Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструкция (08.12.20):. Изучение нового материала:ПОНЯТИЯ, ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ/УСЛУГ, ФИРМ.



 Инструкция (08.12.20):

1. Изучить тему, сделать краткий конспект

2. Выполнить домашнее задание

3. Сфотографировать тетрадь с конспектом и выполненным заданием и отправить её на проверку преподавателю до 16.00, 08.12.20. В качестве обратной связи использовать группу в контакте https://vk.com/id158038825

4. Попова Ирина Юрьевна приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom. 08.12.20 в 8.45.

Тема: ОП-42 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Подключиться к конференции Zoom

 

1.Изучение нового материала:ПОНЯТИЯ, ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ/УСЛУГ, ФИРМ.

Понятие, виды и методы конкуренции

Конкуренция (состязательность) предполагает соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересо­ванными в достижении одной и той же цели.

Конкуренция представляет собой экономический процесс взаи­мосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоева­ние преимуществ в сбыте своей продукции.

Предприятия, работающие на рынке, ставят цель — привлечь внима­ние и побудить потребителя к покупке своего товара, соперничая при этом с другими производителями. Однако рассматривать в качестве конку­рентов только фирмы, производящие идентичный товар, было бы неверно.

В практике маркетинга конкурентов компании рассматривают с отраслевой и рыночной точек зрения.

Отрасль составляют фирмы, производящие продукт или группу продуктов, близких по их назначению. Выделяют следующие типы отраслевой конкурентной структуры.

1. Свободная конкуренция, условиями существования которой является множество свободных продавцов, предлагающих однороднуюпродукцию. Условиями свободной конкуренции являются: незначи­тельная доля рынка продавцов (2% и менее), невозможность продавца оказать влияние на цену, испытывающую конъюнктурные колебания и стремящуюся к уровню предельных издержек, отсутствие дискри­минации продавцов и покупателей, отсутствие товарных марок, вход­ные барьеры низкие. HHI — 400.

2. Монополистическая конкуренция, признаками которой являются: ограниченное количество (10—25) продавцов в каждой отрасли, доля лидеров составляет от 10 до 15%, остальных участников — 3—5%, диф­ференциация товара по сегментам, марочная продукция, высокие входные барьеры, возможность выхода на международный рынок. HHI — 400—1000.

3. Олтополистическая конкуренция (частный случай монополистической конкуренции) представляет собой рыночную власть несколько компаний. Признаками олигополистической конкуренции являются количество компаний на рынке (3—5) с долями от 7 до 40%, входные барьеры в отрасль очень высокие, самые крупные компании работают на международном рынке. HHI — 1000—3000.

4. Чистая монополия предполагает ситуацию, при которой одна компания контролирует от 50%, а в предельном случае до 100% рынка HHI - свыше 3000.

Выделяют следующие виды монополии: закрытую, открытую, естественную.

Признаками монополистической конкуренции являются следующие: количество участников (в предельном случае один), высокие цены, минимальный уровень сопутствующих услуг, отсутствие рекламы.

Рыночная концепция конкуренции имеет место в случае, когда в качестве конкурентов рассматриваются компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность. В экономической литературе принято разделять конкуренцию по видам, способам и методам.

Виды конкуренции:

· функциональная, предполагающая удовлетворение одной потребности различными способами;

· видовая конкуренция — следствие того, что имеются товары: удовлетворяющие одну и ту же потребность, но различающиеся по каким-то существенно важным параметрам;

· предметная конкуренция — указывающая на то, что различные фирмы выпускают аналогичные товары, иногда различающиеся лишь по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

· ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка

Способы конкуренции:

· ценовая конкуренция предполагает влияние на спрос с помощью цены.

· неценовая конкуренция не рассматривает цену как фактор потребительского спроса, а выделяет товары посредством продвижения, дизайна, сервиса и т.д.

При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

А) производительность труда;

Б) уровень налогообложения;

В) внедрение научно-технических разработок;

Г) размеры прибыли предприятия;

Д) величина оплаты труда.

2) при его потреблении:

А) продажная цена товара;

Б) качество;

В) новизна;

Г) послепродажное обслуживание;

Д) уровень предпродажной подготовки.

Интенсивность конкуренции – характер и степень противостояния конкурентов.

На конкурентную ситуацию влияют меры государственного регулирования отрасли – ограничения импорта, запреты на экспорт и т. п., что способно как увеличить, так и уменьшить привлекательность отрасли. Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил:

1. Угроза выхода на рынок новых компаний – добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым уменьшают рыночные доли существующих конкурентов;

2. Рыночная власть поставщиковвлияет на цены и качество поставляемых продукции, услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая:

А) доминирование нескольких поставщиков;

Б) большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей;

В) недоступность товаров-заменителей;

Г) незначимость производителя для поставщиков;

Д) важность продуктов поставщиков для производителя;

Е) высокая дифференциация поставщиков;

Ж) высокие издержки производителя по смене поставщика;

З) возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.

3. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей:

А) большая концентрация, чем в отрасли производителя;

Б) большие объемы покупок;

В) недифференцированные или стандартные товары, услуги производителя;

Г) угроза обратной интеграции покупателя с производителем;

Д) открытость информации о составе затрат производителя;

Е) высокая ценовая эластичность спроса в отрасли;

4. Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители.

5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли – ядро модели Портера. Интенсивность конкуренции между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации, низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, стратегическим или эмоциональным причинам.

Интенсивность конкуренции также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов.

Конкурентоспособность – это сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента.

Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:

А) качество производимой продукции определяется новейшими технологиями и квалифицированным персоналом;

Б) профессионализмом директората;

В) низкой себестоимостью;

Г) реклама (прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением).

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов:

1) технических;

2) экономических;

3) социально – организационных.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты и т. д.) и эргономические показатели.

Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт и т. д. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально-организационные параметры – учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.

Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Термин «конкурентоспособность» – это:

А) многовариантность (под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли);

Б) относительность(конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других);

В) различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне товара, предприятия, отрасли и т. д.

 

2. Домашнее задание:

- составить краткий конспект по пройденному материалу,

- привести примеры как определяются конкурентоспособность товара/услуги (товар/услуга выбирается самостоятельно студентом);

- привести примеры конкурентов заведения, в котором студент проходил практику.

 

3.Отправить выполненную работу преподавателю.

Критерии оценки конспекта:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.

Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц;

Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы;

Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц;

Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.