|
|||
Тема 2. Русский романтизм. В.А. Жуковский (1783 - 1852)Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 2. Русский романтизм. В.А. Жуковский (1783 - 1852)
1. Русский романтизм 1\3 19 века в контексте европейского романтического движения. 2. В.А. Жуковский - глава раннего русского романтизма. 3. Жанр элегии и баллады в творчестве поэта. 4. Гуманистическая философия человека и мира. 5. "Невыразимое" - литературный манифест Жуковского. 6. Последний период творчества. Переводческая деятельность.
1.О том, что такое романтизм, каковы его эстетические принципы, единого мнения не существует. Романтизм - одна из самых сложных проблем в мировой филологической науке. С момента возникновения романтизма и до сегодняшнего дня вокруг него ведутся горячие споры. Русский романтизм явился органической частью общеевропейского романтизма, но уже изначально приобрел специфические черты. Романтизм - это литературное направление и художественный метод, возникновение которого связано с эпохой кризиса, с переходным временем, кода происходит смена социальных отношений и перемена общественного сознания. Вадим Вацуро писал: "Романтизм был рожден страданиями человечества, мечтой о справедливом, разумном, гуманном мироустройстве". Это довольно динамичное, быстроразвивающееся и многофункциональное направление. Главный типологический принцип романтизма, - это устремление к идеалу. Ф. Шеллинг: "Романтизм всегда спрашивал не о том, что есть, а о том, что возможно". Возникновение романтизма в Европе было связано с событиями Великой французской революции 1789 года. Ко времени его возникновения основные задачи Эпохи Просвещения были решены. Европа развивалась в условиях относительной социальной свободы, комфорта, юридической защищенности. В России таких возможностей не было. В 19 век Россия вошла абсолютной монархией с крепостным рабством и нерешенными вопросами Эпохи Просвещения. Поэтому для РР проблемы социальной свободы будут оставаться остросовременными. Романтики принципиально не приняли современный буржуазный миропорядок, полный культа денег и девальвацией вечных ценностей. М. Овсянников в "Истории эстетики" писал: "Социальной основой романтизма явилось разочарование в результатах Французской революции и буржуазного процесса в целом". Это было разочарование в новом строе, к которму стремилось общество. Разочарование стало тотальным и сопровождалось настроениями безнадежности и мировой скорби. Мир представал перед романтиками ввергнутым в состояние хаоса. Отвергая современную антигуманную действительность, они устремлялись к вечным ценностям. Поэтому главная идея романтизма - это прославление самодавлеющей личности, ощущающей свою самостоятельность, неисчерпаемость и самоценность, с ее стремлением к независимости, нежеланием подчиняться законам окружающего мира, который ограничивает ее возможности. Именно об этом писал Виктор Максимович Жирмунский в работе "Байрон и Пушкин": "Отвергая антигуманизм буржуазных отношений, романтики противопоставили миру самоценность человеческой личности, но взятые не вне общества, вне истории, вне конкретной действительности, а в своей духовной самодостаточности". Кроме того, отметим, что взор романтика устремлен к внутреннему миру человека, его духовной и душевной жизни. В этом они - наследники Эпохи Возрождения. Романтизму свойственны такие особенности: 1. Все романтики отвергают окружающий мир, === их романтическое "бегство" от существующей жизни, реальной действительности и поиски идеала вне её. Геннадий Николаевич Поспелов считал, что все романтики "искали свой романтический идеал за пределами окружающей их реальной действительности, все они так или иначе противопоставляли "презираемому здесь" - "неопределенное, таинственное там". В.Жуковский, например, искал идеал в глубинах человеческого духа: "В душе моей цветет мой рай". Константин Николаевич Батюшков - в наслаждениях, радости, веселье: "Отгоните призрак славы! // Для веселья и забавы // Сейте розы на пути!". Декабристы - в героическом прошлом и т. п. 2. Из вот из этого отрицания "мира сего" возникает один из важнейших принципов романтизма - противопоставление мечты и действительности. Сталкиваясь с окружающим их враждебным миром и стремясь к достижению идеала, герои романтических произведений, как правило, его не достигают и терпят поражение. Крах веры в разум привел европейцев к «космическому пессимизму», безнадежности, отчаянию, сомнению в ценности современной цивилизации. Романтики видят, что мир вокруг далек от совершенства. Поэтому они обращаются к идеалам вечным и безусловным. Так возникает разлад между этими идеалами и действительностью, который и привел к так называемому романтическому двоемирию. Гофман. 3. Романтизм является своеобразной реакцией на нормативную лексику классицизма. В отличие от классицистов романтики утверждали, что действительность постичь лучше всего можно чувством, а не разумом, что поэт, художник может глубже познать мир чувством, нежели ученый - разумом. Отсюда - в произведениях романтиков возникает культ художника, творца (поэта, музыканта, живописца). Например, творчество немецкого романтика Э.Т.Амадея. Гофмана (взял имя Моцарта) - "Золотой горщок" - Ансельм, "Крошка Цахес" - Бальтазар. 4. Поэтика романтизма и характер романтического героя совершенно особенные. Герой находится во враждебных отношениях с окружающим его миром, противопоставлен толпе. РГ - человек внебытовой, внесоциальный, трагически одинокий и беспокойный. В нем воплощено бунтующее начало, вызов действительности. Поэтому основной конфликт романтизма - это конфликт личности и общества. Но! при всей своей экспрессивности, он внутренне статичен, его характер не развивается. РГ - всегда субъективен, в нем обычно отражен характер автора. 5. В своих произведениях романтики всегда тяготеют ко всему необычному и экзотическому. Все дальнее - во времени и пространстве - является для них синонимом поэтического. Однако для романтиков подлинной была не только историческая действительность, не столько ее поэтическое истолкование, а историческое и поэтическое предание. В истории они искали не быль, а мечту. В своих художественных произведениях они не столько изображали исторический факт, сколько конструировали его в соответствии со своими представлениями, со своими общественными и эстетическими идеалами. 6. РГ в текстах романтиков обычно всегда соотносится с природой. противопоставление природы "неволе душных городов" (А. Пушкин, "Цыганы") является типичным для романтического искусства приемом. но если одним романтикам нравится тишина природы, ее покой (А.Пушкин), то другим импонируют ее беспокойные, разрушительные силы, выступающие в их творчестве символом вольности и свободы (М. Лермонтов, Байрон). 7. Обращение к фольклору. Но в УНТ их привлекала экзотическая сторона. А не отражение характера народа, своеобразие его духовного мира. Нет народности. (Братья Гримм, Арним, Брентано). 8.Отличие от классицистов: - отвергали четкое деление героев на"+" и "-", -отвергали резкое размежевание добра и зла, - подчинение жанровым и стилистическим канонам, регламентациям, - против соблюдения трех единств. 9. Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. Главное для них - не поэтические законы, а свободная поэтическая индивидуальность. Все эти черты были свойственны не только РР, но и европейскому, американскому. В России романтические тенденции возникли под влиянием событий Великой французской революции. Однако, окрепли они после Отечественной войны 1812 года, когда в русском обществе наблюдался рост самосознания, национального и личного. Отказ правительства Александра 1 от либеральных обещаний привели общество к глубокому разочарованию, которое обострилось после краха декабристского движения. Таковы исторические предпосылки русского романтизма., которому были свойственны общие черты, сближавшие его с западноевропейским романтизмом. Это: «обостренное чувство личности, устремленность к «внутреннему миру души человека» (Белинский), повышенная субъективность и эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру» (Лебедев). Однако РР имел и свои особенности: 1. Эстетическая близость к европейскому романтизму. 2. Синкретический характер: сосуществование поэтики классицизма, сентиментализма, а так же просветительских тенденций. 3. Отказ от философии индивидуализма. Даже у Лермонтова индивидуализм носит специфический характер и своими корнями уходит в русскую почву. 4. Гуманистический характер. Постановка проблем общечеловеческих и социальных, индивидуалистическое начало - на второй план! (ср. с Байроном) 5. Онтологический, философский и нравственно - религиозный характер проблем (онтология - учение о бытии как таковом). Эти особенности нашего романтизма были связаны с тем, что русская действительность начала 19 века таила в себе скрытые возможности к радикальному обновлению: 1) на очереди стоял крестьянский вопрос, созревали предпосылки к большим переменам, которые и произошли в 60-х годах 19 века. 2) православно-христианская культура с ее тягой к соборности, к общему согласию в решении многих вопросов, с ее неприятием индивидуализма, с осуждением эгоизма и тщеславия. Поэтому в РР в отличие от западноевропейского не произошло решительного разрыва с духом и эстетикой классицизма, просвещения и сентиментализма. Это тяготение к синтезу, к синкретичности, романтизма и просветительских тенденций способствовало преодолению двоемирия, по мнению Ю. Лебедева, и переходу русской литературы к реализму, с диалектическим взаимодействием идеала и действительности, человеческого характера и окружающих его обстоятельств. Периодизация РР: 1800 - 1810-е - ранний романтизм или предромантизм 1810 - 1820 -е - расцвет РР 1830 - 1840 -е - кризис Р и начало развития раннего классического реализма. Итак, мы с вами говорили о том, что романтизм - явление сложное. В нем всегда существовали различные течения, часто очень не похожие друг на друга. М. Горький на съезде советских писателей в 1934 году впервые предложил разделить романтизм на два типа: прогрессивный, революционный; консервативный, реакционный. Или даже активный и пассивный. Но такое деление несостоятельно в сфере литературы и искусства, т.к. критерий революционности - политический, он непримирим в сфере искусства. Современные исследователи по-разному подходят к классификации течений в РР. Так, Евгений Александрович Маймин считает, что их можно выделить пять: созерцательное (Жуковский, Батюшков, Ив. Козлов и др.); гражданское (поэты и писатели-декабристы); философское (Веневитинов, Баратынский, Тютчев, Одоевский); синтетическое у Пушкина (традиции Жуковского, Батюшкова, декабристов и своё) и синтетическое у Лермонтова (традиции декабристов, Байрона, хотя писал: "Нет, я не Байрон, я другой…" и философского романтизма). Более развернутую классификацию романтических течений предлагает Ульрих Ричардович Фохт в книге "Проблемы романтизма". Он вычленяет: отвлеченно - психологическое течение (Жуковский, Козлов), гедонистическое (Батюшков), гражданское (декабристы), социальное (Н.Полевой), философское (Веневитинов, Баратынский, Тютчев), славянофильское (И. Аксаков, Хомяков), синтетическое (Пушкин, Лермонтов), эпигонское (Бенедиктов), лжеромантическое (Кукольник, Загоскин). И это еще не всё! По мнению Ульриха Ричардовича в РР можно выделить и другие течения! Сложность литературного процесса 1\3 19 века не могла не вызвать активной полемики между отдельными литературными направлениями и группами литераторов. Главная проблема - проблема нормализации литературного, в частности, поэтического, языка. В течение многих лет велась полемика между "шишковистами" и "карамзинистами", "архаистами" и "новаторами". Об это довольно подробно во всех учебниках написано. Скажу одно! В 1800 году А.С. Шишковым было основано общество "Беседа любителей русского слова". Причиной его возникновения было то, что в определенных кругах русского общества наметилось пренебрежительное отношение ко всему отечественному. Представители аристократических кругов для воспитания и образования своих детей стали приглашать иностранных учителей, что приводило к тому, что многие из дворян не могли толком ни писать, ни изъясняться на русском языке. Сам Пушкин говорил о том, что ему порой проще высказать мысль на французском, нежели чем на русском языке. Появилось целое поколение людей, по выражению Бестужева, утерявшее "национальный образ". В основу деятельности членов "Беседы" были положены принципы утверждения в литературе гражданского начала, создание произведений, пробуждающих у читателя чувство национальной гордости. При этом они требовали оградить русский язык от влияния всего иностранного. Карамзин и его сторонники, в свою очередь, ратовали за то, чтобы русский литературный язык развивался за счет освобождения его от архаических слов и конструкций, использование иностранных слов и пр. И того, и другого не удовлетворяло состояние русского литературного языка! Не отвечает запросам времени, и пр. и пр. Преследовали одну цель, но каждый из них предлагал свой путь решения этой проблемы. Создателем русского литературного языка суждено было стать Пушкину.
2. У истоков РР стоял великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский (29января 1783 - 12 апреля 1852) - глава всего раннего РР, учитель всех поэтов. Так, А. Блок писал: "Первым вдохновителем моим был Жуковский". Белинский считал, что немецкая поэзия стала нам всем родной именно благодаря Жуковскому. Имея в виду именно его гениальные переводы. Он же: "Кто были у Пушкина учителя?" И отвечает: "Жуковский. Необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы. Он ввел в РЛ романтизм, его русская муза дала русской поэзии душу и сердце". В русской науке много лет шел спор о Жуковском. Кто он? Каков по мироощущению и какое влияние оказал на русскую литературу? Другими словами, был ли он новатором, создателем новой литературы, или консерватором? Оценки Жуковского постоянно менялись. Личность Жуковского полно раскрыта в книге Александра Николаевича Веселовского "В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения", 1904. Но и в ней многие проблемы остались нерешенными. (Список литературы о Жуковском на отдельном листке был дан в начале лекции по романтизму). Биография Жуковского соответствует романтической идее. Он остался чужд высшего света, но дружен с людьми, близким ему по духу. Это дружба со старшим сыном масона Ивана Тургенева, очень дальнего родственника Ив. Сергеевича, Андреем Тургеневым, очень способного, даже талантливого человека, рано умершего (их было четыре брата - Александр Иванович, он помог Пушкина определить в Лицей. а после его гибели сопровождал тело поэта в последний путь из Петербурга в Святогорский монастырь; Николай Иванович, он был близок к будущим декабристам, сам был создателем тайного общества "Союз благоденствия", ввел Пушкина в их среду, Сергей Иванович, самый младший, тоже умер рано). Все три брата были очень способными людьми, с разными мужскими типами характеров, но о них - подробнее поговорим, когда речь о Пушкине пойдет! Жуковский был незаконнорожденным сыном тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи. Свои отчество и фамилию получил от бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, который был его крестным отцом. Бунины взяли на себя воспитание ребенка и очень его любили. В детстве Жуковский поставил перед собой цель изучить всю литературу, начиная с древности, древние и новые языки, музыку, красноречие. В жизни Жуковского, как он сам говорил, и трагическую, и благую роль сыграла любовь. В 1805г. - знакомство с Марией Протасовой. Он был учителем дочери своей сестры приемной. Они полюбили друг друга. Мать Протасовой запретила им встречаться. Послушались. Страдали оба всю жизнь. Г.А. Гуковский отмечал: "О чем бы не писал Жуковский, он все будет писать о Маше Протасовой, о любви к ней". Это и будет сюжетом всего его творчества. И еще несколько фактов. Его называли великим тружеником и заступником, вечным адвокатом всех гонимых и преследуемых. Кроме того, он был воспитателем будущего императора Александра Второго, Освободителя. 1837 год, лето, - Оренбург (3 суток), встреча с Перовским. Творческую деятельность Жуковского принято делить на три периода. 1. 1802-1808 годы. Одни исследователи называют его предромантическим (Николай Матвеевич Гайденков), другие (Маймин Евгений Александрович) считают. что в эти годы поэт становится романтиком. Жуковский осваивает в это время опыт зарубежных и русских сентименталистов, начинает создавать свою нравственную программу. Главным его законом стал закон нравственный: "Литература должна, прежде всего, иметь благотворное влияние на душу человека". Поэтому литература для Жуковского неотделима от нравственности и доброты. Замечательный филолог Вадим Вацуро в "Лирике Пушкинской поры" писал: "Жуковский стоит у порога романтической элегии". С этого жанра и начинается творческая жизнь Жуковского. ==== О жанре элегии. Элегия – это жанр лирической поэзии, являющийся выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорбных переживаний. По словам В. Вацуро, Жуковский, используя жанр элегии, осуществляет переход от сентиментализма к романтизму. По поводу этого жанра в начале 19 века были очень жаркие споры. Декабристы утверждали, что элегия – это жанр интимной лирики, в ней отражается любовь, ревность, нежность. Она не может играть ведущей роли в литературном процессе, так как не отражает политических, гражданских идей. Декабристы признавали оду, трагедию, - высокие жанры. Жуковский, Батюшков – поэты «Школы гармонической точности», Пушкин считали иначе. Они утверждали, что элегия такой же равноправный жанр, как и другие, только функции у них разные, разные назначения и объекты изображения. Поэзию, считали они, нельзя ограничивать никакими рамками. Поэзия свободна, она способна передать жизнь в целом, мир со всех сторон. Поэтому Пушкин и считал, что элегия выполняла в литературном процессе свою, очень важную роль, именно культурную роль, приобщая человека к цельности человеческой личности, к прекрасному, к человеческому бытию в целом. Именно благодаря этому жанру человек смог осознать себя как абсолютную ценность. А Жуковский преобразил жанр элегии. Одним из первых произведений, которое сделало имя поэта широко известным, стал перевод элегии английского поэта Грея "Сельское кладбище", 1802. Напечатана элегия в "Вестнике Европы", издаваемый Карамзиным. Как и многие другие произведения Жуковского, это было одновременно переводное и оригинальное произведение. Позднее поэт признавался: " Мой ум как огниво, которым надобно ударить о камень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества: у меня почти все или чужое, или по поводу чужого - и все, однако, моё". В "Сельском кладбище" отчетливо проявились черты поэтического гения Жуковского. Настроение - грусть, меланхолия. Обратите на музыкальность текста элегии. Чтение элегии. Это произведение представляет собой размышление о жизни, о судьбе человека перед лицом вечности. В центре - мечтатель, юноша-поэт. Он ходит по кладбищу и пытается прочесть полуистертые надписи на надгробьях. Он размышляет над тем, кто были эти люди. Жуковский верит, что эти безызвестные люди жили в соответствии со своим долгом и нравственным законом. СМЕРТЬ у Ж. – это великий уравнитель: На всех ярится смерть – царя, любимца славы; Всех ищет грозныя…и некогда найдет; Всемощныя судьбы незыблемы уставы; И путь величия ко гробу нас ведет! СМЕРТЬ – еще и великий учитель. Перед ее лицом проявляются истинные и ложные ценности. -------- См. Анализ элегии у Лебедева в учебнике «История русской литературы». Жуковский впервые в РЛ утверждает принцип абсолютной духовной самоценности человеческой личности, закладывая тем самым базовый принцип русской классической поэзии: ценность человека определяется мерой его духовной развитости, основа которой - совесть! Характерным для раннего творчества Жуковского было сочетание традиций сентиментализма с индивидуальным восприятием жизни. Именно это индивидуальное и определяло сущность его поэзии. Окончательное торжество романтизма проявляется у Жуковского в элегии «Вечер»(1803), две строфы из которой были положены на музыку П.И. Чайковским и вошли в его оперу «Пиковая дама». Уж вечер… Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя В потухшем небе угасает… По наблюдению Г.А. Гуковского, эти стихи напоминают «Музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций» В элегии "Вечер" Жуковский обращается к теме воспоминаний. Эти воспоминания о прошлом, о молодости, тесно связаны с пейзажем. Чтение элегии. Сравнить с Державиным. (См. статью из учебника В.И.Коровина) С. Шаталов: "Пейзаж в элегиях Жуковского особенный - одухотворенный, в нем живет душа наблюдающего человека". Так ли это? Докажите эту мысль. Жуковский достигает в жанре элегии совершенства. Он находит взаимосвязи между жизнью Природы и Душой человека. Элегическое слово становится объемным, многозначным, неисчерпаемым в своем смысле, где каждый находит отражение своей души. 2.Самый важный период творчества - 1808-1833 годы. Поэт создает самые значительные свои произведения: элегии, баллады, песни. Главная тема его лирики этого периода - тема одиночества человека, неизбежности его страданий в несовершенном мире. Для Жуковского в человеке важен не социальный статус, а уровень его нравственного достоинства. Эти мотивы настойчиво звучат в стихах различных жанров: в элегиях, балладах и песнях. В таком ключе написана элегия "На кончину королевы Виртембергской". Почему это событие привлекло Жуковского? Королева - сестра Александра 1, Екатерина Павловна. Жуковский очень хорошо знал ее, общался с ней, даже дружил. Узнав о ее смерти, пишет элегию. Есть ли связь между реальными событиями и творчеством? Связь есть только в названии и прозаическом послесловии автора. Больше прямых связей нет. В элегии изображается человеческое горе, с которым никак не может смириться сердце. И главное - сопереживание этому горю. Ты улетел, небесный посетитель; Ты погостил недолго на земли; Мечталось нам, что здесь твоя обитель; Навек своим тебя мы нарекли… Пришла Судьба, свирепый истребитель. И вдруг следов твоих уж не нашли, Прекрасное погибло в пышном цвете… Таков удел прекрасного на свете! Мысль о непрочности и хрупкости земного бытия, о неверности земного счастья, о неизбежности трагических испытаний вносит в элегию поэта устойчивый мотив грусти и печали. Но это не "мировая скорбь", как у Байрона, с нотами отчаяния, неверия, дерзкого вызова Творцу. Нет, печаль в элегиях Жуковского - грусть с оттенком светлой радости. Поэт называет такую печаль "меланхолической", вслед за Карамзиным, а само чувство - меланхолией. Оптимизм этой грусти основан на глубокой христианской вере. "Христианство, - пишет Жуковский, - победив смерть…, изменило и характер этой внутренней, врожденной печали. Из уныния… оно образовывало эту животворную скорбь, которая есть для души источник самобытной деятельности". В страдании видит Жуковский суровую школу жизни. Он утверждает, что "несчастие - великий наш учитель", а главная наука жизни - "смирение и покорность воле Проведения". В элегии отражены самые глубокие философские убеждения поэта. Пятая строка содержит философему (философская формула): "О, наша жизнь, где верны лишь утраты…" В этой же элегии Жуковский выводит формулу: "Святейшее из званий - человек". В 1814 году Жуковский пишет элегию «Теон и Эсхин». Белинский говорил, что на это произведение поэта можно смотреть как на программу всей его поэзии, как «на изложение основных принципов ее содержания». В стихотворении сопоставляются жизненные судьбы двух друзей. Лирическое действие происходит в Древней Греции в эпоху зарождения христианства. Эсхин после долгих странствий возвращается домой. В погоне за мирскими благами он изведал все: роскошь, славу, вино, любовь… Но счастье, «как тень улетало». Теон был скромен в желаньях. Он остался дома и вел тихую жизнь, любил и потерял любимую. Неподалеку от хижины - ее могила. Обращаясь к Эсхину, Теон говорит, что «боги для счастья послали нам жизнь, но с нею печаль неразлучна». Он не ропщет. Он знает, что мирские блага тленны. Он говори: Что может разрушить в минуту судьба, Эсхин, то на свете не наше; Но сердца нетленные блага: любовь И сладость возвышенных мыслей – Вот счастье; о друг мой, оно не мечта. Не смотря на то, что возлюбленная умерла, Теон хранит память о ней. Жуковский говорит, что «Страданье в разлуке есть та же любовь; над сердцем утрата бессильна!». Все плотское гниет, превращается в прах, а все то, что возвышает нас, делает нас людьми, никогда не умрет, будет с нами вечно. «При мысли великой, что я Человек, всегда возвышаюсь душою». В этом нравственная основа лирики Жуковского. Поэт очарован миром, который создал Бог, и разочарован обществом, которое человека испытывает, искажает его нравственную сущность. Наиболее полно романтизм Жуковского проявился в жанре романтической баллады. Жуковский создал цикл из 39 баллад. Из них - 5 - оригинальные, остальные - переложение и переводы английских и немецких баллад. Озерная школа - Вордворд, Кольридж и Саути, а так же Шиллер и Гёте. Баллада - жанр лиро - эпического рода литературы, в котором говорится о сакральных событиях в жизни человека. Важную роль в балладе играет фантастика. Она вторгается в сферу таинственного, поэтому строится на тесном взаимодействии земного и небесного. По происхождению баллада восходит к УНТ. И обращение к ней связано с пробудившимся интересом к национальному характеру, к местному колориту. У Жуковского встречаются три типа баллад: - русские (некоторым своим балладам он дает такой подзаголовок) – «Людмила», «Светлана», «12 спящих дев» и др. - античные – «Ахилл», «Кассандра», «Ивиковы журавли» и др. - средневековые – «Баллада о старушке», «Перчатка» и др. Все названия баллад условны и связаны с тем, какой сюжет в ней развивается. Первая баллада Жуковского - "Людмила", «русская», 1808 года. Она создана по мотивам баллады немецкого поэта Бюргера "Ленора". Поэт берет чужое произведение, творчески его перерабатывает и создает совершенно новое произведение, со своим самобытным поэтическим миром. Он берет сюжет, фабулу немецкой баллады, а создает на ее основе балладу русскую. Сюжет – женитьба мертвеца на живой девушке. Жуть! В ней Жуковский говорит о необходимости обуздания эгоистических желаний и страстей. Несчастная Людмила ждет жениха с войны, но гибнет потому, что слишком неумеренно и безоглядно хочет быть счастливой. Любовь настолько её ослепляет, что она бросает вызов Богу, сомневается в милосердии Творца, упрекает его в жестокости. «Сердце верить отказалось…» Между тем, целью жизни, по глубокому убеждению Жуковского, не может быть стремление к счастью. "В жизни много прекрасного, кроме счастья", - говорил он. Всякое односторонне - страстное, а значит, эгоистическое желание, губит человека. Возмездие является Людмиле в образе мертвого жениха, увлекающего её в могилу. Трагический финал предупреждает читателя о том, что может произойти с человеком, если он ропщет на Бога и впадает в уныние. Самая известная баллада Жуковского - "Светлана" (1808 – 1812). Это второе переложение баллады немецкого поэта Бюргера "Ленора". Другой вариант той же самой судьбы, более близкий к национальным православным христианским устоям жизни. Главное - сумел создать картину русского национального мира с его бытом, обычаями, нравами и праздниками. Чтение баллады (начало). Чтобы подчеркнуть русский характер Светланы, поэт окружает ее народным колоритом. Действие баллады совершается в крещенский вечерок, в поэтическое время Святок - игр, гаданий. Жуковский русифицирует балладу. Русское начало в душе Светланы проявляется не только в этом. Она не склонна обвинять Творца в том, что с ней случилось. Поэтому в страшном сне, который повторяет сюжет "Людмилы", жених везет Светлану не на кладбище, а в Божий храм. И в страшную минуту, когда из гроба поднимается мертвец, голубь, символ Благодатного духа. защищает ее от гибели. В балладе провозглашается ценность самостояния человека, его веры, преданности, любви. Пушкин скажет об этом чуть позже: "Самостоянье человека - залог величия его". Оптимистичен и финал баллады. Все - сон. Светлана пробуждается. Затихают вихри и метели. Солнце серебрит зимнюю дорогу, по которой скачет к Светлане ее живой жених. В этой же балладе Жуковский развивает еще одну базовую идею о роли, о месте и о значении русской женщины в национальном мире. По убеждению поэта, женщина - опора, источник любви, веры, надежды и преданности. Она не способна предать, оставить в беде, она способна на самопожертвование. При всей своей тонкости и поэтичности, она тверда и духовно стойка. О.Рябов "Матушка - Русь", раздел - "Миф о русской женщине": "Россию спасет русская женщина". То есть, Жуковский утверждает и в своем балладном творчестве не западные, а христианские, общечеловеческие ценности. Светлана - Татьяна Ларина. Очень хороший анализ баллады прочтите у Коровина. Баллады «Перчатка», 1813, в исполнении А.Михайлова, «Лесной царь» - читает С. Юрский. Программным произведением Жуковского, которое определило пафос всего его творчества, стало "Невыразимое", 1819 год. Чтение стихотворения. Это - литературный, эстетический и этический манифест писателя. Идеалистический характер в духе Шеллинга несомненен. Жуковский вслед за Шеллингом утверждает, что поэзия является высшей абсолютной универсальной сферой познания и самопознания. Художнику дано мгновенно в момент творческого вдохновения постичь тайну бытия. В стихотворении поэт ставит комплекс вопросов: Что такое искусство? Каков его объект? В чем призвание художника? Каковы возможности его поэтического слова? Жуковский отвечает на все эти вопросы в форме чувственного переживания. Он не рассуждает, а переживает. "Невыразимое" - это диалог с Богом. Жуковский сетует на бедность человеческого языка, способного схватить лишь видимое очами и не способного уловить "Создателя в созданье". Текст. Что видимо очам - сей пламень облаков, По небу тихому летящих… И лишь молчание понятно говорит. В этих стихах уже предчувствуется Тютчев с его знаменитым стихотворением "Silentium!" ("Молчание!" - лат.) Стихотворение имеет подзаголовок - Отрывок. Задача поэта - не изображение, а передача эмоций, чувств, которые рождаются у человека от наблюдений. Выразить словом это все практически невозможно. Слово имеет свои границы. А душа безгранична. Жуковский сознательно отказывается в поэзии от точности и однозначности. В этом - новаторство. Он ставит поэтическое слово в такой контекст, что оно начинает звучать как музыка. Оно становится многозначным, многоассоциативным, многофункциональным. Оно становится универсальным. Значение слова не в словаре, а в душе. Поэтому символист Блок так любил Жуковского. По сути, он является предтечей русского символизма!!! Жуковский устанавливает новый контакт поэта с читателем. Поэзия - завораживающий поток слов, созвучий. В 1813 году Жуковский публикует большое патриотическое стихотворение «Певец во стане русских воинов». См. Анализ Лебедева. С 1834 года начинается третий период поэтической деятельности Жуковского. Характер творчества существенно меняется. Поэт работает над поэмами, сказками и повестями в стихах. Использует белый стих. Обращение к эпическим формам связано с общей тенденцией в русской литературе, которая активно тогда обращается к прозе. 1840-е годы - работа над переводом "Одиссеи" Гомера. К этому времени уже существовал перевод "Илиады", сделанный Гнедичем, и Жуковский понимал, что для "Одиссеи" нужна другая форма. Он писал о том, что старался сохранить сказочный язык, хотел и "Илиаду" перевести. Не успел. Одно из последних стихов Жуковского - "Царскосельский лебедь", 1851 год. В нем в образе старого лебедя, пережившего несколько поколений, умирающего в одиночестве и перед смертью взлетающего в небо последний раз, поэт изобразил свою судьбу. Лебедь благородный дней Екатерины Пел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый! А когда допел он – на небо взглянувши И крылами сильно дряблыми взмахнувши – К небу, как во время оное бывало, Он с земли рванулся…и его не стало… Жуковский умер в Баден - Бадене. В кругу семьи. Был женат, двое детей. Согласно завещанию, тело поэта доставили в Россию. Похоронен в Петербурге на кладбище Александро - Невской лавры.
|
|||
|