Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие редактора



 

 

ЗОЛОТАРЕВД.В., СИВАЩЕНКО П.П., КУЛГАНОВ В.А.

 

 

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕШЕНИЮ МНОГОПЛАНОВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ

 

Санкт-Петербург   2016

 

 

ЗОЛОТАРЕВ Д.В., СИВАЩЕНКО П.П.

 

 

 ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕШЕНИЮ МНОГОПЛАНОВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ

 

Рекомендовано Научно-исследовательским институтом психогигиены и экологии развития психики и кафедрой основ медицинских и специальных знаний Санкт-Петербургского государственного университета в качестве методического пособия для обучения специалистов экстремальных видов деятельности

 

                             Санкт-Петербург 2016.

 

                                                   


 

ББК

БК

Печатается по решению- методического совета кафедры основ медицинских и специальных знаний Санкт-Петербургского государственного университета в качестве методического пособия.

Золотарев Дмитрий Владимирович – педагог новатор, создатель детских спортивных ассоциаций, инициатор проведения спортивных мероприятий патриотической направленности.

Сиващенко Павел Павлович - кандидат медицинских наук доцент кафедры физической реабилитации института адаптивной физической культуры Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.                                                                              Кулганов Владимир Александрович - редактор, доктор медицинских наук, профессор кафедры основ медицинских и специальных знаний Санкт-Петербургского государственного университета, 104 кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского

Рецензенты

Е.И. Николаева, доктор биологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена;

А.Г. Щуров, кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры ЛФК и спортивной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

 

Золотарев Д.В., Сиващенко П.П.

 Подготовка специалистов экстремальных видов деятельности к решению многоплановых задач в условиях дефицита времени: методическое пособие для обучения специалистов экстремальных видов деятельности /               

Под редакциейВ.А. Кулганова. – СПб: , 2016. – 80 с.     СПб. – 2016. – 80 с.

IBSN

 

Предисловие редактора

В настоящее время продолжается процесс увеличения объема разнообразной информации, которую необходимо обрабатывать любому человеку как в процессе профессиональной деятельности, так и в быту. В большинстве случаев людям очень сложно в короткий интервал времени это сделать и принять правильные, адекватные и обдуманные решения. В свою очередь плохо обдуманные решения, принятые тем или иным человеком, сначала вызывают негативные психологические реакции и социальные последствия, а в конечном счете обуславливают развитие с рессорных, а затем нервно-психических расстройств.

Это в полной мере касается и людей, в круг профессиональных обязанностей которых входит управление большими коллективами, выполнение заданий, связанных с экстремальной деятельностью и витальной угрозой, а также спортсменов игровых видов деятельности. Закономерными следствиями такого положения дел является раннее профессиональное выгорание и утрата здоровья. Хотя развитие технического прогресса сделало большие шаги в технологических сферах, но людям в большинстве случаев не удается справиться с информационными потоками и возникающими по этой причине различными психологическими, социальными и медицинскими проблемами.

Между тем, с появлением возможности поиска информации в научных базах данных, большое число исследователей обращается к опыту и технологиям, разработанным специалистами, успешно работающими с информацией. Обучением таким технологиям занимаются в государственных структурах бывшего СССР и частных центрах, где они передаются управленцам высокого уровня.

Кроме этого, имеются ученые, которые занимались решением проблемы эффективной работы с большими объемами поступающий информации в интересах приобретения навыков быстрого принятия правильных и адекватных решений. При этом они достигли серьезных успехов в данной области.

Одним из авторов такой системы обучения работы специалистов является Золотарев Дмитрий Владимирович.

Дмитрий Владимирович по своей специальности педагог, тренер по футболу. Во время создания своей системы, он, как никто другой, понимал значение для спортсмена умения правильно и быстро принимать решения во время спортивных игр. Видимо, поэтому, во время учёбы в Омском институте физической культуры (1987-1992 гг.) в научном кружке под руководством профессора Г.С. Лалакова, он начал заниматься исследованиями, направленными на ускорение реакции у футболистов, и предложил проводить оценку развития у них системы принятия решения. Результатом его исследований стала дипломная работа, защищенная в 1992 году.

Вся последующая деятельность Дмитрия Владимировича – это непрерывный процесс поиска подходов к созданию инструмента, используя который спортсмены и специалисты экстремальных видов деятельности смогут увеличить скорость принятия решения, быстроту и качество его реализации.

После окончания обучения в ВУЗе он возглавил комплексную научную группу и довел систему увеличения скорости принятия решения до статуса действующего инструмента, используя который обученные люди существенно повышали эффективность своей профессиональной и спортивной деятельности.

Полученный объём материала позволил вывести систему на более высокий уровень эффективности. Результаты позволяют говорить о возможном использовании данного подхода для внедрения в спортивный тренировочный процесс, а также для подготовки специалистов экстремальных видов деятельности. По всей видимости, эта система может быть востребована для реабилитации больных после травм, а также в виде отдельных элементов для улучшения умственных и физических возможностей лиц старшей возрастной категории.

                                                               Профессор В.А. Кулганов

                       ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в спорте высших достижений сложилась для нашей страны крайне негативная ситуация: результативность спортсменов топовых игровых видов спорта не соответствуют международному уровню. Упуская различные социальные, финансовые и другие причины провала можно назвать одну существенную – низкий уровень получения, обработки игровой информации и скорости принятия правильных игровых решений. п

Этот вид подготовки за последнее время используется крайне редко, а зачастую и вовсе отсутствует. Поэтому на предлагаемых скоростях в международных соревнованиях наши спортсмены не конкурентоспособны.

Причины случившихся временных неудач кроются в традиционных болезнях страны (отсутствие реальной конкуренции не только в промышленности, но и в спорте). Утрачена система отбора с детского возраста спортсменов, имеющих нужные для данного вида спорта скоростные мыслительные (психофизиологические) качества. А традиционная система воспитания именно этих качеств в национальной традиции в настоящее время практически отсутствует. Эта тема будет постепенно развиваться в данной работе.

Не затрагивая решения вышеперечисленных негативных аспектов подготовки спортсменов, можно с большой долей уверенности сказать, что ситуацию можно существенно улучшить, особенно в коллективных игровых видах спорта. Дело в том, что традиционных системах оздоровления и воспитания известны методы повышения скоростных характеристик мыслительных операций. Эти методы используются в системах оздоровления и развития человека Индии и Китая, Южной Америки. В традиционных видах подготовки мальчиков к взрослой жизни, существующей в России, также использовались такие методы, органично вплетенные в традиции культурной жизни.

В общих словах суть этих методов сводится к активации деятельности мозга за счет создания нескольких очагов мозговой активности и умения их синхронизации. Это достигается путем освоения сложно-координированной деятельности (создаются дополнительные очаги активации мозга). Систему тренировок, построенную таких принципах можно отнести как сочетание физических упражнений с элементами глубокого внутреннего сосредоточения (тоже медитация, измененное состояние сознания). Система упражнений и медиативных техник в конечном счете дает возможность одновременно видеть события в диапазоне угла зрения 180 градусов, мгновенно их анализировать, принимать и реализовывать игровые или поединковые решения.

В данном методическом пособии предлагается система подготовки, спортсменов и специалистов экстремальных видов деятельности, а также управленцев в части повышения их профессиональной эффективности. Она представляет собой специально подобранные, разнообразные, двигательные, умственные и эвристические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях с увеличением скорости и объёма информационного потока.

В результате у обучаемых развивается возможность работы с информационным потоком вне зависимости от его параметров и интеграции выработанных навыков в профессиональную повседневную деятельность. В конечном счёте, у обучаемых увеличивается скорость и качество обработки информации для принятия решений, быстрота и качество их реализации вне зависимости от складывающейся ситуации, на запредельных для неподготовленного человека параметрах информационного потока.

 

                                                                                                                    Стр. 48

Хоккей. Авангард 03.08-07.08. 2000г.

Модельные характеристики Человека, эффективно реализующего себя на международном уровне, вне зависимости от рода деятельности, в кратко, средне, долгосрочной перспективе.                                                                                       

Введение.

Для организации процесса кадрового обеспечения деятельности спортивной команды, организации, бизнес структуры на международном уровне, надо предположить какие требования будет предъявлять в кратко, средне, долгосрочной перспективе этот уровень к тем, кто на основании результатов деятельности является лидером в этом виде деятельности. Как следствие, он становится примером для тех, кто стремится войти в элиту этого вида деятельности, определяет правила, получает больше всех дивидендов.         Своими результатами подтверждает статус страны, которую они представляют, на международном уровне.                                                                                                                                                                             Одним из таких видов деятельности, которому мировые СМИ постоянно, и в немалом объёме уделяют внимание, является хоккей с шайбой на льду.                   За прошедшее десятилетие, у сборной России, есть несомненные успехи, которыми мы гордимся, но они не постоянны. Мы не будем углубляться в анализ деятельности процесса подбора тренеров, уровня концепций которые они используют для подбора и подготовки игроков к статусным соревнованиям, мы предложим модельные характеристики игрока, который на любом соревновании будет гарантированно бороться за 1 место.               Одним из показателей принадлежности к мировой элите этого вида спорта, на мой взгляд, является развитая способность видеть, читать игру, выполнять индивидуально, коллективно действия в стиле импровизация на максимально возможной скорости- При этом, контролировать шайбу ,не смотря на её. Другими словами организовывать общение с информационным потоком, который формирует игровая ситуация( существующая, возникающая), для принятия решений индивидуально, в группе. Реализовывать их на скорости, которая является запредельной для соперника, значит он по каким то причинам, не может эффективно противодействовать возникающей ситуации. Это гарантирует увеличение создания голевых ситуаций, значит, увеличение шансов забить гол и стать Победителем соревнований.

 Модельные характеристики Игрока Мирового уровня. Игрок должен уметь, ОДНОВРЕМЕННО, организовывать взаимодействие минимум трех полей внимания, для создания информационной композиции из динамического, неоднородного по своим параметрам информационного потока. На основании которой он принимает решение, и реализует его на соответствующем тактическом, техническом уровне индивидуально в группе.                                                                                                                                                          

1 поток- Контроль за технической составляющей процесса. Приём, обработка, обводка, действия с шайбой(пас, бросок, щелчок), силовое взаимодействие.                                                                                                                                                                         2 поток- Сбор информации в ближней, средней, дальней зоне о положении игроков и их перемещении.                                                                                                                                                                        3 поток- Оценка перспективы развития ситуации, действия к её реализации по развитию, блокировки.

Для деятельности в таком режиме, необходимо активировать Интуитивные способности Человека которые он использует в стрессовых ситуациях. Это общение с информационным потоком, основанным на других принципах. Они позволяют принимать решение, быстро, на соответствующем тактическом, техническом уровне реализовывать их в стрессовых ситуация. При этом, на эффективность деятельности создаваемой на базе динамических, неоднородных информационных потоков, информационной композиции не влияют существующие физиологические ограничения организма, психики человека, состояние получаемой и используемой для принятия решения информации, число и статус сбивающих факторов.

Цель исследования: Апробирование методики для активации интуитивных, умственных способностей человека, позволяющей ему эффективно действовать на запредельной скорости и объёме информационного потока.

1 Изучение техник, технологий активации интуитивных способностей Человека. Они позволяют ему принимать решения, реализовывать их на запредельной скорости и объёме информационного потока.                               2. Подбор упражнений для выполнения хоккеистами в процессе исследования.       3. Проверка эффективности методики, активации Интуитивных способностей человека.

                                                Материалы и методы.

Исследование проводилось на базе хоккейного клуба КХЛ «Авангард» который возглавлял Л.Г. Киселёв, с участием 5 хоккеистов молодёжной команды клуба, среди которых было 3 члена молодёжной сборной России. Возраст участников 18-19 лет. Амплуа участников: 2 защитника и 3 нападающих.

Для выбора упражнений, использовался метод анализа игровых действий игроков мирового уровня. Действия знаменитой пятёрки созданной В.В. Тихоновом. Владимир Крутов, Игорь Ларионов, Сергей Макаров — нападающие, и Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов — защитники.                                                                                     Создавался набор упражнений, на базе концепции: « Сложно координированные действия».                                                                                            Тесты, которые позволяют оценить интуитивные способности игрока.                                                                                   Тест «Интуитивное мышление»- оценка уровня активации интуитивных качеств Человека.                                                                                                                    

Тест «Игровое интуитивное мышление»- оценка уровня активации интуитивных качеств Человека.                                                                                           Тест «Динамическая мышечная память»-                                          

 

                                    Телохранители.

Как и всеми представителями экстремальных видов деятельности, с телохранителями государственных деятелей, крупных бизнесменов проводятся занятия, целью которых является поддержание и совершенствование их профессиональных качеств. Важнейшим профессионально важным качеством у телохранителя является скорость реакции, которая обусловлена сформированным алгоритмом принятия решения, в который входит как минимум несколько блоков: получение информации о возникновении опасности для охраняемого субъекта, ее обработка, принятие решения на действие для защиты охраняемого субъекта и его двигательная реализация. При этом все эти действия телохранители отрабатывают на занятиях в условиях всевозможных помех.

Одним из хорошо зарекомендовавших себя видов занятий с телохранителями являются сборы. С телохранителями проводят сборы не более чем 4-6 дней. Это связано с графиком и режимом их профессиональной деятельности.

Совершенствование профессиональных качеств у телохранителей за время этих сборов проводилось и в направлении развития скоростных характеристик стандартных действий при выполнении тактических и технических приемов, реализуемых при возникновении опасности для охраняемого субъекта (доведения их до автоматизма), а также в отношении невосприимчивости к помехам. Выработка этих навыков проводилась у шести сотрудников службы безопасности силовых структур. Трехчасовые занятий проводили четыре дня подряд. Структура занятий- 30 минут, упражнения на «Проговаривание», 2 часа развитие «Скоростного мышления», 30 минут упражнения на «Проговаривание».

.                                                                         

                                                                                                                                 стр. 68.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.