![]()
|
|||
ФилософияФилософия Преподаватель – Павел Валерьевич Соколов, семинарист – Марей Мария Дмитриевна Формула оценки – 0,3 письменный экзамен (2 модуль) + 0,2 семинары + 0,2 контрольная работа на семинаре + 0,2 домашнее задание (эссе) + 0,1 онлайн-курс. Автомат – можно (от 7,5); накопленная оценка – до 10. Литература: А.В.Лебедев – статьи о древней философии Тема 1: «Как мыслился предмет философии на протяжении эпохи? Общие понятия и отличия философии» Слово возникло в конце VI века до н.э., в Великой Греции (на колонизированных территориях, юг Италии и Сицилия). Пурисы убеждали, что ударение ставится на предпоследний слог. Создатели термина и продолжатели трактовали его по-разному. «Греческое чудо» (Э.Ренан) - архаика + классика Эрнест Ренан – автор одного из первых художественных жизнеописаний Христа, повлиял на творчество Булгакова (его представление о Боге). Древняя Греция – не государство, а географическое понятие, состоящее из полисов, городов, с разными моделями управления (олигархический/тиранический – Спарта, демографический – Афины). Малая Греция – Балканская Греция и Иония. Малороссия – ядро русского государство, Великороссия – присоединившиеся территории. Вместе появились: · философия; · история (отец – Геродот, ввёл понятие в привычном нам смысле – повествование о прошлом); · демографические понятия. История слова и понятия – разные вещи. Слово философия – «любомудрие», ранее – «туристическое любопытство». Первые сохранившиеся записи с данным термином – Платоновский корпус и «диалоги» Платона; редкие, мелкие фрагменты, часто цитаты в чужих, более поздних сочинениях древних философов «досократиков». Изобрёл термин: 1. Пифагор (представитель архаической эпохи) · тоталитарная секта – фиас => знания «для своих» (нельзя никому рассказывать) и «для всех» (афоризмы, акусмы) 2. Сократ (персонаж диалогов Платона, ничего не писал) · «Апология Сократа» перед казнью По преданиям античных жителей, на севере от Балканского полуострова находится Фракия, где живут «колдуны», способные перемещаться в другой мир и помнить прошлые жизни (учение пифагорейцев о переселении душ – метемпсихоз). Одним из них являлся Пифагор – он признал щит времён Троянской войны «своим» в прошлой жизни, поэтому античные люди признавали его магом и шаманом. Его утверждения не всегда понятны – действительно житейские или с научным подтекстом? Для древних греков философы – анекдотические, странные (поэтому они часто предавались гонениям); не вписывающиеся в общие нормальные порядки (их записывали в ряды проституток, тиранов), житейски не приспособлены (Фалес, засмотревшись на звёзды, упал в колодец). Выяснить историческую правду очень трудно, потому что существует много преданий и легенд, не все из которых правдивы. Пифагор и Гераклит говорили, что философы – не «мудрецы» (мудрец – только Бог), а лишь «любители». Практика философских студий существовала ещё до Сократа: · ионийская (мелецкая) – восток, Малая Азия, не «философия», а «исследования (historia - естествознание) природы»; · элейская (пытается угнаться за иллюзорностью). Ионийцы: o понятие не «мира», а «всего»; o введение слова (неологизма) «космос» от «украшать»; o концептизирование науки (автор слова – Аристотель) как предмета – отсутствие богов и «перекодирование» мифологии, метафоризация ими природных процессов и замена их естественными элементами (Гера = воздух); o научное понимание мира, появление слова «природа»; o интерес – найти первый элемент в мире (в отличие от ранних философов, в т.ч. Гомера), вопрос об «архэ» - начале: · Аноксимен – всё возникло из воздуха; · Импедокл – существовали 4 элемента (вода, воздух, огонь, земля), из них всё появилось; · Аноксимандр – всё состоит из гомеомерий, одинаковых частиц, комбинирующихся между собой. Учения Фалеса (самый древний философ, сохранились в записях учеников): · «Начало всего есть вода»; · «Земля покоится на воде»; · «Всё полно богов»; · «Камень одушевлён» (магнит) Пифагорейцы: o ищут не начало, а идеальные формы (числа), т.к. сущность природы – не единица, и любое материальное – смертно, а мир мыслей – «вечно исчезающий»; o различение мира истинного бытия (числа) и мира становления; o в мире существуют 10 пар противоположностей, которые всё организуют (малое-большое, вечное-сущее и т.д.). Проминид Элейский – пифагореец: o автор поэмы о природе (об «опыте» юноши (одно из имён Пифагора), его путешествии на Олимп в потусторонний мир / путешествии по Греции), фрагменты которой собрали в конце XIX века; o учения: o «подлинно существует лишь единое» (в поэме мир (плотный горящий шар) – космос, где нет движений и изменений) => позже – единый Бог; o «быть и мыслить – одно и то же» - психопомпа, инициатический миф, просвещение. Софистическое просвещение (V в. до н.э.): o «мудрецы», сделавшие философию бизнесом; o мудрость для них – умение доказывать; o серьёзных сочинений почти не дошло; o Горгий – образец софистов, сочинения: · «Похвала Елены» (Прекрасной) – априори негативного персонажа (убеждение народа в обратном), из-за которой развязалась Троянская война; · «Похвала Поламеду» (архитип труса, предателя); o доказывают, что нет ничего очевидного, а философия – наука о риторике. o учения: I. Ничто не существует. II. Если что-то существует, оно непознаваемо. III. Если что-то существует, и это познаваемо – об этом нельзя никому сообщить. Философия – наука о познании, о человеке и обществе, рациональный способ познания, путь и процесс поиска истины, средство для духовного развития человека, наука о «божественном», способ ясно и последовательно мыслить, поиск смысла жизни; очень сложное определение со множеством определений. Философия как не наука – форма постижения мира. Всё в ней следует подвергать сомнению. Конвенциональность – договорённость, идея о том, что знание является не прямым отражением действительности, а отображением нашего сознания Кант: всякое эмпирическое знание о внешнем мире начинается с опыта. Существует множество разных картин мира, но философия основана на разумном познании. Зачем изучать труды античных философов? - чтобы не «изобретать колесо», не начинать всё с истоков, получить начальные знания и понимать образ и проблемы современности; - чтобы узнать мысли гениев, сумевших придумать нечто новое, сделать что-то так, как никто раньше не делал; для них важнее проблемы поиска смысла жизни (это и есть отличие обычного человека от философа). Статьи: · Шестов: Философия - наука обо всем, самое ценное, важное, главное для человека; любовь к мудрости; чистое мышление и внутреннее перерождение (чтобы постичь истину). Душа по своей природе - философ. Любой философский вопрос труден из-за несогласованности философских убеждений, несвязанных друг с другом положений. Даже в логике, самой точной отрасли философии, не всегда есть единство и законченность. Предмет науки - "бог", основания и начала всего (Фалес заинтересовался, что являет сущность мира). Аристотель говорит: "может быть, другие науки нужнее и полезнее, но лучше её нет". Чтобы стать философом, нужно всегда внутренне тревожиться, как человек перед лицом смерти, хотеть постичь мир и его невидимую сущность, освободить дух (ничего нельзя принимать на веру - Ньютон). Нужно видеть мир "глазами духовными", проникать в строгий порядок вселенной. "Всё прекрасное так же трудно, как редко". Современная немецкая философия - не про плотиновские "умирать и умереть", она хвалит его идеи, но сторонится их. Гегель: "разум, черпающий всё из самого себя". Философия должна и может достигнуть идеала достоверности. Кант: "всякое знание начинается с опыта" (опыт => знание => научное знание). Протагор: софист-скептик, "человек есть мера всех вещей", "каждому утверждению можно противопоставить противоположное" человек склонен к лени, и всё, что нас тревожит - не просто полезно, но необходимо. Нельзя отграничивать задачи философии и религии. · Ясперс: У философии нет общепринятых результатов, ей не характерен прогресс. Философия без науки: почти каждый может обсуждать вопросы философии; философское мышление должно начинаться с начала; изначальное философствование обнаруживается у детей и у душевнобольных; так как философия необходима, она каждый раз присутствует в общественном мнении, пословицах, оборотах, утверждениях. Смысл философии - увидеть действительность в истоке, открывать широты мира, коммуницировать между людьми на основании истины, всегда сохранять разум бодрствующим. Философия не борется, а сообщает себя, живет в согласии. · Степин: Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем, является теоретическим ядром мировоззрения. Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению мировозренческих проблем. Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие.
|
|||
|