Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 19. Понятие о посреднических функциях агентских фирм и судовых агентов. Агентирование в российских и иностранных портах. Условия типового договора с иностранными фирмами по агентированию. Основные функции судового агента.. Выбор и назначение морско



Лекция 19

Понятие о посреднических функциях агентских фирм и судовых агентов. Агентирование в российских и иностранных портах. Условия типового договора с иностранными фирмами по агентированию. Основные функции судового агента.

Выбор и назначение морского агента имеет большое значение для судовладельцев, так как от этого зависит качество защиты их интересов в порту. Правильный выбор агента способствует быстрой обработке судна и сокращению расходов судовладельцев.

В линейном судоходстве агент всегда назначается судовладельцем, в трамповом — судовладельцем или фрахтователем, в зависимости от заключённых чартеров. Поскольку агент больше заинтересован в обеспечении интересов того, кто его назначил, хотя вознаграждение агенту в любом случае выплачивает перевозчик, между фрахтователем и перевозчиком иногда возникает борьба за право назначения агента.

Однако, для защиты своих интересов перевозчик может дополнительно использовать и своего так называемого протектинг агента(protecting agent) . Если по условиям чартер-партии агента назначает фрахтователь, то судовладелец часто назначает также и своего агента, который называется protecting agent. Обычно им является договорный агент судовладельца в данном порту и задача его — оказывать капитану всяческую помощь. Услуги агента оплачиваются в размере 50% от базисной ставки.

Интересы агента, назначенного фрахтователями или грузополучателями, в этих случаях не ущемляются, так как он действует совершенно независимо от протектинг агента.

Для успешного выполнения рейса судно нуждается в самых разнообразных услугах не только в самом порту, но и задолго до прибытия в порт, некоторые услуги оказываются судну и после его отхода. В данном случае речь идет о подготовке груза, оформлении документов, найме рабочей силы, уведомлении грузополучателей, расчетах за обслуживание и т.п., "судну нужен помощник и представитель, который осуществлял бы своевременную связь с береговыми организациями и обеспечивал комплексное обслуживание судна в порту. Такими представителями судовладельцев в портах являются морские агенты, которые защищают интересы судовладельцев и капитанов, а также обеспечивают выполнение всех работ, необходимых для осуществления транспортных операций".

Необходимость заказа агента вызвана также спецификой и многообразием операций, выполняемых в портах, в каждом из которых действуют свои законы, правила и обычаи. Выполнение самим капитаном или судовладельцем многочисленных операций по обслуживанию судна в порту практически невозможно, а иногда и запрещено, поэтому организация и координация всех операций, выполняемых во время стоянки судна в порту, поручаются, как правило, специализированным фирмам судовых агентов. Особенно возросло значение агентирования в последнее время в связи с широким использованием в морском судоходстве специализированных судов, в первую очередь контейнеровозов.

По объему полномочий агенты могут быть классифицированы следующим образом:

- всеобщий, или универсальный, агент, который имеет неограниченные полномочия принципала заключать контракты и совершать любые коммерческие сделки;

- генеральный агент, уполномоченный судовладельцем решать все вопросы, связанные с обслуживанием судов. В линейном судоходстве он координирует деятельность других агентов, обслуживающих данную линию, обеспечивая ее нормальное функционирование.Генеральный агент, назначенный судовладельцем в какой-либо стране или географическом районе, координирует и контролирует деятельность других агентов в этой стране или регионе, которые по отношению к нему выступают как субагенты. На него возлагается также контроль за распределением тоннажа, обработкой и загрузкой флота, проверка дисбурсментских счетов и их оплаты и т.д.;

- специальный агент (инлэнд-агент, сэйлз-агент, агент-экспедитор, агент по страхованию) представляет своего принципала только при совершении каких-либо определенных сделок.

Различие между генеральным и специальным агентом состоит в широте их полномочий.

По виду обслуживаемого судоходства различают агентов трамповых, линейных и пассажирских судов.

По назначению агенты подразделяются на:

агентов, назначенных судовладельцем, которые от его имени и по его поручению выполняют агентские функции в отношении судна, а также контролируют выполнение отправителями и получателями грузов их обязательств в отношении груза и судна в соответствии с условиями договора перевозки, коммерческими правилами и практикой морских торговых портов;

агентов, назначенных фрахтователем, которые по условиям чартера назначаются отправителями или получателями грузов, но действуют от имени и по поручению перевозчика (фрахтователя). Как агент судна он выполняет все обязанности агента судовладельца, но, будучи, назначен фрахтователем, он обязан также защищать интересы последнего.

Обычно взаимоотношения судоходной компании и морского агента регулируются договором об агентировании, которым определяются права и обязанности сторон и объем полномочий агента. В тех случаях, когда между сторонами не заключается специального договора, агент осуществляет обслуживание судна на основании разовых поручений судоходной компании, четко следуя ее инструкциям, если они не противоречат действующим законам.

Договор об агентировании выражает собой отношения, основанные на доверии, и судовладелец при выборе агентской фирмы должен произвести тщательную проверку ее финансового положения.

Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены меры предосторожности, в частности, установлен краткий испытательный срок или допускается расторжение договора в случае несоблюдения договорных обязательств. На практике рекомендуется установление личного контакта между судовладельцем и агентом.

Основные функции агентских компаний:

1. подготовка и прием грузов к перевозке;

2. прием и отправка судов с выполнением соответствующих портовых, таможенных и других формальностей, связанных с пребыванием судна в порту;

3. оплата различных пошлин, сборов и других счетов;

4. обеспечение судов причалами, буксирами, лоцманами, топливом, водой и необходимыми техническими средствами;

5. обеспечение стивидорных работ и других перегрузочных операций;

6. обслуживание судов в санитарном и карантинном отношениях;

7. организация в случае необходимости ремонта судов;

8. обеспечение продовольствием и другими потребительскими товарами;

9. оформление документов, коносаментов, каргопланов, манифестов и т.д.;

10. составление таймшитов;

11. выдача банковских и других обязательств и гарантий от имени судоходной компании;

12. информация судовладельца о движении судов и о ходе их погрузки или выгрузки;

13. связь с фирмами, производящими перегрузочные операции;

14. ознакомление капитанов судов с обычаями портов, постановлениями, правилами, действующими в порту распоряжениями соответствующих властей;

15. инкассирование фрахта и других сумм, причитающихся судоходной компании, производство различных расчетов по ее поручению;

16. выполнение других поручений судоходных компаний, связанных с пребыванием судна в данном порту;

17. предъявление от имени судовладельца или капитана судна исков в судебные органы страны в целях эффективной защиты интересов принципала.

Следует отметить, что данный перечень функций не является исчерпывающим.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.