Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос: Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона и факторы сдвига кривой совокупного спроса.



 

6. Предложение: объем предложения, кривая предложения, неценовые факторы предложения и их влияние на предложение. Предложение фирмы и рыночное предложение.

Предложение — желание и способность производите­лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предос­тавляется.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое произ­водители хотят предложить на рынке. Кривая предложения име­ет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

 

Предложение фирмы — предложение отдельного производителя. Рыночное предложе­ние — совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителя­ми по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Кривая предложения стро­ится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыноч­ной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых.

Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенст­вование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресур­сы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает­ся расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимиза­ция прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпри­нимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции,

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага.

6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителя­ми возможного повышения цен (инфляционные ожидания) ока­зывают неоднозначное воздействие на предложение товаров.

7. Количество производителей (степень монополизации рын­ка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше пред­ложение этого товара на рынке.

24 Вопрос: Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона и факторы сдвига кривой совокупного спроса.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов одновременно находятся в равновесии.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств (M/ P), следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Кривая строится при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения.

Кривая совокупного спроса показывает нам количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (P). Можно выделить ценовые и неценовые факторы AD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые – ее сдвиг.

На макроуровне совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

1. Эффект процентной ставки, смысл которой заключается в том, что при увеличении цены процентная ставка увеличивается, следовательно, величина инвестиций (согласно кривой инвестиционного спроса) уменьшается. Отсюда, по основному макроэкономическому уравнению (Y = C + I + G + NX) при прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y).

2. Эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков. При росте цен население, имеющее финансовые активы, станет реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы.

3. Эффект импортных закупок. Суть этого эффекта в том, что изменение цен в одной стране приводит к изменениям объема экспорта при неизменных ценах за рубежом, что в свою очередь влияет на расходы населения внутри страны. Так, например, при росте цен на отечественные товары население станет больше покупать импортные товары, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных товаров – с другой.

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево.

К неценовым факторам, влияющим на AD, относится все, что воздействует на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт.

 

Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя:

1) изменения в потребительских расходах домашних хозяйств – когда изменяются благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

2) изменения в инвестиционных расходах – когда изменяются процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги на бизнес, технологии, избыточные мощности, льготные кредиты инвесторам;

3) изменения в государственных расходах (субсидии, трансферты населению);

4) изменения в расходах на чистый объем экспорта – национальный доход в зарубежных странах, колебания валютных курсов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.