Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





_Д_ 4 страница



ДИППОЛЬДИЗМ — особый вид садизма, при коем сексуальное наслаждение достигается субъектом при истязании своих воспитанников. Получил название по имени домашнего учителя Диппольда (литературного героя).

ДИРЕКТИВНЫЙ-> авторитарный.

ДИСГРАФИЯ — нарушение письма, сопровождаемое заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов. Обусловлено нарушением системы речевой в целом. Рассматривается как симптом при алалии, при разных форм афазий, при недоразвитии речи. Основой дисграфии обычно выступает неполноценность слуха фонематического и затруднения в произношении, кои препятствуют овладению фонематическим составом слова. Дисграфию можно скорректировать путем специальных упражнений в чтении и письме.

ДИСКРИМИНАЦИЯ — Способность раздельно воспринимать два одинаковых раздражения, воздействующих одновременно в двух близко расположенных участках кожи. В обобщенно-расширенном смысле — различение, способность различения.

ДИСКРИМИНАЦИЯ МЕЖГРУППОВАЯ — установление различий между собственной и другой группами. Нередко этот процесс обретает ярко выраженную оценочную окраску, свойственную восприятию межгрупповому в целом. В определенных условиях различия межгрупповые могут искусственно подчеркиваться и преувеличиваться. Самый распространенный результат дискриминации межгрупповой — тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы (-> фаворитизм внутригрупповой), хотя достаточно часты и примеры обратной тенденции-установление позитивно оцениваемых различий в пользу некоей другой группы. В крайних выражениях первая тенденция приводит к появлению напряженности и враждебности в отношениях межгрупповых, вторая — к ослаблению связей внутригрупповых, к девальвации ценностей внутригрупповых, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Нужно различать дискриминацию межгрупповую:

1) как психологическое явление, в основе коего лежат когнитивные механизмы установления тождества и различия;

2) как социальное явление, обусловленное скорее не психологическими факторами, а социальными, экономическими, политическими и пр.

ДИСМОРФОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью выглядеть уродом (=> фобия).

ДИСПЕРСИЯ (варианса) — показатель разброса данных, соответственный среднему квадрату отклонения этих данных от средней арифметической. Равна квадрату стандартного отклонения.

ДИСПОЗИЦИЯ (предиспозиция) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности. В психологии персоналистической (-> персонализм) означает причинно не обусловленную склонность к действиям; в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личностные (от 18 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду, В отечественной психологии термин используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом (-> концепция диспозиционная).

ДИССИМУЛЯЦИЯ — поведение, противоположное симуляции — связанное с установкой на сокрытие, затушевывание болезни, ее симптомов или отдельных проявлений. Может мотивироваться и осознанными целями — например, выпиской из клиники, поступлением на работу и прочими, — и неосознаваемыми, в том числе связанными с компенсаторными формами личностного реагирования. Наблюдается в основном при заболеваниях, сопряженных для человека с некоими объективно или субъективно невыгодными ситуациями. Чаще встречается при психозах. Противоположное понятие — симуляция.

ДИССОНАНС — отсутствие гармонии в чем-либо; несоответствие, противоречие, разлад.

ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ — противоречие в системе знаний, порождающее у субъекта неприятные переживания и побуждающее к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

ДИССОЦИАЦИЯ — в психологии — нарушение связности процессов психических. Противоположное понятие — ассоциация.

ДИССОЦИАЦИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ — феномен расщепления сознания при истерии.

ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессов и стрессовых ситуаций на деятельность — вплоть до ее полного разрушения (=> стресс).

ДИСФОРИЯ — пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. Изредка может проявляться атипично, в виде приподнятого или экзальтированного настроения с раздражительностью, напряженностью, агрессивностью. Особенно характерна при органических заболеваниях мозга головного, эпилепсии, а также при некоих формах психопатий (психопатия эксплозивная, эпилептоидная).

ДИСФУНКЦИЯ — нарушение, расстройство функций некоего органа, системы и пр. — преимущественно качественного характера.

ДИСФУНКЦИЯ МОЗГОВАЯ МИНИМАЛЬНАЯ (минимальные мозговые дисфункции) — легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие от недостаточности функций системы нервной центральной; чаще всего имеют резидуально-органическую природу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — как внутригрупповой процесс — положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). Каждый член ее занимает определенное положение — с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. Для выявления статуса индивида в группе применяются методики социометрические.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОЛОВАЯ — совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании коих различаются мужской и женский пол. Фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека обусловлена социокультурно. С момента определения паспортного пола новорожденного начинается процесс его социализации половой — передачи ему устойчивых форм поведения социального соответственно роли половой.

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА — 1. Процесс, в результате коего индивидуум перестает реагировать на те варианты стимула, после коих не предъявляются раздражители безусловные или подкрепляющие агенты, и воспроизводит поведенческие реакции лишь на те раздражители, кои продолжают подкрепляться. 2. Процесс точного различения, разграничения некоих стимулов или объектов иного рода; определение отличий одних из них от других.

ДОГАДКА-> озарение.

ДОГМА — элемент некоей доктрины или религии, считающийся абсолютной истиной, не подлежащей сомнению.

ДОМИНАНТА — временно господствующая рефлекторная система, некий очаг физиологического возбуждения в системе нервной центральной, на который происходит переключение раздражителей, обычно индифферентных относительно этого очага. Обусловливает работу нервных центров в данный момент и тем самым придает поведению определенную направленность. Учение о доминанте создано А. А. Ухтомским. Доминанта включает в себя нервные центры, имеющие корковую локализацию, и субкортикальные компоненты, совместная работа коих находит свое выражение в вегетативной и гуморальной динамике. Как господствующий очаг возбуждения, доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в систему нервную центральную, одновременно подавляя активность других центров.. Этим объясняется системный характер и целенаправленность поведения организма: будучи рефлекторным по типу, оно является активным, а не реактивным, Доминанта характерна повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения. Считая доминанту особым органом, Ухтомский утвердил понимание органа как системы функциональной, а не морфологически неизменного образования. Решающее значение он придавал принципу «истории системы», ритм функционирования коей воспроизводит ритм внешних воздействий. Благодаря этим воздействиям нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях возрастают, а не истощаются. Общее направление развития системы нервной идет в сторону срочности сигнализации и управления. Она отражает предметы внешней среды в их пространственно-временном единстве благодаря нераздельности пространственно-временных параметров своей деятельности (концепция хронотопа, сложившаяся под влиянием теории относительности Эйнштейна). Особая человеческая доминанта, которую Ухтомский противопоставил индивидуалистическому мировоззрению, — «доминанта на лицо другого».

ДОНЖУАНИЗМ — психотическое состояние мужчины, характерное его стремлением к постоянной смене партнерш и неспособностью видеть в отношениях между мужчиной и женщиной ничего, помимо плотского, сексуального аспекта. Соответственно психоаналитической трактовке, такой отказ от духовного общения с женщиной обусловлен неосознанным желанием отомстить всем женщинам за отсутствие душевной теплоты у собственной матери. Состояние получило название по имени Дон-Жуана, известного по произведениям П. Меримо, А. С. Пушкина, А. К. Толстого и пр.

ДОСТОВЕРНОСТЬ — Одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. Понятие достоверности близки к понятию валидности, но не вполне тождественно ему.

ДРАЙВ — понятие, применяемое в психологии мотивации и в теории научения. Означает неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порожденное некоей органической потребностью.

ДРАМАТИЗИРОВАНИЕ — процесс и механизм воплощения мыслей в образы зрительные.

ДРУГОЙ ЗНАЧИМЫЙ — Человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Понятие введено американским исследователем Г. С. Салливаном. Существующие определения личностной значимости распадаются на две основные парадигмы. Первая описывает значимость другого человека через изменения, произведенные им в данном индивиде; вторая ориентирована на соотнесение и определенное совпадение характеристик другого значимого и ценностно-потребностной сферы индивида. Если в рамках первой парадигмы индивид рассматривается как объект влияния другого значимого, то в рамках второй он — субъект взаимодействия с другим значимым. Личностная значимость обусловливается эмоциональной привлекательностью другого значимого (-> социометрия), его информативностью (-> авторитет; референтность), а также институциализованной ролью (-> роль). Средние показатели круга других значимых, называемого испытуемыми, колеблются в зависимости от выбранного исследователем критерия его определения (близкие люди; люди, сыгравшие особенно существенную роль в вашей жизни; уникальные, не похожие на других личности; и пр.). При этом в число других значимых могут включаться не только лица, составляющие актуальное окружение индивида, но и те, что давно утратили с ним контакт, иногда — даже литературные герои (-> субъектность отраженная).

ДРУЖБА — вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям — относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы — дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба — социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДУАЛИЗМ — 1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В психологии — подход дуалистический.

ДУГА РЕФЛЕКТОРНАЯ: СХЕМА-> принцип дуги рефлекторной духовность — с позиций материализма — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:

1) идеальная потребность познания;

2) социальная потребность жить и действовать «для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, а вторая — под душевностью. С категорией духовности соотносится потребность познания — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с субъективным бескорыстием, где награда — удовольствие, доставляемое процессом познания внешнего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказание — угрызения совести и чувство вины. Эта относительная независимость деятельности познавательной от прагматических целей, а альтруистических деяний — от немедленного социального одобрения делает духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответственных изменившимся условиям существования. Л. Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, худшим — человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде. Формирование духовных потребностей личности — важнейшая задача воспитания.

ДУША — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. В эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. Вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе — ее «материальности» и «идеальности». Специальный трактат, посвященный душе, принадлежит Аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. В нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. Здесь душа определяется как сущность живого тела — особый орган, посредством коего тело чувствует и мыслит. В целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна. С позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. Дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. В новое время Декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе — философской, психологической и прочей — термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко — как синоним слова психика. В повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания. Согласно К. Г. Юнгу, душа — некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное... Проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. Человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. Скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям.

ДУШЕВНОСТЬ — с позиций материализма — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать «для других». Это понятие связано с понятием собственно духовности. Душевность характерна добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью — «с душой».

ДЫХАНИЕ ХОЛОТРОПНОЕ-> ребефинг.

_Е_

Е-ВОЛНА (волна ожидания) — отрицательное изменение электрического потенциала преимущественно в лобно-центральных отделах коры мозга головного, связанное с настройкой на появление стимула. Появляется во время между действием сигнала настраивающего и пускового, требующего некоей реакции испытуемого. Свидетельствует о готовности действовать при восприятии сигнала. Е-волна возникает через 0.5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли. Это позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов поведения произвольного.

ЕДИНСТВО — 1. Общность, полное сходство. 2. Сплоченность, цельность. 3. Неразрывность, взаимная связь.

ЕДИНСТВО ДУАЛЬНОЕ — понятие, введенное Л. Сонди для обозначения чрезмерно близкого, невротического контакта, возникающего в некоих любовных парах и основанного на регрессии сферы эмоциональной до тех переживаний, что сформировались в раннем детстве относительно собственной матери. В частности, такая эмоциональная взаимозависимость характерна для алкоголиков или наркоманов.

ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ —один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, особенно значимым для группы в целом. Показателем единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень единства ценностно-ориентационного выступает важным источником интенсификации общения внутригруппового и повышения эффективности деятельности совместной. Оно не приводит к нивелировке личности в группе, не препятствуя разнообразию вкусов, интересов и привычек ее членов. Оно не предполагает и обязательного совпадения в понимании способов достижения общих целей. Единство ценностно-ориентационное в коллективе как группе высокого уровня развития — это сближение подходов к целям и задачам деятельности совместной, ориентированное на нравственно оправданные ценности. В рамках концепции стратометрической разработаны методики получения его эмпирических показателей, позволяющие сравнивать различные группы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.