Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технологическая карта урока литературы



 

 

 

Технологическая карта урока литературы

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. (6 кл.)

 

     

 

 

 

 

Учебный предмет: литература

Класс:6

Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога». Картина подневольного труда.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными вехами детства и юности поэта;

2) обозначить главную тему его поэзии;

3) узнать историю строительства Николаевской ж/д

Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.

2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;

Технологическая карта урока литературы в 6 классе «Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картина подневольного труда в произведении»

 

 

Этапы урока   Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД  
1. Организационный. Мотивация к деятельности   - Обратите внимание на эпиграф к статье о Некрасове: «Воля и труд человека Дивные дивы творят…». Как вы понимаете эти слова? Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.   Отвечают на вопрос, высказывают своё понимание.   Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей  
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие   Знакомство с биографией поэта. Презентация о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. - Какие черты личности проявились у молодого Некрасова? Сегодня мы познакомимся с стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году. Узнаем его историю, заглянем в то время, когда создавалось это произведение. (Слайд 6)- Николаевская железная дорога Первого ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения на Петербурско-московской железной дороге (впоследствии ее стали называть Николаевской), именно о строительстве этой дороги и рассказывается в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Строили её долгих восемь лет, начиная с 1843 года  Слушание стихотворения «Железная дорога» по фонохрестоматии.   Читают статью в учебнике о Некрасове Н.А. Закрепляют прочитанное по презентации. Отвечают на вопрос. Слушают стихотворение.   Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия  
3.Проверка восприятия   Обратим внимание на эпиграф к стихотворению. Чем он необычен? ( Как правило, в качестве эпиграфов используются цитаты или пословицы, здесь же приведен отрывок из разговора отца с сыном в вагоне, который построен как сцена из пьесы: есть обозначенные действующие лица, реплики предваряются ремарками. По ремаркам мы можем судить об участниках разговора: Ваня – в кучерском армячке. Армяк – это народная одежда. Но мальчик – сын генерала, так как папаша «в пальто на красной подкладке», то есть в генеральской шинели. Таким образом, кучерский армячок – это лишь маскарад, подделка под народность. Строителем железной дороги называется граф Петр Андреевич Клейнмихель, известный своей жестокостью начальник строительства. (Слайд 5) Ваня (в кучерском армячке): Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке) Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка! (разговор в вагоне). - В чем особенность эпиграфа? - Кто участвует в диалоге? - На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа     - Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? - Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда. - К какой важной мысли поэт хочет нас подвести?     Проверка восприятия. - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?  Словарная работа. (слайд 6-7) Ядрёный - свежий, здоровый, кочи – кочки, обаяние - незнание правды, неведение. (колтун)лопата – заступ; подрядчик - лицо, нанявшее рабочих; лабаз - помещение для хранения муки или зерна; лабазник - торговец, владелец лабаза присадистый - приземистый, плотный недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему. - Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)       (Написан в форме диалога) (Отец и сын) ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)   (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)   (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)     (Уч-ся делятся впечатлениями.) Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок  
4. Анализ Как построено стихотворение? - Сколько частей выделяет автор? Послушаем 1 часть стихотворения.   Стихотворение начинается с прекрасной картины осени. - Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? - Каким настроением она проникнута? - Какое восклицание повторяется дважды? - Какая строка передаёт состояние умиротворения -Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части? -Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь. Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? Учитель: Да, настоящая золотая осень. А какие эпитеты помогают нам увидеть эту поэтическую картину? Эпитеты – усталые силы Студеная речка, морозные ночи Ясные, тихие дни. (Слайд 8-12) - Какое слово выбивается из общего ряда? «Нет безобразья в природе!» Фраза настораживает, это слово-сигнал, предвещающее появление чего-то тревожного, темного: если безобразия нет в природе, значит, где-то оно есть. - В 1 части много эпитетов, а в остальных их почти нет. Почему?   Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы? -Какой можно сделать вывод? - Что хочет сказать нам поэт - Это человек творец, который открывает прекрасное в самом обыденном.) Вывод: Ещё ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде. - Перейдем ко 2-й главе. Прослушивание отрывка из 2 части. Запись « Правда» поэта». – Почему Некрасов рассказывает о строительстве железной дороги? - А почему он рассказывает об этом именно Ване, а не генералу?         (Бодрости, ясности, покоя) (Славная осень)   (безобразие)   - Ответы. Помощь учителя (в 1 части описание, в остальных – рассказ). - ответы (в 1 части мы радуемся, любуемся, а в других – переживаем, сострадаем, глядя на очень тяжелый труд строителей железной дороги).   - Он любит свою Родину- Русь.   (Некрасов обращается ко всему молодому поколению.)  
5.Физкультминутка.        
  – Кто из вас ездил в поезде? Представьте себе картину. Вы едете в купе. Рядом с вами Ваня, генерал, лирический герой-поэт. И Некрасов рассказывает вам, кто действительно строил железную дорогу. Давайте попытаемся представить один день из жизни строителей железной дороги. Слайд 13 –репродукция Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» а) Когда начинается рабочий день? б) Где они живут? В каких условиях? Что это за собой влечет? в) Как они ели и что? г) Какие у них были орудия труда? (кирка, ржавая лопата, лом, носилки) д) Кто и как контролировал их работу? (подрядчик) е) Как долго длилась работа? ж) Как поступали с больными? (с теми, кто решил сходить в баню?) - А что заставляло рабочих трудиться в таких условиях? - Приходилось, потому что ими правил один царь. Что это за царь.? – А почему голод Некрасов называет царем? - В чем проявляется власть царя-голода? Учитель: Теперь представьте себе, что Ваня и лирический герой Некрасов стоят у окна. Некрасов рассказывает, и Ваня, как на экране, в окно видит толпу мертвецов. - Толпа мертвецов на самом деле была?     - Строителей железной дороги было очень много, но Некрасов больше рассказывает про одного. Кому больше внимания уделяет Некрасов? Беседа по иллюстрации «Белорус». (слайд 16) - Белорус тоже раб царя-голода. Как он выглядит? Вывод учителя: Он жалкий, несчастный, худой, бледный, колтун в волосах, впалые ребра. А эпитеты механический, ржавая, мерзлую еще раз подчеркивают непосильный труд рабочих-строителей железной дороги. Скорее всего он приехал сюда издали, приехал за счастьем. А их тысячи. И их ведь никто не жалел. - Почему Некрасов просит Ваню приглядеться к нему? Ответ: чтобы Ваня запомнил его, чтобы знал, кому обязан. Ведь белорус – символ всего народа. - Какие чувства вызывают у вас строители железной дороги? – Как вы думаете, ребята, Ваня понял, кто строил железную дорогу? А вы?     Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться мужика уважать Записываем 3 часть: «Мнение генерала: народ – варвар». Свисток паровоза развеивает сон Вани, и мы слышим мнение генерала. - Как он отреагировал на рассказ Вани о страшном сне? Слайд 21   Для него народ- варвар, скопище пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины природы, ни труд мужиков. Генерал возмущен той страшной картиной, которую герой нарисовал мальчику, призывает показать светлую сторону жизни. (Слайд23) 4 часть: «Светлая сторона» жизни. Эта часть построена на иронии. «Светлая сторона»- окончание работ. Оказалось, что рабочие не только ничего не заработали, но и остались должны подрядчику.   - Как ведут себя мужики? Почесали в затылках. А когда появился подрядчик, простил недоимку, бочку водки поставил и ….. закричали ура! Вот вам и «светлая сторона» жизни. - Каково авторское отношение к изображаемому?     Слайд 24-25     - Вернемся к словам части 1 : «Нет безобразья в природе!»     Ответ: голод. (олицетворение) (ищут пример из текста)     (Это элемент фантастики. Чтобы показать, кто же строил железную дорогу).     Ответы учащихся (работа с текстом).   Ответы (жалость, …     Истинный строитель дороги не граф, а простой русский народ.   Захохотал   Остается безрадостное, тягостное впечатление- от страшных картин нечеловеческого труда, от невероятного долготерпения народа, его покорности.     ( В первой части мы видим прекрасную картину природы. Эта часть противопоставлена «безобразью» отношений между людьми. Противопоставление называется антитеза)    
6. Рефлексия - Что вы сегодня нового узнали на уроке? Какой жизненный урок извлекли из знакомства с произведением Н.А.Некрасова «Железная дорога»? Оценивание учащихся Д/з – отрывок наизусть Ответы учащихся, подводят итоги урока Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания». Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя  

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.