Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 25



Лекция 25

Причины повреждения и порчи грузов и их характеристика. Причины недостачи грузов. Естественная убыль массы груза. Ведомственное расследование случаев недостачи груза. Понятие коммерческого брака.

 

Все причины порчи и повреждения грузов при перевозке их морем можно разделить на несколько характерных групп:

1. нарушение правил и технических условий складирования и перевозки грузов работниками транспорта и клиентуры;

2. недостаточная оснащенность судов для перевозки специальных грузов или грузов, требующих особых условий перевозки;

3. несовершенство отдельных технологических схем переработки грузов или отдельных правил перевозки;

4. действие непреодолимой силы (форс-мажор);

5. скрытые или неизвестные свойства грузов.

 

Повреждение грузов также происходит при производстве грузовых работ в результате неосторожного обращения с грузами, применения не соответствующих характеру груза грузозахватных средств и приспособлений.

В процессе перевозки грузов морем их повреждение может произойти в результате чрезмерного давления верхних слоев груза на нижние, подвижки груза, отсутствия надлежащей сепарации и т. д.

Особое внимание этому надо уделять при перевозке опасных грузов. Плохая укладка или крепление этих грузов может привести к аварии и полной гибели судна.

Повреждение груза от раздавливания происходит по ряду причин, основными из которых являются небрежная укладка и чрезмерная высота штабелирования. Если в трюм одновременно загружаются тяжеловесные грузы и легкие грузы в слабой таре, то ящики с тяжеловесами должны быть закреплены упорами и оттяжками, иначе они раздавят соседний с ними груз и могут повредить судовые конструкции.

Порча груза от подмочки и сырости может произойти вследствие просачивания воды в трюм через неплотности люковых закрытий.

 

Часто причинами попадания воды в трюм являются неисправные трубопроводы. Большое внимание надо уделять состоянию магистралей в зимнее время. Погрузка трюмов в зимнее время происходит при минусовых температурах. Трубопроводы необходимо осушить, чтобы они не замерзали и не были разорваны льдом, иначе при выходе судна в теплую зону любая перекачка воды приведет к подмочке груза. Большой вред грузу приносит его отпотевание из-за неправильного регулирования микроклимата трюмов.

К повреждениям груза относят подмочку груза из-за несвоевременной откачки воды из льял и сборных колодцев, а также увлажнения груза вследствие неправильного использования вентиляции.

В судовом журнале следует четко фиксировать все мероприятия, которые были сделаны для обеспечения сохранной перевозки грузов.

Не следует производить грузовые операции во время дождя или снегопада, если грузы боятся подмочки.

Повреждение и порча груза могут произойти от недостаточного количества подкладочного материала или использования некачественного сепарационного материала. Поступающий на судно сепарационный материал должен быть внимательно осмотрен грузовым помощником. Следует убедиться, что сепарационный материал сухой, чистый и соответствует перевозимому грузу во всех отношениях.

Особого вни­мания при перевозке требуют режимные грузы, такие как фрукты, овощи, мокросоленые шкуры и т. д.

При температуре ниже точки замерзания многие грузы теряют свои качества (вкус, цвет, прочность, структуру). При перевозке подобного вида грузов нельзя допускать снижения температуры ниже установленных пределов.

Иногда причиной порчи являются скрытые или неизвестные свойства грузов. В этом случае, за редким исключением, предотвратить порчу груза заботами добросовестного перевозчика невозможно. Грузоотправитель, если ему известны особые свойства грузов, обязан сообщить их перевозчику.

 Часто причиной порчи грузов являются грязь, пыль, посторонние запахи. Сильный запах может испортить пищевые продукты и другие потребительские товары.

Большой вред различным металлам могут оказать щелочи, и особенно каустическая сода. Грузить щелочи вместе с цинком, магнием и их соединениями не рекомендуется.

Если судно грузит цемент, руды, уголь и ряд других пылеобразующих грузов, то нельзя грузить вместе с ними пищевые продукты, металлоизделия и технику.

Причем если указанные грузы должны грузиться в соседний трюм, то грузовые операции должны быть организованы таким образом, чтобы избежать вредного воздействия пы­ли на эти грузы.

Загрязнение маслом лесных грузов приводит к снижению их товарных качеств.

 

 

Убыль груза

 

В процессе транспортировки происходит убыль груза, которую можно разделить на следующие виды: утруска, распыление, утечка, улетучивание и усушка.

Распыление и утруска — потери порошкообразного и зернового груза через не­плотности тары и упаковки.

Утечка — потеря части жидкого груза вследствие его способности проникать через поры деревянной тары (диффузия) либо просачиваться через щели, образовавшиеся при рассыхании бочек или тары.

 

Улетучиванию подвержены как жидкие вещества — нефтепродукты, спирты, эфиры, смолы, так и твердые — корица, нафталин, ваниль. Улетучивание — процесс необратимый, поэтому грузы, обладающие таким свойством, целесообразно перевозить в герметичной таре.

Усушка — полное или частичное испарение содержащейся в грузе влаги. Ей подвержены грузы, содержащие влагу (зерно, волокнистые грузы), ряд химических веществ и пищевых грузов. Убыль массы груза в результате усушки зависит прежде всего от свойств груза, тары и условий окружающей среды. Чем больше в грузе влаги и

летучих веществ, тем интенсивнее усушка и улетучивание.

 Усушка может быть обратимой и необратимом, основная масса груза способна не только отдавать, но и воспринимать влагу. Если создать соответствующие условия, то можно добиться увеличения массы усушенного груза.

 

Естественная убыль — уменьшение количества груза под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса хранения и перевозки грузов. Естественная убыль — процесс предотвратимый. Но в ряде случаев полностью предотвратить естественную убыль или не удается, или нерационально, так как затраты средств на предотвращение убыли превышают стоимость потерь. В этих случаях устанавливают нормы естественной убыли грузов, которые вводят на основании средних величин потерь грузов при нормальных условиях транспортировки, процесса хранения и перегрузки груза.

Нормы естественной убыли устанавливают на основе проведения специальных научно-исследовательских работ и утверждаются Правительством РФ. 

 

Для хлебных грузов (зерна насыпью и в таре, муки, крупы и других грузов этой группы) нормы естественной убыли дифференцированы и зависят от расстояния перевозок. Однако для большинства грузов норма не зависит от дальности морской перевозки и условий их обработки в портах (табл. 5.4).

Нормы естественной убыли не применяют для грузов, имеющих герметическую упаковку (для металлической, стеклянной или керамической посуды, залитой сургучом). Не устанавливают нормы естествен­ной убыли для некоторых гигроскопиче­ских грузов, таких как чай, лесные грузы и т. д., которые при обычной морской перевозке поглощают влагу.

Нормы естественной убыли применяют в том случае, если в процессе транспортировки груза не было других причин недостачи груза — хищения, потери и т. д.

 

Если в процессе транспортировки грузов изменяется влажность, то массу груза, рассчитывают с учетом установленной естественной убыли и пересчитывают на изменение влажности.

 

В процессе транспортировки на судах грузы могут подвергаться порче разного рода вредителями: насекомыми (моль, жучки, черви), грызунами (крысы, мыши) и различными грибками.

К главным вредителям грузов, особенно хлебных, относятся: амбарный долгоносик, зерновые клоп, моль, амбарные клеши и мучная моль. Кроме того, к числу насекомых-вредителей относятся:

— хлебный точильщик — маленький жучок, личинки которого пожирают все, даже ядовитые лекарства;

— шашель — личинка жука-кожееда, которая поедает кожу, волос, перья и особен­но вяленую рыбу;

— табачный жук — вредитель табака;

— попрыгунья — откладывает яички в соленую рыбу, тару с рыбой и в солонину;

— моль обыкновенная, различные виды которой являются вредителями мехов, шерстяных изделий и ковров.

Указанные вредители заражают судовые грузовые помещения и при плохой обработке и очистке их являются причиной заражения чистого зерна или других грузов.

Чтобы избежать подобных явлений, до начала погрузки все грузовые помещения и грузы должны быть тщательным образом осмотрены на предмет их возможной зара­женности грызунами и вредителями и, если необходимо, обеззаражены.

Меры борьбы с вредителями и грызунами делятся на профилактические (предохранительные) и истребительные. К предохранительным мерам относятся: тщательный осмотр грузов перед погрузкой на судно, недопущение заражения грузовых помещений вредителями, содержание грузовых помещений в условиях, неблагоприятных для размножения вредителей. Это обеспечивается поддержанием чистоты в трюмах, соответствующей вентиляцией, опрыскиванием трюмов веществами, запах которых не переносят вредители грузов.

Истребительные меры применяют в том случае, когда судно оказалось зараженным вредителями или грызунами. Они подразделяются на механические, химические и биологические. К механическим средствам относятся ловушки и капканы.

Химический метод заключается в обработке судна отравляющими веществами или в применении отравляющих приманок.

Существуют следующие методы обработки судов и грузов: дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезодорация и фумигация.

Дезинфекция — меры по уничтожению микроорганизмов, носителей различной инфекции, которая по существу охватывает все виды обеззараживания.

Дезинфицирующие средства делятся на физические и химические. К физическим средствам относятся свет и высокая температура.

Обеззараживание высокой температурой производится чаще всего при помощи ки­пяченой воды и водяного пара, иногда при помощи сухого пара. Паром дезинфицируются те помещения, где он не причинит вреда отделке и оборудованию, в частности грузовые трюмы судна.

Дезинфекцию химическими средствами производят газом или химическими рас­творами, губительно действующими на микроорганизмы.

Для дезинфекции применяют препараты карболовой кислоты, соснового дегтя, сулему, известь и формалин. Дезинфицирующие средства являются и дезодорирующими. Обработка трюмов известковым молоком или хлорной известью гарантирует дезинфекцию и дезодорацию.

Дезодорация — меры по уничтожению дурного запаха. Большинство дезодори­рующих средств является и дезинфицирующими. Дезодорация служит для уничтожения микробов, которые разлагают различные органические вещества.

 

Дезодорацию грузовых помещений можно производить:

— 5% раствором формалина. После обработки помещения формалином делается выдержка в течение 24 ч, затем обработанные поверхности надлежит вымыть;

— 6% раствором перикиси водорода (H2O2). В этом случае мойку трюмов можно производить через час;

— 1% раствором марганцовокислого калия;

— древесным дегтем и торфяным порошком, которые относятся к физическим дезодорантам.

Дератизация — меры по уничтожению вредителей-грызунов.

Дезинсекция — меры по уничтожению вредных насекомых и их зародышей.

Для борьбы с насекомыми и грызунами применяется газовая дезинсекция и дерати­зация.

Для обработки судна газом необходимо тщательно герметизировать те помещения, где будет производиться обработка. Для этого необходимо заделать и заклеить все ще­ли и отверстия помещений. Чтобы создать нужную концентрацию газов, следует точно знать кубатуру окуриваемых помещений.

В зависимости от категории помещений можно применять для окуривания сле­дующие вещества:

— сернистый газ — для обработки пустых трюмов, так как в определенной концентрации он портит пищевые продукты и ряд других товаров;

— окись углерода (угарный газ) может применяться для окуривания загруженных трюмов, проникает между кипами груза, не портит их содержимого и является хорошим средством для дератизации загруженных судов;

— синильную кислоту, которая легко испаряется, не портит грузов, кроме пищевых продуктов, но сильно ядовита, поэтому работать с ней надо очень осторожно;

— хлорпикрин, обработка которым производится методом разбрызгивания или ус­тановки открытых сосудов с хлорпикрином. Работать нужно в противогазах. Че­рез 12-14 ч после начала обработки помещения должны быть проветрены. Про­ветривание длится не менее суток.

Фумигация — окуривание грузов и помещений ядовитыми газами или парами для уничтожения вредителей и болезней сельскохозяйственных грузов.

При необходимости обработки значительных масс продовольственных грузов ее производят с применением бромистого метила (СН3В4), который свободно проходит в зерновую насыпь на глубину 12 м и быстро дегазируется. В отличие от хлорпикрина и сернистого ангидрида пары бромистого метила характеризуются большой упругостью, что обусловливает высокую проникающую способность препарата. В газообразном со­стоянии бромистый метил не коррозирует металлы, не разрушает краску, ткани, стройматериалы, не влияет на пищевые и товарные качества зерна, масличного семени и других сельскохозяйственных продуктов. Особенно эффективна смесь бромистого метила с углекислым газом.

Бромистый метил токсичен для грызунов, насекомых всех стадий развития в явной и скрытой форме заражения грузов. Наряду с положительными качествами бромистый ме­тил обладает и рядом отрицательных качеств. Он не имеет запаха, цвета, вкуса, поэтому человек его практически не ощущает. Это требует особого внимания при обработке суд­на. Как правило, судно, поставленное на фумигацию, выводится из эксплуатации.

Для уничтожения насекомых в пустых трюмах может применяться влажная дезин­секция — обработка трюмов 4% раствором хлорофоса.

При механическом способе уничтожения грызунов заряжать и устанавливать ло­вушки и капканы рекомендуется в резиновых перчатках, поскольку крысы очень чув­ствительны к запаху человека.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.