Фрагмент урока по методике преподавания математики.
Фрагмент урока по методике преподавания математики.
Пыжикова Анастасия Александровна, группа ЗНО-116
УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 3 (2 ч.), стр.7
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование: презентация
Задача:
На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов в 2 раза больше, чем чтецов, а в хоре было на 8 человек больше, чем музыкантов. Сколько всего человек выступило на концерте?
Тип задачи: Нетиповая (составная)
1 вид простой задачи: Задачи на увеличение числа в несколько единиц в прямой форме.
На школьном концерте выступили 6 чтецов, а музыкантов в 2 раза больше, чем чтецов. Сколько выступило музыкантов?
2 вид простой задачи: Задачи на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме.
На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов 12, а в хоре было на 8 человек больше. Сколько выступило человек в хоре?
3 вид простой задачи:Задачи на нахождение суммы трёх чисел
На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов 12, а в хоре было 20 человек. Сколько всего человек выступило на концерте?
Ход урока:
Этап урока
| Содержание урока
| Оформление доски/презентация
| Подготовительный этап
(Обработка умения решать
простые задачи)
Задачи:
-Повторить
знания, умения и
навыки, необходимые
для решения задачи.
| -Давайте вспомним то, что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:
Федя сделал к празднику 6 масок зверей и 4 маски птиц. Сколько всего масок он сделал?
-Сколько масок зверей сделал Федя? (6)
-Сколько он сделал масок птиц? (4)
-Чтобы узнать, сколько всего масок сделал Федя, какое действие нужно выполнить? (сложение)
-Верно. Какое выражение у нас получится?
6+4=10(мас.) - всего сделал Федя.
-Мы ответили на вопрос задачи? (да)
-Прочитаем следующую задачу и решим ее:
Мама купила 10 красных ручек, это на 3 ручки больше, чем синих ручек. Сколько синих ручек купила мама?
-Сколько было красных ручек?(10)
-Что еще сказано в условии? ( Мама купила красных ручек на 3 больше, чем синих)
-Что это значит? (Синих ручек мама купила на 3 меньше, чем красных.)
-Что нужно найти? ( Сколько синих ручек купила мама)
Составим схему:
Чтобы узнать, сколько синих ручек купила мама, какое действие мы выполним? (Вычитание)
-Верно. Какое выражение у нас получилось? 10 – 3 = 7 (р.) - синих ручек купила мама.
-Что мы напишем в ответе? (7 синих ручек купила мама)
-Молодцы!
-Прочитаем внимательно следующую задачу: «У Насти 7 книг, у Юли 4 книги».
-Можно ли этот текст назвать задачей? (нет)
-Почему? (Потому что нет вопроса)
-Какой вопрос можно придумать к этому тексту? ( Сколько всего было книг у Насти и Юли)
Давайте составим схему:
Или можно так:
Решим эту задачу
-Сколько книг было у Насти?(7)
-Сколько книг было у Юли?(4)
-Какое действие нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего книг у них было? (сложение)
7+4=11 книг было у Насти и Юли.
Все правильно! Молодцы!
|
Схему рисуем на доске.
Схема на доске.
| 1. Решение задачи:
· Чтение и осознание текста задачи.
· Выделение структурных компонентов задачи.
· Построение модели задачи.
Задачи:
-Формировать
умения читать и понимать задачу; выделять
структурные
компоненты задачи и строить модель задачи.
| Ребята, откройте учебник на странице 7 и прочитайте задачу под номером 5.
-О чем идет речь в задаче? (На концерте были чтецы, музыканты и хор)
-Что нам известно про чтецов? (их выступало 6 человек)
-Что мы знаем про музыкантов? (выступало в 2 раза больше, чем чтецов)
Что мы знаем про хор? (их выступало на 8 человек больше, чем музыкантов)
-Что нам нужно узнать? (Сколько всего на концерте выступило человек?)
-Верно!
Для того чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме.
-Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?
-А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Чтецов было 6 человек, музыкантов выступало в 2 раза больше, чем чтецов, а в хоре было больше на 8 человек, чем музыкантов. Сколько всего человек выступало на концерте?)
|
Схема на доске.
| 2.Поиск пути решения задачи. Составление плана решения.
Задачи:
Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить
| -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи)
-Для начала составим план решения.
- Каков главный вопрос задачи? (Сколько человек выступило на концерте?)
-Какие три числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество чтецов, музыкантов и человек в хоре по отдельности)
-Какое из этих трех чисел мы уже знаем? (Количество чтецов. Их 6)
-А какие числа мы пока что не знаем? (Количество музыкантов и количество человек в хоре)
-Но что нам известно о количестве музыкантов, выступающих на концерте? (Что их в 2 раза больше, чем чтецов)
-Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество музыкантов? (Количество чтецов - их 6 ,и музыкантов в 2 раза больше)
-Найдем это число, будем его знать, а так же мы знаем, что в хоре на 8 человек больше, чем музыкантов. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Нет, мы не сможем ответить на главный вопрос)
-Что нам еще нужно узнать? (Сколько человек было в хоре?)
Одновременно строим дерево рассуждений:
Составим план решения задачи:
-Сначала узнаем, сколько музыкантов выступает на концерте. Что для этого нужно сделать? ( Для этого мы количество чтецов увеличим вдвое, то есть на 2)
-Когда это число будет известно, найдем количество человек в хоре. Что для этого нужно сделать? (Прибавить к количеству музыкантов число 8)
Когда узнаем количество человек в хоре, найдем общее количество человек, выступающих на концерте (все числа сложим)
|
| 3. 3. Записи решения и
ответа задачи.
Задачи:
-Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений.
| -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 3 действия)
-Почему? ( Так как в задаче 3 неизвестных)
-Давайте запишем первое действие. Какое оно будет?
Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради.
1)6*2=12
-12 чего? (музыкантов)
1) 6*2=12 (муз.)- Количество музыкантов, которые выступали на концерте.
-Что мы нашли в первом действии? (Количество музыкантов, которые выступали на концерте)
-Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию.
-Какое будет второе действие?
2) 12+8=20(чел.)- количество человек в хоре - Чему равно? (20)
-Что мы нашли во втором действии? (количество человек в хоре, которые выступали на концерте)
-Запишем пояснение ко второму действию.
-Какое будет третье действие?
3)6+12+20=38(чел.)-общее количество человек, выступающих на концерте.
-Что мы нашли в третьем действии? (общее количество человек, выступающих на концерте)
-Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением)
-Какая тогда будет запись? Выберите верную:
А)6+6*2+8
Б) 6+(6*2)+((6*2)+8)
В) 6+(6*2)+8)
Запишите верное выражение в тетрадь: 6+(6*2)+((6*2)+8)=38 (чел.)- Всего выступало на концерте.
| На доске выполняется решение учеником.
| 4. Проверка
полученного
решения.
Исследование
решения.
Задачи:
-Совершенствовать
умения выполнять
проверку способом
составления задачи,
обратной данной
| -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
-Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос).
-Составим новую схему, изменив условие и вопрос.
-По схеме составьте текст обратной задачи:
На концерте выступало 38 человек. Из них чтецы составляли 6 человек, а в хоре было 20 человек, остальную часть занимали музыканты. На сколько меньше было музыкантов, чем человек в хоре?
-Решим данную задачу.
-Что известно из первого предложения задачи? (Что на концерте выступало всего 38 человек)
-Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что чтецов было 6)
Прочитаем вторую часть второго предложения. Что нам известно? (что в хоре было 20 человек, а остальными были музыканты)
-Что нам нужно узнать? (На сколько меньше было музыкантов, чем человек в хоре?)
-Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет).
-Почему? (Нам неизвестно сколько было чтецов и человек в хоре вместе)
-Что мы можем найти, зная общее количество человек на концерте и количество чтецов и людей в хоре вместе взятых? (Количество музыкантов)
-Зная количество музыкантов и количество человек в хоре, выступающих на концерте, что мы найдем? ( На сколько меньше было музыкантов, чем человек в хоре)
-Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)
Одновременно строим дерево рассуждений:
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:
-Проверьте, так ли вы записали действия:
1) 38-(6+20)=12 (чел.)- Количество человек в хоре.
2) 20-12=8 (чел.) на столько меньше было музыкантов, чем человек в хоре.
Ответ: На 8 человек меньше было музыкантов, чем человек в хоре.
-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 8 человек, что соответствует данному первой задачи)
-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно).
Ответ: Всего на концерте выступало 38 человек.
|
Схема на доске
На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями
На доске написано решение
|
|