Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВЕСНА ПОБЕДЫ. gagauzlar. Тюркский мир . Escolania de Montserrat). Прит



 «ЗНАМЕНЬЕ» В КАТЕДРЕ КРАКОВА

 

В Катедре Кракова пскопская речь густа,

Впиталась в плоть и фресок и органа.

Когда здесь тишина вскрывает сердца раны,

Мы видим «Знаменье»: Марию и Христа.

 

Мы помним Вас, кралеву-мать Софию,

И первых польских Библий ясный лист.

Мы помним Владислава в Варне свист –

Во сне он пал в слезах на Вашу выю.

 

«Обклалось к вечеру» – сказали б псковичи,

Но к утру «проярыщилась» твердь неба,

Взошли все солнца, луны, травы, хлебы –

Восстала жизнь над Вавелем – лучи!

 

Лучи легки и выше неба рвутся,

Они пронзают тучи войн, греха, вражды.

Яры, над Польшей разметут следы,

Прощением к стопам святых прольются.

 

В Катедре Кракова пскопская речь густа,

Впиталась в плоть и фресок и органа.

Когда здесь тишина вскрывает сердца раны,

Мы видим «Знаменье»: Марию и Христа.

 

10 декабря 2019 года – на праздник иконы Знамения Пресвятой Богоро;дицы (27 ноября, а по новому стилю 10 декабря).

ПОЯСНЕНИЯ: Образ «Знамения» был любимым у королевы Софьи, которая заказала первый в Европе (!) перевод Библии на живой национальный язык, и так появилась «Библия королевы Софьи» на польском языке – «Biblia krоlowej Zofii» 1453 - 1455 гг.

Сама она была русской и дочерью киевского наместника Андрея Ивановича Гольшанского. Со;фья Андре;евна Гольшанская (Сонька; Zofia Holszanska; около 1405 - 21 сентября 1461, Краков) — княжна из рода Гольшанских, королева польская, с 1422 г. четвёртая и последняя жена короля польского Владислава II Ягайло.

В Кафедральном соборе Кракова псковские мастера украсили фресками один из приделов – пример православных росписей в католическом соборе (что было не редкостью в эпоху короля Ягайло и его сыновей). Псковичи были приглашены в Польшу в 1470 г. королём Казимиром IV Ягеллончиком (Kazimierz Jagiellonczyk, 1447–1492), чтобы расписать Часовню Святого Креста, предназначенную стать усыпальницей короля и его супруги Елизаветы, герцогини Габсбургской. Сам Казимир - сын короля польского Владислава II Ягайло и Софьи Гольшанской, младший брат Владислава Третьего Ягеллончика.

«Мы помним Владислава в Варне…» - гибель сына королевы Софьи и короля Ягайло в Варне – короля Польши Владислава Третьего Ягеллончика (31.10.1424 - 10.11.1444, Варна). Это сражение 10 ноября 1444 г. между объединённой армией венгерских и польских крестоносцев и армией Османской империи. От трагической гибели под Варной пошло данное ему официозной историографией прозвище Варненчик (Wladyslaw III Warnenczyk).

Полный его титул включал также и понятие «русский»: Wladislaus, Dei gracia rex Polonie, Hungarie, Dalmacie, Croacie, Rascie, Bulgarie, Sclavonie, nec non terrarum Cracovie, Sandomirie, Lancicie, Syradie, Cuyavie, Lythuanie princeps suppremus, Pomeranie, Russieque dominus et heres etc. (по-русски: Владислав Божьей милостью король Польши, Венгрии, Далмации, Хорватии, Рашки, Болгарии, Славонии, земли краковской, сандомирской, ленчицкой, серадзской, Куявии, верховный князь литовский, поморский и русский, господин и наследник и пр.).

«Небо обклалось к вечеру, а к утру проярыщилось» - выражение, типичное для псковского говора. Некоторые фонетические особенности ктиторской надписи на северной стене Часовни, такие как смешение согласных Ц и Ч («доконцали» вместо «докончали»), чередование Ш и С («шию» вместо «сию»), присущи исключительно псковскому диалекту.

 

ГАУДИ ВЕРНУЛ НАС К СУТИ

 

Гауди вернул нас к сути руколепного творенья:

Мама так месила тесто, все мы строили песочно

Град и крепость, даже башни. Ведь песок с водою вместе

Образуют плоть и мякоть наших утренних прозрений.

Так зачем нам циркуль, угол, резь обструганных квадратов?

Что нам круг – его не сыщешь на земле. Он только в небе:

Это Солнце, ночью – звёзды, окружённые Луною.

Он родился в узком Реус, но процвёл сам в Барселоне:

Так из сумрака котельной вспыхнул искрой и растаял,

Спит теперь внутри Собора, в свистах стали от трамвая…

Что, властитель глины гибкой, ты оставил нам, то - счастье

Любоваться руколепьем, сыздетства знакомым Раем

Безугольной Мать-Природы (чистый взгляд!): гиперболоид,

Также любы двое братьев: геликоид и коноид.

Плоть адамова – из глины…

 

16 июня 2020 года – вспоминая Барселону.

 

ПОЯСНЕНИЯ: Великий каталонский архитектор Антонио Гауди (1852-1926 гг.) родился в Реусе, его отец был мастером котельных дел. Затем всю жизнь провёл в Барселоне, где выстроил много уникальных зданий. Создал свой уникальный стиль, основанный на отказе от привычного простого геометризма в пользу гибкой пластики природы.

Сбитого трамваем, его приняли за нищего и отвезли в приют, где не оказали вовремя надлежащей помощи. Похоронен в крипте недостроенного им храма Саграда Фамилия.

Постройки Гауди включают в себя сложные естественные, органичные формы и пространственные конструкции: гиперболоиды, коноиды и геликоиды. Согласно Библии, плоть первого человека Адама сотворена из праха, из глины.

 

 

ХОР В МОНСЕРРАТЕ

Эсколания де Монсеррат (Escolania de Montserrat)

 

В Монсеррате мальчики поют

Про святых и предков Каталонии.

Знай, они колосьями взойдут

Из-под сени с Чёрною Мадонною.

 

Над аббатством вознесут хорал,

Как орлы, раскинувшие крыльями.

Светит Каталонии кристалл,

В детских голосах огни всесильные.

 

Да, они здесь учатся не петь,

А взлетать горе на кручи горные,

Чтоб небесной родине успеть

Поднести дары земли отборные.

 

А земля, как и везде, в слезах,

Люди, как везде, всегда ничтожные.

Что ж так горьки сладкие уста,

Воспевая выси невозможные?

 

Ты, искусство, иль обман иль мёд,

Чем же петь: иль кровью иль нектаром?

К сердцу приложи страданий лёд -

Град искомый возблестит янтарно.

 

Так – надмирно - мальчики поют

Про святых и предков Каталонии.

Ангелы под ними слёзы льют

Из-под сени с Чёрною Мадонною.

 

20 сентября 2019 года – вспоминая монастырь Монсеррат – духовное сердце Каталонии. Впервые упомянут в документах в 880 году. Эсколания де Монсеррат (по каталонски Escolania de Montserrat) – один из самых древних детских хоров в мире. Есть документы, подтверждающие его существование в 14 веке.

 

ГУЛЯЕМ В БАРСЕЛОНЕ

«Любой, кто выпьет воды из этого фонтана, влюбится в Барселону и вновь сюда вернётся» - надпись на фонтанчике бульвара «Каналетес»

 

Прогулка вдруг нужна тебе вдоль Ла-Рамбла? -

Иди и говори себе под нос «бла-бла!».

 

Иди и каталонься – но сначала

Всю Барселону пробеги с причала.

Там сам Колумб в Америку глядит,

В его глазах простор, в них океан горит.

Потом стесни себя, зажмись и поскорей

В Готический квартал, кормить там голубей:

Ах, пары брачные выходят из Собора

В дожде из лепестков, с органным ветром в споре.

Потом, смотри под ноги: как цветно!

Мозаикой блажил тут Хоакин Миро.

Родился он когда-то в Барселоне,

Абстракцией прочистил глаз наш сонный.

Но отчего мы впали в тяжкий сон?

Вся тьма вещей на Рынке, в Театрах – звон,

В густой Эклектике помадным стал амвон.

Фламенко вечером тут густоту сгущает,

Ночь здесь и так темна, но темноту стемняет!

Не верю я, «что в Барселоне есть?»

Возможно словом ёмко перечесть.

Прогулка всем нужна (навеки!) вдоль Рамбла -

Иди и говори себе под нос «бла-бла!».

Запомнил? Бла-бла-бла…

Фонтанчик ждёт тебя.

 

16 июня 2020 года – неожиданно вспомнив Барселону…

НОТР ДАМ ГОРИТ

 

Там, где нет уж «отца», нету «матери» -

Там сгорает Собор Богоматери.

Трансвеститам зачем эта Готика?

Вместо Жанны Д Арк - жуй наркотики.

 

Распрощалась с библейскими мерами?

Обнимайся, Европа, с химерами.

Шпиль не станет уж Богу молиться -

Гуманоиду нужно корытце.

 

Круассан, монплезир, всё что надо

Есть в кафе и в гаджетах – отрада!

Делай селфи скорей, пока жарит

Хвост горящей Европы в пожаре.

 

Там где нет уж «отца», нету «матери» -

Пусть сгорает Собор Богоматери.

Трансвеститам зачем эта Готика?

Вместо Жанны Д Арк - есть наркотики.

 

Вечер 15 апреля 2019 года – горит Нотр Дам де Пари (Париж, Франция).

 

ПОЧЕМУ НОТР ДАМ НЕДОСТРОЕН

 

Две башни так стоят веками – безо шпилей,

Что означает трусость или леность,

Иль неспособность к небу дотянуться,

Как принято в готических мирах.

И вот вчера центральный шпиль обрушен.

Он был иглой, акупунктурой колкой,

Что облакам с туманами кричал:

«Вот мы, земные, ползаем вдоль речек,

И пашем землю, в грядки взор внедряя,

Да ищем золото с каменьями в подземье,

Рождённые летать - ползём едва…».

 

 

Когда стремился я к Парижу прямо в сердце -

Вослед всем предкам русским, что любили

Французское блаженство и уют – как ждал я

Увидеть к небу заострённый гимн,

Из камня, оделевшего всю тягость,

Да из стекла, пронзённого всесветно –

Как в Шартре или в Страсбурге – огни!

Но увидал – тяжёлых недостроев,

Посредь разбега брошенных в калеках…

Кто строил башни две? Позоря Нотр Дам,

Кто недостроил их? Чем не хватило духу?

Чем захлебнулись, не взлетевши всласть,

Строители-воители пространства,

Готические каменщики… Что же,

Ну что ж так вдруг – остановило вас?

 

 

И вот две башни леденят веками –

Стоят они без шпилей, без любви.

А это означает трусость, леность,

И неспособность к небу дотянуться,

Как принято в готических мирах.

Ну что ж - вчера центральный шпиль зажёгся!

Он был иглой, акупунктурой колкой,

Последним был, кто с Богом говорил…

 

16 апреля 2019 года, после пожара в Париже.

 

КАК В СОБОРЕ НОТР ДАМ ЧИТАЛИ КЛОДЕЛЯ

           "Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали.

           Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали"

                                                                           Поль Клодель

В Соборе было бесконечно тихо,

Темно. Читали чуть с запинкой, не спеша,

Стихи Клоделя: Библия, Восток

И «Жанна на костре»… Чтецы держали свечи,

А флейта порывалась рассказать

Всё то, что утаили в слове. Но напрасно.

Не дали флейте плавно плыть в луга,

Где Авраам среди овец за сыном,

Не дали в море в пасть кита упасть,

Вмиг заглушили радость пробужденья

Трёх спавших под Фаворовой горой…

И не было органа. В трубах медных,

Казалось, скованна, таилась мощь и боль

И Ветхого и Нового Заветов – лишь стихи

Читали чуть с запинкой, справа-слева,

Передавали мятые листы…

Потом в молчании (и стало ещё тише)

Французы разошлись. Никто не говорил.

А что же говорить? Прочитанным Клоделем,

Казалось, в эту ночь наполнена весна.

А в полноте и слово необъятно.

 

Ночь 16 апреля 2019 года – когда сгорает Нотр Дам де Пари, вспоминаю слышанный там вечер поэзии Поля Клоделя…

 

КУПИТЕ УГЛИ НОТР ДАМА

О том, что Собор Парижской Богоматери является храмом Божиим, европейские лидеры не сказали ни слова. И только в заявлении Ватикана он был назван символом христианства (сайт Союза православных журналистов, Россия).

 

Скажите, парижане, зачем вам «Божий храм»?

Туристам сторговали безбожно Нотр Дам.

Пожар разжёг вниманье, и вслед летит реклама:

«Купи целебный уголь и пепел Нотр Дама!»

 

Вы часть церквей закрыли, да в них кафе, стриптиз,

Немного уступили мечетям, как каприз.

Но ковш-бульдозер гордо вновь сотнями крушит,

Вслед русскому безбожью, пристанища молитв.

 

В уставе Евросьюза велели убирать

Слова о христианстве. Не нужна благодать!

Никто из глав правительств не молвил слова «храм»,

«Символом христианства» назвал лишь Ватикан.

 

За этот век, французы, в дыму от вас руины

В местах молитв арабов, у сербов, с Украины.

От революций секса в огне цветном весь век,

Сменивши трижды гендер, загнётся человек.

 

Ну что ж, поменьше будет всех жителей Земли,

Останутся с попкорном лишь роботы одни.

Качать они не смогут своих свобод и прав,

Смартфон с двумя ногами заменит дух и нрав.

 

Скажите, парижане, зачем вам «Божий храм»?

Туристам сторговали безбожно Нотр Дам.

Пожар разжёг вниманье, и вслед летит реклама:

<


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.