Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Профессиональная этика



Профессиональная этика

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Итак, этика дизайнера имеет три основных аспекта: взаимоотношения с заказчиком, с коллегами и со своей совестью

Согласно кодексу слово "дизайнер"

1. Применимо к специалистам (дизайнерам, архитекторам, проектировщикам) занимающимися:

- графикой и визуальной информацией;

- дизайном товаров и средств производства;

- проектированием интерьеров;

2. Обозначает человека, занимающегося дизайном по собственной инициативе или по трудовому соглашению; а также группу дизайнеров, работающих в фирме или объединившихся на иных основах.

Обязанности обществ и объединений

Организации-члены ICSID требуют, чтобы входящие в их состав организации признали, что они и их отдельные члены, работая за рубежом, соблюдали основной кодекс и традиции данной страны.

Ответственность дизайнера перед обществом

1. Дизайнер принимает на себя профессиональную обязанность способствовать повышению социального и эстетического уровня общества.

2. Дизайнер обязуется с профессиональной ответственностью действовать в интересах экологии и защиты среды.

3. Дизайнер должен высоко держать честь и достоинство своей профессии.

4. Дизайнер не имеет права сознательно допускать ситуацию, в которой его личные интересы приходят в противоречие с его профессиональным долгом.

Ответственность перед другими дизайнерами

1. Дизайнер не должен прямо или косвенно пытаться отстранить от работы другого дизайнера, а также с целью конкуренции уменьшать размер гонорара или прибегать к другим нечестным приемам.

2. Дизайнер не должен умышленно приступать к выполнению профессиональной задачи, над которой работает другой дизайнер, не информируя его об этом.

3. Дизайнер должен быть справедливым в критике, он не имеет права очернять ни работу, ни репутацию своего коллеги - дизайнера.

4. Дизайнер но имеет права следовать указаниям клиента, если это ведет к созданию плагиата, а также сознательно создавать плагиат.

Вознаграждение дизайнера

1. Дизайнер не имеет права выполнять работу, предложенную клиентом, не получая за это соответствующий гонорар: Дизайнер имеет право выполнять работу бесплатно или за сниженную оплату для благотворительных или общественных организаций.

2. До оформления заказа дизайнер должен точно и подробно объяснить клиенту расчет общего вознаграждения.

3. Дизайнер, который финансово связан с компанией, фирмой или предприятием, имеющими возможность получить прибыль, используя его советы, должен заранее информировать об этом клиента или работодателя.

4. Дизайнер, у которого просили совет по приему на работу другого дизайнера, не имеет права получать от него за это вознаграждение.

Ответственность дизайнера перед клиентом

1. Дизайнер должен работать в интересах клиента в рамках своего профессионального долга.

2. Дизайнер не имеет права одновременно выполнять задачи, конкурирующие между собой, не информируя об этом заинтересованных клиентов или работодателей. Исключения - отдельные случаи, в которых традиционно принято, что дизайнер одновременно работает на конкурентов.

3. Дизайнер должен конфиденциально относиться ко всем замыслам своего клиента, к организации и методам производства на предприятии. Дизайнер не должен разглашать такую информацию без согласия клиента. Дизайнер отвечает и за то, чтобы так поступал руководимый им коллектив.

Конкурсы

Дизайнер не должен участвовать в таких международных конкурсах, условия которых не соответствуют положениям, разработанным в кодексе.

Популяризация

1. Любой материал, изданный с целью рекламы или популяризации, должен содержать только правдивые факты. Материал должен быть справедливым по отношению к клиентам и другим дизайнерам, соответствовать кодексу чести профессии.

2. Дизайнер имеет право позволять клиентам пользоваться его именем для способствования реализации предложенных им услуг или производству спроектированных товаров, но только таким способом, который соответствует статусу профессии.

3. Дизайнер не должен попускать случая, когда с его именем связывают реализацию таких проектов, которые сильно изменены клиентом и фактически уже не являются оригинальной работой дизайнера.

Предлагаем вашему вниманию для размышления и обсуждения 14 затруднительных с этической точки зрения ситуаций, приводимых Филиппом Котлером, в которые может попасть специалист по маркетингу, вступающий в деловое общение. При этом если во всех случаях он остановит свой выбор на действиях, дающих сиюминутный эффект, его поведение можно будет, пожалуй, считать безнравственным и аморальным. Если же он не предпримет ни одного из таких действий, то может оказаться несостоятельным как управляющий и постоянно испытывать удручающее чувство внутреннего морального напряжения. Поэтому совершенно очевидно, что управляющий должен выработать необходимый свод этических принципов, которые смогут помочь ему в моральной оценке каждой ситуации и решении проблем — насколько далеко можно зайти в деловом общении, не переступая этических норм.

Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым, можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Как было сказано выше, в отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».

Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации. В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

 

1. Изучить стр. 310-322 «Психология общения» Панфилова А. П.

2. Записать в тетрадь:

- понятие этики

 - понятие морали, функции морали

 - категории этики

- профессиональная этика

3. самостоятельное практические задание: описать одну из категорий этики.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.