|
|||
Философия жизни в стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья»Философия жизни в стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья» Тип урока: урок ознакомления с новым материалом Вид урока: смешанный урок (по М.И. Махмутову) Цель урока: понять отношение к жизни, заключенное в лирическом произведении Ф.И. Тютчева «Листья». Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока Этапы урока. В нашем мире все закономерно и последовательно. За минутой проходит минута, за часом - час, день, месяц, год, век… Многое забывается и исчезает, но поколения хранят и передают будущему самое ценное – творчество – литературные произведения, музыку, картины… Каждый творец ищет вдохновение, кто-то в дружбе, кто-то в любви, в одиночестве, но ни один из них не может остаться равнодушным к природе, к тому, что нас окружает. Сказочный мир, Известный поэт Федор Иванович Тютчев не был исключением. И сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Листья» и попробуем понять его отношение к жизни, заключенное в данном лирическом произведении. Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание Самуила Яковлевича Маршака: «Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать». Именно это нам и предстоит сегодня сделать. Чтение стихотворения. - Какие картины возникли в вашем воображении? (ответ) В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Природа изображается не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, а частью его души... Сегодня мы постараемся заглянуть в этот удивительный уголок души Федора Ивановича Тютчева. - Какое действие происходит в начале стихотворения? (Лес, зима, тощая зелень сосен и елей) - Во второй части (Лето, веселая жизнь листьев) - В третей (Приход осени) - В четвертой (поздняя осень, Просьба листьев забрать их с ветрами) Запишем правильные ответы.
- Какие главные действующие лица в данном стихотворении? (Листья…) - От чьего лица ведется повествование? (от лица листьев) Давайте проведем кастинг и выберем какого вида листья будут исполнять ведущую роль. (на экране листья, я показываю на первого) Поднимите руку, кто считает, что именно этот лист подходит на роль главного героя? (дети поднимают руки) Этот? И последний? Большинством голосов был выбран первый лист. Почему вы выбрали именно его? (Потому что его жизнь яркая, сочная, красочная) - Вы не задумывались, на какую часть человеческого тела похож лист? (ответят) Посмотрите на свою ладонь и попробуйте, изменяя положение пальцев, создать форму кленового листа. Поднимите руки с получившейся фигурой. (я покажу свою) А теперь создайте форму березового листа. Какой вывод можно сделать из данного наблюдения? (ладонь похожа на лист) Мы с вами являемся частью природы, и можем найти сходства как в форме, так и в содержании. - Какие еще герои встречаются в нашем стихотворении? Запишем всех наших героев в необходимую строку технологической карты. (Листья, сосны, ели, лучи солнца, птички, цветы, зефиры, ветры). Всех ли героев вы указали? Сравните с актёрским составом, который создан Тютчевым и допишите их. ( в презентации правильные ответы) Если у вас перечислены все герои, в графе самооценка поставьте знак «плюс», а если нет – оставьте место пустым. - А разве могут неживые предметы быть героями? (Да) - Какой прием использует автор? (олицетворение) Как мы можем это подтвердить? (глаголами - Сосны и ели спят, листья - цветем и блестим, гостим, играли, купались, Лучи побледнели, Зефиры ушли, Буйные ветры сорвите, умчите) Давайте проверим, все ли были названы? (ответы в презентации) Для чего автор использует данный прием? ( Для сравнения с жизнью человека) Олицетворение – это один из приемов изобразительно-выразительных средств. Давайте вспомним, какие еще существуют средства и для чего они используются. Перед вами лежат карточки, в которых вы должны соотнести (соединить) понятия с их определениями. (олицетворение, эпитет, сравнение, антитеза, повтор) Теперь поменяетесь карточками с соседом по парте и сверьте правильность выполнения задания с ответами на экране. Если все правильно поставьте на проверяемой карте «плюс». - У каждого актера свой типаж, одни тихие, другие свирепые. При помощи каких изобразительно-выразительных средств мы можем это узнать? (Эпитеты) Давайте найдем их в стихотворении (перечисляют) и запишем в технологическую карту (Тощая зелень, Легкое племя, Красное лето, Буйные ветры, докучные ветви) - Что обозначает эпитет Докучные? Как вы его понимаете? (надоевшие, наскучившие) Запишем в технологическую карту. - А теперь проведем соревнование между рядами, кто больше назовет эпитетов к слову листья. Условия следующие: какой ряд последним назовет эпитет, тот и поставит в графе эпитеты «плюс». Начнем. (считаю до 3) Побеждает … ряд. - Продолжим анализ нашего стихотворения. Какой прием помогает нам сопоставить предметы? (сравнение) Посмотреть насколько хорошо вы владеете данным приемом, нам поможет следующее задание. Разбейте картинки, лежащие на столе, по парам, учитывая прием сравнения. (иглы ежа – ветка сосны (Тощая зелень), листья – племя, роса – жемчуг) Сравните с ответами на экране. - Какие сравнения используются в нашем стихотворении? (Зелень – как иглы, листья - Легкое племя) Молодцы, запишите свои ответы. - Какой прием обозначает противопоставление? (антитеза) - Как этот прием используется в стихотворении? (Листья – иглы сосен и елей, ввек – краткое время) Молодцы, запишем. - В чем автор видит разницу между жизнью листьев и иголок сосен и елей? (одни живут долгую, но однообразную жизнь, другие – яркую, но короткую) - Можно ли сравнить их жизнь с человеческой? (Да) Чем? (есть люди, которые живут долгую, но однообразную жизнь, не приносящую пользу окружающим, и наоборот). – Как вы думаете, какая жизнь лучше и почему? (жизнь листьев, лучше прожить ярко и красочно, чем бесцельно и тускло) - Можно ли утверждать, что это стихотворение исключительно о природе? (Нет, оно об отношении к жизни, о том, что можно назвать подлинной жизнью. Такие вопросы называют философскими. Значит, стихотворение не только пейзажное, но и философское. Ф.И. Тютчев вошёл в литературу именно как поэт-философ) - Как же поэт отвечает на вопрос о настоящих ценностях жизни?(Ничто не бывает напрасно. Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир радость, ценнее бесцветного вечного существования. По сути, человеческая жизнь тоже быстротечна.) -Чему же учит нас стихотворение “Листья”? (Не думать о том, как коротка жизнь, а стремиться наполнить её светом, не мириться с серостью каждого дня, а стремиться принести в мир красоту и добро) Нам остается только подобрать музыкальное сопровождение к фильму, которое отражает его основную мысль. Проанализируйте отрывок из песни «есть только миг» (автор), найдите сходства со стихотворением «Листья», и определите, подходит ли оно для финала нашего фильма. (седые пирамиды – сосны и ели в снегу, листья – звезда) (текст перед ними) Вот и подошла к концу работа нашей съемочной группы. Сейчас состоится премьера фильма «Листья». Внимание на экран. (показ фильма) А какой образ из стихотворения ближе вам? (лист или ветка сосны) Выберите и поднимите вверх нужную картинку. (показ) Спасибо. Мне было приятно с вами работать. Сдайте технологические карты, и карточки, они мне помогут оценить вашу работу на уроке.
|
|||
|