|
||||
Самарская духовная семинария Самарской и Тольяттинской Епархии Русской Православной Церкви»
Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Самарская духовная семинария Самарской и Тольяттинской Епархии Русской Православной Церкви»
Конспект занятия по хору на базе практики: НФ “ДЕОЦ”, УФ “Победа”, возраст 10 – 17 лет.
г.о.Самара 2020– 2021гг. Программа «Хоровое пение. Сольфеджио», дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности, срок реализации 3 года. Тема: Особенности исполнения церковных песнопений: Херувимская песнь. Возрастобучающихся: 10 – 17 лет Тип занятия: практическое занятие Цель занятия: закрепить знания о Литургии Верных, продолжать закреплять вокально – певческие навыки. Задачи занятия: · Образовательные: - Изучить особенности исполнения церковных песнопений на примере Херувимской песни; - Изучить особенности утреннего богослужения и его частей. · Развивающие: - развивать духовность у детей, с помощью церковных песнопений. - Улучшить музыкальную и духовную грамотность детей. - развить в процессе пения, музыкальный слух, певческий диапазон. · Воспитательные: - воспитывать духовно- нравственный интелект детей - улучшить “климат” в в коллективе; развить творческое мышление Форма занятия: групповая Методы: рассказ, показ. Использованная литература: - Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» - первый уровень упражнений при распевании хора. - Стрельникова А.Н. «Дыхательная гимнастика» - первый блок упражнений. Нотная литература: Херувимская песнь Аудиозаписи: «Херувимская песнь» Ход урока: Как только ребята проходят в зал, они строятся по обыкновению в два ряда и встают около своих мест лицом к иконе. Концертмейстер на фортепиано задаёт тон – g-moll (соль минор) и все поют молитву перед началом занятия «Царю небесный». После молитвы все остаются на своих местах, выясняем, кто отсутствует на занятии, и в положении «стоя» и начинается распевание хора. Распевание: Упражнения на разогрев голосового аппарата по методике В.В. Емельянова. -“язычок” с закрытым ртом/вниз/вправо/влево и по кругу; - упражнение на штро-бас “Котик запрыгнул ко мне на колени” и “Бронтозавр” - упражнение ми-и-я. - упражнение “дядя Ваня” После распевание детям предлагается присесть с прямой спиной на стулья. Основная часть: Начинаем занятие с рассказа о произведении «Херувимская песнь». Херувимская песнь — Толкование херувимской песни Херувимская песнь – песнь, которая поется на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совершения Великого входа. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. – Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа». В переводе с церковнославянского языка означаетследующее: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы». Херувимская песнь поётся вскоре после чтения Евангелия. Обычно она распевается очень сладкозвучно, тягуче. Эта молитва напоминает нам, как ангельские силы на небе служат у престола Божия и основана на видениях пророков Исаии, Иезекииля. Она является как бы переходом от подготовительной части литургии к главной – к евхаристической, где совершается призывание Духа Святого на дары – хлеб и вино, – сердцу, ядру и вершине Литургии. «Херувимская песнь» является своего рода музыкальным центром литургии. Это самое красивое песнопение состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время Великого входа Святые Дары (хлеб и вино) выносятся из боковых дверей алтаря. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, поминая Предстоятеля Церкви, епископа и всех христиан. «Херувимская песнь» состоит из двух частей. Первая часть – до Великого входа и вторая часть – после Великого входа. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая – торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом «Аминь», что значит «истинно» – это ответ хора (или народа) на моления священника. - Предлагаю прослушать вам Херувимскую песнь в исполнении (Звучит херувимская песнь) Предлагаю перейти к самой партитуре произведения: Обратите пожалуйста внимание на темп и динамику произведения. - начнем изучение произведения с партии сопрано: немой звук, пение понотам, пение с губным вибрантом для укрепления дыхания. Далее разучиваем с партией альтов в той же последовательности. -Далее внимательно посмотрим на ритм и прохлопаем его. После сего соединяем обе партии. Прошу обратить внимание на точные снятия и вступления голосов. Занимаемся развитием музыкального внимания – пение отдельных фраз и частей с той же динамикой и темпом, что и жест дирижёра. Обращаем внимание на способ исполнения данного произведения максимальное «легато» как в парии, так и в хоре в целом, стараемся слушать друг друга, петь на цепном дыхании ( А кто-нибудь знает что такое цепное дыхание?- Это когда дыхание берётся не всей партией или хором, а каждым по отдельности, в разных местах, чтобы звучание было без дыр пустоты и не прекращалось) . Конечно, вы все следили за звуковедением, за ритмом, слушали себя, но работать ещё много предстоит. Попробуем закрепить пройденный материал и постараемся исполнить произведение с самого начала
Итог, выводы:
Итак, сегодня мы познакомились с особенностями исполнения церковных песнопений, а именно с Херувимской песней. Кто запомнил - что она означает в переводе с церковно-славянского языка? Что мы сегодня слушали? (ответы детей). Совершенно верно. Очень хорошо сегодня позанимались, спасибо всем за занятие. А сейчас встаём около стульев и поворачиваемся лицом к иконе, чтобы поблагодарить Господа за наше интересное занятие. Концейтмейстер даёт тон G-dur (соль мажор) и ребята поют на два голоса молитву “Достойно есть”. После молитвы все дети убирают стулья и уходят из зала.
|
||||
|