![]()
|
|||
Основные критерии выбора темы:Основные критерии выбора темы: 1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. 2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней студента, экономическими, техническими, экологическими и другими проблемами в регионе и в стране. 3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. 4. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Требования к выбору темы проекта ü актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества; ü содержательность, информативность и разработанность в науке; ü возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес; ü формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках; ü название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться; ü тема должна быть конкретной. Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия: ü между известным и неизвестным; между знаниями и умениями; ü между сложностью задачи и наличием способа ее решения; ü между потребностями и возможностями их реализации Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия 7 может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями. Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если: ü имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, ü требуется установить сходства и различия, важно установить причинно-следственные связи, ü необходимо обосновать выбор, ü требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями, ü стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая и ее решение должно быть важно.
|
|||
|