Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УМК «Школа России»



УМК «Школа России»

Предмет:окружающий мир.

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний.

Дата проведение урока:14.04.2020.

Тема: Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

Цель урока:сформирование представлений учащихся о жизни страны в 20–30-е годы, ознакомление с историей образования новой страны – СССР.

Задачи:

Образовательная: ознакомлять учащихся с историей образования новой страны – СССР; сформировать представления о жизни страны в 1920 – 1930-е годы.

Развивающая: содействовать развитию внимания памяти; логического мышления; умения сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитывать умение вступать в диалог с учителем и сверстниками, работать в парах или в группах, вызвать интерес к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».

Планируемые результаты:

Предметные:получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, документами, организовывать рабочее место.

Личностные:

Личностные: осознают традиционные ценности многонационального российского общества.

Метопредметные:

Познавательные: умение выдвигать аргументы; умение строить логическую цепь рассуждения.

Регулятивные:умение ставитьи адекватно формулироватьцель деятельности; умение осуществлять самоконтроль, самооценку.

Коммуникативные: умение строить связанное монологическое высказывание.

Методы:словесные, наглядные, практические, частично- поисковые.

Формы организации урока:фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия темы:СССР, перестройка, Республики.

Ресурсы (оборудование):  компьютер, проектор, историческая карта СССР, презентация к уроку, карточки, учебник, рабочие тетради.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный этап. (1 мин) Ребята, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, тонкая тетрадь, линейка, карандаш, ручка. Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому. Откройте ваши тетради, отступите 2 строки вниз и запишите число: сегодня 15 апреля, классная работа. Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку Садиться на места
II. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. (5-10 мин) Эпиграф: Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек. (Песня о Родине) - Ребята, как выдумаете о чем мы сегодня будем говорить? - Правильно, сегодня мы поговорим с вами об истории 1920-1930-х годов. - Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страницы истории 1920-1930-х годов») - Какую цель урока мы поставим? - Совершенно верно. Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.     - О Родине     - Узнать, что происходило в этот период истории; о какой стране говорится в стихотворении.
III. Актуализация знаний. (5-10 мин) - Давайте вспомним, ребята, какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 года?     - Что вы знаете о последнем русском царе?   - Произошедшие события всколыхнули всю страну. Что произошло дальше? - Что такое Гражданская война?   - Ребята, молодцы, вы все правильно ответили на мои вопросы. -В октябре 1917 года к власти пришла партия большевиков во главе с В.И. Лениным. Партии – группы единомышленников, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества. - Последний российский император отрекся от престола. -Началась Гражданская война.   -Война, происходившая между гражданами одной страны.  
IV. Первичное усвоение новых знаний. (10-15 мин) - Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20 – 30 –е годы 20 века. - Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами. Государством управляли Советы – правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской. Слайд № 2. В высшей степени ослабленной вышла Советская республика из пожарища Гражданской войны. Страна была в полной разрухе. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся погибших на фронтах войны отцов и умерших от голода и лишений матерей, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали. Большевистское правительство было вынуждено силой забирать на селе у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей России. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги. Слайд № 3. - В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР. - Какой город стал столицей СССР? Москва стала столицей Советского Союза. Работа по учебнику. - Найдите на карте на с. 134 – 135 республики, входившие в состав СССР. В состав СССР входило 15 союзных республик. Республики: Белорусская, Российская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская, Киргизская, Молдавская, Латвийская, Литовская, Эстонская. - Очень большую территорию занимал Советский Союз. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот. Но нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать. Слайд № 4. - Над школьными тетрадками склонились взрослые. Миллионы людей сели за парты. Образование стало доступно всем. Слайд № 5. - Но в то же время отечественная культура понесла большие потери. Были варварски уничтожены многие исторические памятники. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя.          Слайд № 6. - Значительные изменения произошли и в деревне. Большевистское руководство считало, что одной крестьянской семье очень трудно было в одиночку вырастить хороший урожай, чтобы прокормить себя и продать излишки урожая для горожан. Поэтому было принято решение объединить всех крестьян в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне работали сообща на колхозных полях, получая за это очень небольшую плату. Все, что было выращено общими усилиями в колхозах, сдавалось государству. Самим колхозникам от этих урожаев доставалось очень мало. Все это позволило со временем накопить значительные запасы сельскохозяйственных продуктов и уже не опасаться, что население страны постигнут новые голодные годы. - Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. Как вы думаете, ребята, такое положение крестьян уже было в истории нашей страны? В какое время?   Слушают учителя, просматривают презентацию.     Отвечают на вопросы.     Работа с исторической картой.     Работа с учебником.   Показывают на карте союзные республики, называют столицы этих республик.   Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.   -Нет   -Такое положение советского крестьянства очень напоминало жизнь сельчан в царское время, когда они были крепостными.
Физкультминутка (1-2 мин) Вот под елочкой зеленой (встали) Скачут весело вороны (прыжки) Кар-кар-кар! (хлопки над головой) Целый день они кричали, (повороты туловищем) Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо. влево) Кар-кар-кар! (хлопки над головой) Только к ночи умолкают (машут руками как крыльями) И все вместе засыпают (садятся на корточки, руки под щеку - засыпают) Кар-кар-кар! ( тихонько хлопки над головой)    
V. Первичная проверка понимания. (10-12 мин)     Работа по учебнику. С.137 – 138. Прочитайте текст учебника: «Страна – труженица». - Что же происходило в Советском Союзе в 30 – е годы?   Слайд № 7. -Впервые советские летчики осуществили перелет на построенном в Советском Союзе самолете в Америку через Северный полюс, причем без единой посадки. Не перечислить трудовых достижений советских рабочих, колхозников. Советские ученые сделали много научных открытий. Были построены сотни новых городов, заводов, электростанций. Слайд № 8. В колхозах стали использовать трактора и другие машины, значительно облегчавшие труд крестьян. Слайд № 9. Слайд № 10. Обучение в школах и институтах, лечение всего народа стало бесплатным. - Как вы думаете, ребята, благодаря чему и кому наша страна добилась таких огромных успехов после гражданской войны, голода и разрухи?. Работа с учебником.   -К концу 30 – х годов СССР сумел добиться больших успехов. Постепенно разворачивалось новое строительство. Проводились новые линии железных дорог. Это была страна с грамотным населением, прекрасными специалистами – инженерами, агрономами, строителями, учителями. Советские люди верили своему руководству и с энтузиазмом строили новое общество, в котором не было бы бедных и богатых, все были бы равны, счастливы и занимались интересной и любимой работой. Покой и труд советских людей защищала Красная Армия, оснащенная самым передовым вооружением.     -Благодаря советскому народу, его труду, и вере в светлое будущее для своих детей. Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.
VI. Первичное закрепление. (10-15 мин) Работа по рабочей тетради. Тест Вариант 1 - Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года? - Как их стали называть позднее? - Почему новую власть назвали Советской?   - Когда появилось новое государство – СССР? - Сколько республик входило в состав СССР? () -Почему Москва стала столицей СССР?   Вариант 2 - Какие изменения произошли в государстве?   - Что значит, культура понесла большие потери?   - Что напоминал СССР в 30 – е годы? - Что было построено в то время?   - Какие изменения произошли в деревне?   - Легкой ли была жизнь в то время? Работа в рабочей тетради, выполнение заданий.   -Большевики. -Коммунистами. -Советы были основным звеном в управлении государством. -в 1922 году. -15. -В 1918 году из Петрограда туда переехало правительство.   -В стране больше не было царя, помещиков и фабрикантов. Тысячи людей переехали в опустевшие квартиры и особняки. Началась борьба с неграмотностью. -Были уничтожены многие памятники и храмы. -Огромную стройку. -Новые города, заводы, электростанции, московское метро. -Крестьяне получили землю и объединились в колхозы. -И в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжелой.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин) Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 136 – 138).Выполнить задания (с. 139). Выполнить задание № 3 в рабочей тетради (с. 50). Записывают домашнее задание в дневник.
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия). (5 мин) - Какое государство образовалось на территории бывшей Российской империи? - В каком году образовался Союз Советских Социалистических Республик? -Какова была цельурока?     Мы достигли поставленной цели? - Ребята,предлагаю вампродолжить предложения: Материал урока мне был… Сегодня я узнал, узнала… Меня удивило… Своей работой на уроке я… -СССР   - в 1922 году.   - Узнать, что происходило в этот период истории; о какой стране говорится в стихотворении. - Да

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.