Впиталась в плоть и фресок и органа. Когда здесь тишина вскрывает сердца раны, Мы видим «Знаменье»: Марию и Христа.
Мы помним Вас, кралеву-мать Софию, И первых польских Библий ясный лист. Мы помним Владислава в Варне свист – Во сне он пал в слезах на Вашу выю.
«Обклалось к вечеру» – сказали б псковичи, Но к утру «проярыщилась» твердь неба, Взошли все солнца, луны, травы, хлебы – Восстала жизнь над Вавелем – лучи!
Лучи легки и выше неба рвутся, Они пронзают тучи войн, греха, вражды. Яры, над Польшей разметут следы, Прощением к стопам святых прольются.
В Катедре Кракова пскопская речь густа, Впиталась в плоть и фресок и органа. Когда здесь тишина вскрывает сердца раны, Мы видим «Знаменье»: Марию и Христа.
10 декабря 2019 года – на праздник иконы Знамения Пресвятой Богоро;дицы (27 ноября, а по новому стилю 10 декабря). ПОЯСНЕНИЯ: Образ «Знамения» был любимым у королевы Софьи, которая заказала первый в Европе (!) перевод Библии на живой национальный язык, и так появилась «Библия королевы Софьи» на польском языке – «Biblia krоlowej Zofii» 1453 - 1455 гг. Сама она была русской и дочерью киевского наместника Андрея Ивановича Гольшанского. Со;фья Андре;евна Гольшанская (Сонька; Zofia Holszanska; около 1405 - 21 сентября 1461, Краков) — княжна из рода Гольшанских, королева польская, с 1422 г. четвёртая и последняя жена короля польского Владислава II Ягайло. В Кафедральном соборе Кракова псковские мастера украсили фресками один из приделов – пример православных росписей в католическом соборе (что было не редкостью в эпоху короля Ягайло и его сыновей). Псковичи были приглашены в Польшу в 1470 г. королём Казимиром IV Ягеллончиком (Kazimierz Jagiellonczyk, 1447–1492), чтобы расписать Часовню Святого Креста, предназначенную стать усыпальницей короля и его супруги Елизаветы, герцогини Габсбургской. Сам Казимир - сын короля польского Владислава II Ягайло и Софьи Гольшанской, младший брат Владислава Третьего Ягеллончика. «Мы помним Владислава в Варне…» - гибель сына королевы Софьи и короля Ягайло в Варне – короля Польши Владислава Третьего Ягеллончика (31.10.1424 - 10.11.1444, Варна). Это сражение 10 ноября 1444 г. между объединённой армией венгерских и польских крестоносцев и армией Османской империи. От трагической гибели под Варной пошло данное ему официозной историографией прозвище Варненчик (Wladyslaw III Warnenczyk). Полный его титул включал также и понятие «русский»: Wladislaus, Dei gracia rex Polonie, Hungarie, Dalmacie, Croacie, Rascie, Bulgarie, Sclavonie, nec non terrarum Cracovie, Sandomirie, Lancicie, Syradie, Cuyavie, Lythuanie princeps suppremus, Pomeranie, Russieque dominus et heres etc. (по-русски: Владислав Божьей милостью король Польши, Венгрии, Далмации, Хорватии, Рашки, Болгарии, Славонии, земли краковской, сандомирской, ленчицкой, серадзской, Куявии, верховный князь литовский, поморский и русский, господин и наследник и пр.). «Небо обклалось к вечеру, а к утру проярыщилось» - выражение, типичное для псковского говора. Некоторые фонетические особенности ктиторской надписи на северной стене Часовни, такие как смешение согласных Ц и Ч («доконцали» вместо «докончали»), чередование Ш и С («шию» вместо «сию»), присущи исключительно псковскому диалекту.
ГАУДИ ВЕРНУЛ НАС К СУТИ
Гауди вернул нас к сути руколепного творенья: Мама так месила тесто, все мы строили песочно Град и крепость, даже башни. Ведь песок с водою вместе Образуют плоть и мякоть наших утренних прозрений. Так зачем нам циркуль, угол, резь обструганных квадратов? Что нам круг – его не сыщешь на земле. Он только в небе: Это Солнце, ночью – звёзды, окружённые Луною. Он родился в узком Реус, но процвёл сам в Барселоне: Так из сумрака котельной вспыхнул искрой и растаял, Спит теперь внутри Собора, в свистах стали от трамвая… Что, властитель глины гибкой, ты оставил нам, то - счастье Любоваться руколепьем, сыздетства знакомым Раем Безугольной Мать-Природы (чистый взгляд!): гиперболоид, Также любы двое братьев: геликоид и коноид. Плоть адамова – из глины…
16 июня 2020 года – вспоминая Барселону.
ПОЯСНЕНИЯ: Великий каталонский архитектор Антонио Гауди (1852-1926 гг.) родился в Реусе, его отец был мастером котельных дел. Затем всю жизнь провёл в Барселоне, где выстроил много уникальных зданий. Создал свой уникальный стиль, основанный на отказе от привычного простого геометризма в пользу гибкой пластики природы. Сбитого трамваем, его приняли за нищего и отвезли в приют, где не оказали вовремя надлежащей помощи. Похоронен в крипте недостроенного им храма Саграда Фамилия. Постройки Гауди включают в себя сложные естественные, органичные формы и пространственные конструкции: гиперболоиды, коноиды и геликоиды. Согласно Библии, плоть первого человека Адама сотворена из праха, из глины.
ХОР В МОНСЕРРАТЕ Эсколания де Монсеррат (Escolania de Montserrat)
В Монсеррате мальчики поют Про святых и предков Каталонии. Знай, они колосьями взойдут Из-под сени с Чёрною Мадонною.
Над аббатством вознесут хорал, Как орлы, раскинувшие крыльями. Светит Каталонии кристалл, В детских голосах огни всесильные.
Да, они здесь учатся не петь, А взлетать горе на кручи горные, Чтоб небесной родине успеть Поднести дары земли отборные.
А земля, как и везде, в слезах, Люди, как везде, всегда ничтожные. Что ж так горьки сладкие уста, Воспевая выси невозможные?
Ты, искусство, иль обман иль мёд, Чем же петь: иль кровью иль нектаром? К сердцу приложи страданий лёд - Град искомый возблестит янтарно.
Так – надмирно - мальчики поют Про святых и предков Каталонии. Ангелы под ними слёзы льют Из-под сени с Чёрною Мадонною.
20 сентября 2019 года – вспоминая монастырь Монсеррат – духовное сердце Каталонии. Впервые упомянут в документах в 880 году. Эсколания де Монсеррат (по каталонски Escolania de Montserrat) – один из самых древних детских хоров в мире. Есть документы, подтверждающие его существование в 14 веке.
ГУЛЯЕМ В БАРСЕЛОНЕ «Любой, кто выпьет воды из этого фонтана, влюбится в Барселону и вновь сюда вернётся» - надпись на фонтанчике бульвара «Каналетес»
Прогулка вдруг нужна тебе вдоль Ла-Рамбла? - Иди и говори себе под нос «бла-бла!».
Иди и каталонься – но сначала Всю Барселону пробеги с причала. Там сам Колумб в Америку глядит, В его глазах простор, в них океан горит. Потом стесни себя, зажмись и поскорей В Готический квартал, кормить там голубей: Ах, пары брачные выходят из Собора В дожде из лепестков, с органным ветром в споре. Потом, смотри под ноги: как цветно! Мозаикой блажил тут Хоакин Миро. Родился он когда-то в Барселоне, Абстракцией прочистил глаз наш сонный. Но отчего мы впали в тяжкий сон? Вся тьма вещей на Рынке, в Театрах – звон, В густой Эклектике помадным стал амвон. Фламенко вечером тут густоту сгущает, Ночь здесь и так темна, но темноту стемняет! Не верю я, «что в Барселоне есть?» Возможно словом ёмко перечесть. Прогулка всем нужна (навеки!) вдоль Рамбла - Иди и говори себе под нос «бла-бла!». Запомнил? Бла-бла-бла… Фонтанчик ждёт тебя.
16 июня 2020 года – неожиданно вспомнив Барселону… НОТР ДАМ ГОРИТ
Там, где нет уж «отца», нету «матери» - Там сгорает Собор Богоматери. Трансвеститам зачем эта Готика? Вместо Жанны Д Арк - жуй наркотики.
Распрощалась с библейскими мерами? Обнимайся, Европа, с химерами. Шпиль не станет уж Богу молиться - Гуманоиду нужно корытце.
Круассан, монплезир, всё что надо Есть в кафе и в гаджетах – отрада! Делай селфи скорей, пока жарит Хвост горящей Европы в пожаре.
Там где нет уж «отца», нету «матери» - Пусть сгорает Собор Богоматери. Трансвеститам зачем эта Готика? Вместо Жанны Д Арк - есть наркотики.
Вечер 15 апреля 2019 года – горит Нотр Дам де Пари (Париж, Франция).
ПОЧЕМУ НОТР ДАМ НЕДОСТРОЕН
Две башни так стоят веками – безо шпилей, Что означает трусость или леность, Иль неспособность к небу дотянуться, Как принято в готических мирах. И вот вчера центральный шпиль обрушен. Он был иглой, акупунктурой колкой, Что облакам с туманами кричал: «Вот мы, земные, ползаем вдоль речек, И пашем землю, в грядки взор внедряя, Да ищем золото с каменьями в подземье, Рождённые летать - ползём едва…».
Когда стремился я к Парижу прямо в сердце - Вослед всем предкам русским, что любили Французское блаженство и уют – как ждал я Увидеть к небу заострённый гимн, Из камня, оделевшего всю тягость, Да из стекла, пронзённого всесветно – Как в Шартре или в Страсбурге – огни! Но увидал – тяжёлых недостроев, Посредь разбега брошенных в калеках… Кто строил башни две? Позоря Нотр Дам, Кто недостроил их? Чем не хватило духу? Чем захлебнулись, не взлетевши всласть, Строители-воители пространства, Готические каменщики… Что же, Ну что ж так вдруг – остановило вас?
И вот две башни леденят веками – Стоят они без шпилей, без любви. А это означает трусость, леность, И неспособность к небу дотянуться, Как принято в готических мирах. Ну что ж - вчера центральный шпиль зажёгся! Он был иглой, акупунктурой колкой, Последним был, кто с Богом говорил…
16 апреля 2019 года, после пожара в Париже.
КАК В СОБОРЕ НОТР ДАМ ЧИТАЛИ КЛОДЕЛЯ "Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали" Поль Клодель В Соборе было бесконечно тихо, Темно. Читали чуть с запинкой, не спеша, Стихи Клоделя: Библия, Восток И «Жанна на костре»… Чтецы держали свечи, А флейта порывалась рассказать Всё то, что утаили в слове. Но напрасно. Не дали флейте плавно плыть в луга, Где Авраам среди овец за сыном, Не дали в море в пасть кита упасть, Вмиг заглушили радость пробужденья Трёх спавших под Фаворовой горой… И не было органа. В трубах медных, Казалось, скованна, таилась мощь и боль И Ветхого и Нового Заветов – лишь стихи Читали чуть с запинкой, справа-слева, Передавали мятые листы… Потом в молчании (и стало ещё тише) Французы разошлись. Никто не говорил. А что же говорить? Прочитанным Клоделем, Казалось, в эту ночь наполнена весна. А в полноте и слово необъятно.
Ночь 16 апреля 2019 года – когда сгорает Нотр Дам де Пари, вспоминаю слышанный там вечер поэзии Поля Клоделя…
КУПИТЕ УГЛИ НОТР ДАМА О том, что Собор Парижской Богоматери является храмом Божиим, европейские лидеры не сказали ни слова. И только в заявлении Ватикана он был назван символом христианства (сайт Союза православных журналистов, Россия).
Скажите, парижане, зачем вам «Божий храм»? Туристам сторговали безбожно Нотр Дам. Пожар разжёг вниманье, и вслед летит реклама: «Купи целебный уголь и пепел Нотр Дама!»
Вы часть церквей закрыли, да в них кафе, стриптиз, Немного уступили мечетям, как каприз. Но ковш-бульдозер гордо вновь сотнями крушит, Вслед русскому безбожью, пристанища молитв.
В уставе Евросьюза велели убирать Слова о христианстве. Не нужна благодать! Никто из глав правительств не молвил слова «храм», «Символом христианства» назвал лишь Ватикан.
За этот век, французы, в дыму от вас руины В местах молитв арабов, у сербов, с Украины. От революций секса в огне цветном весь век, Сменивши трижды гендер, загнётся человек.
Ну что ж, поменьше будет всех жителей Земли, Останутся с попкорном лишь роботы одни. Качать они не смогут своих свобод и прав, Смартфон с двумя ногами заменит дух и нрав.
Скажите, парижане, зачем вам «Божий храм»? Туристам сторговали безбожно Нотр Дам. Пожар разжёг вниманье, и вслед летит реклама: <
|
|||
|