Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фрагмент урока по методике преподавания математики.



Фрагмент урока по методике преподавания математики.

Пыжикова Анастасия Александровна, группа ЗНО-116

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (2 ч.), стр.7

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

Задача:

На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов в 2 раза больше, чем чтецов, а в хоре было на 8 человек больше, чем музыкантов. Сколько всего человек выступило на концерте?

Тип задачи: Нетиповая (составная)

1 вид простой задачи: Задачи на увеличение числа в несколько единиц в прямой форме.

На школьном концерте выступили 6 чтецов, а музыкантов в 2 раза больше, чем чтецов. Сколько выступило музыкантов?

2 вид простой задачи: Задачи на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме.

На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов 12, а в хоре было на 8 человек больше. Сколько выступило человек в хоре?

3 вид простой задачи:Задачи на нахождение суммы трёх чисел

На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов 12, а в хоре было 20 человек. Сколько всего человек выступило на концерте?

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/презентация
Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.   -Давайте вспомним то, что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:   Федя сделал к празднику 6 масок зверей и 4 маски птиц. Сколько всего масок он сделал? -Сколько масок зверей сделал Федя? (6) -Сколько он сделал масок птиц? (4) -Чтобы узнать, сколько всего масок сделал Федя, какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 6+4=10(мас.) - всего сделал Федя. -Мы ответили на вопрос задачи? (да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее:   Мама купила 10 красных ручек, это на 3 ручки больше, чем синих ручек. Сколько синих ручек купила мама? -Сколько было красных ручек?(10) -Что еще сказано в условии? ( Мама купила красных ручек на 3 больше, чем синих) -Что это значит? (Синих ручек мама купила на 3 меньше, чем красных.) -Что нужно найти? ( Сколько синих ручек купила мама) Составим схему:   Чтобы узнать, сколько синих ручек купила мама, какое действие мы выполним? (Вычитание)  -Верно. Какое выражение у нас получилось? 10 – 3 = 7 (р.) - синих ручек купила мама. -Что мы напишем в ответе? (7 синих ручек купила мама) -Молодцы!   -Прочитаем внимательно следующую задачу: «У Насти 7 книг, у Юли 4 книги». -Можно ли этот текст назвать задачей? (нет) -Почему? (Потому что нет вопроса) -Какой вопрос можно придумать к этому тексту? ( Сколько всего было книг у Насти и Юли) Давайте составим схему: Или можно так:   Решим эту задачу -Сколько книг было у Насти?(7) -Сколько книг было у Юли?(4) -Какое действие нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего книг у них было? (сложение) 7+4=11 книг было у Насти и Юли. Все правильно! Молодцы!   Схему рисуем на доске.     Схема на доске.
1. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. · Построение модели задачи. Задачи: -Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.   Ребята, откройте учебник на странице 7 и прочитайте задачу под номером 5. -О чем идет речь в задаче? (На концерте были чтецы, музыканты и хор) -Что нам известно про чтецов? (их выступало 6 человек) -Что мы знаем про музыкантов? (выступало в 2 раза больше, чем чтецов) Что мы знаем про хор? (их выступало на 8 человек больше, чем музыкантов) -Что нам нужно узнать? (Сколько всего на концерте выступило человек?) -Верно! Для того чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. -Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?     -А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Чтецов было 6 человек, музыкантов выступало в 2 раза больше, чем чтецов, а в хоре было больше на 8 человек, чем музыкантов. Сколько всего человек выступало на концерте?)     Схема на доске.
2.Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи) -Для начала составим план решения. - Каков главный вопрос задачи? (Сколько человек выступило на концерте?) -Какие три числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество чтецов, музыкантов и человек в хоре по отдельности) -Какое из этих трех чисел мы уже знаем? (Количество чтецов. Их 6) -А какие числа мы пока что не знаем? (Количество музыкантов и количество человек в хоре) -Но что нам известно о количестве музыкантов, выступающих на концерте? (Что их в 2 раза больше, чем чтецов) -Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество музыкантов? (Количество чтецов - их 6 ,и музыкантов в 2 раза больше) -Найдем это число, будем его знать, а так же мы знаем, что в хоре на 8 человек больше, чем музыкантов. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Нет, мы не сможем ответить на главный вопрос) -Что нам еще нужно узнать? (Сколько человек было в хоре?)   Одновременно строим дерево рассуждений:     Составим план решения задачи: -Сначала узнаем, сколько музыкантов выступает на концерте. Что для этого нужно сделать? ( Для этого мы количество чтецов увеличим вдвое, то есть на 2) -Когда это число будет известно, найдем количество человек в хоре. Что для этого нужно сделать? (Прибавить к количеству музыкантов число 8) Когда узнаем количество человек в хоре, найдем общее количество человек, выступающих на концерте (все числа сложим)    
3. 3. Записи решения и ответа задачи. Задачи: -Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 3 действия) -Почему? ( Так как в задаче 3 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1)6*2=12 -12 чего? (музыкантов) 1) 6*2=12 (муз.)- Количество музыкантов, которые выступали на концерте. -Что мы нашли в первом действии? (Количество музыкантов, которые выступали на концерте) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 12+8=20(чел.)- количество человек в хоре - Чему равно? (20) -Что мы нашли во втором действии? (количество человек в хоре, которые выступали на концерте) -Запишем пояснение ко второму действию. -Какое будет третье действие? 3)6+12+20=38(чел.)-общее количество человек, выступающих на концерте. -Что мы нашли в третьем действии? (общее количество человек, выступающих на концерте)   -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А)6+6*2+8 Б) 6+(6*2)+((6*2)+8) В) 6+(6*2)+8) Запишите верное выражение в тетрадь: 6+(6*2)+((6*2)+8)=38 (чел.)- Всего выступало на концерте.   На доске выполняется решение учеником.
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: -Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.  -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос.   -По схеме составьте текст обратной задачи:   На концерте выступало 38 человек. Из них чтецы составляли 6 человек, а в хоре было 20 человек, остальную часть занимали музыканты. На сколько меньше было музыкантов, чем человек в хоре?   -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что на концерте выступало всего 38 человек) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что чтецов было 6) Прочитаем вторую часть второго предложения. Что нам известно? (что в хоре было 20 человек, а остальными были музыканты) -Что нам нужно узнать? (На сколько меньше было музыкантов, чем человек в хоре?) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). -Почему? (Нам неизвестно сколько было чтецов и человек в хоре вместе) -Что мы можем найти, зная общее количество человек на концерте и количество чтецов и людей в хоре вместе взятых? (Количество музыкантов)  -Зная количество музыкантов и количество человек в хоре, выступающих на концерте, что мы найдем? ( На сколько меньше было музыкантов, чем человек в хоре) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)   Одновременно строим дерево рассуждений: Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:   -Проверьте, так ли вы записали действия:  1) 38-(6+20)=12 (чел.)- Количество человек в хоре.  2) 20-12=8 (чел.) на столько меньше было музыкантов, чем человек в хоре. Ответ: На 8 человек меньше  было музыкантов, чем человек в хоре.  -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 8 человек, что соответствует данному первой задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно). Ответ: Всего на концерте выступало 38 человек.   Схема на доске   На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями   На доске написано решение

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.