|
|||
Предмет: Экология. Тема: Экологические связи в системе «человек-общество-природа». Ребята, внимательно изучите материал данной темы. В тетради кратно запишите небольшой конспект (до 7 предложений).. Правильно. «Все в ваших руках!»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Предмет: Экология Класс: 10 Дата: 08.12
Тема: Экологические связи в системе «человек-общество-природа» Ребята, внимательно изучите материал данной темы. В тетради кратно запишите небольшой конспект (до 7 предложений). В начале урока, прочитайте одну притчу (думаю, она вам уже знакома): «Ученики решили проверить, насколько мудр их учитель. Они поймали бабочку и спрятали ее в ладошку и подошли к нему с вопросом. «Учитель живая или мертвая бабочка в моих ладонях?» – спросил ученик. А заранее они договорились, что если учитель скажет, что бабочка мертвая, то но раскроет ладони и бабочка вылетит живая и невредимая. А если он скажет, что бабочка живая, то ученик не заметно сомкнет ладошку и бабочка окажется мертвая. Что ответил им учитель? Правильно. «Все в ваших руках!» В подходах к анализу перспектив развития человеческого общества взаимодействие обнаруживается в трех парных связках: природа—человек, человек—общество, общество—природа. Именно это приводит к выводу о необходимости рассмотрения человека, природы и общества как единой системы взаимодействия, иначе говоря, системность есть обязательное условие изучения человека в природе и обществе. Сложившиеся не в пользу природы взаимоотношения между обществом и природой в настоящее время являются предметом усиленного изучения такими науками, как биоэкология и геоэкология. В результате в настоящее время собран огромный материал о фактическом состоянии воды, почв, атмосферы, а также животного и растительного мира в связи с хозяйственной деятельностью общества. Эти данные лежат в основе оценок реальной опасности существованию жизни и здоровью людей. Какая из этих трех связок является наиболее важной, основной, от которой зависит нормализация ситуации в целой системе? Первостепенное внимание следует уделить связкам человек—природа и человек—общество. Тогда получат более прочное обоснование направления совершенствования взаимоотношений в связке общество—природа. Действительно, каждый человек находится в этой системе. Человек одновременно является частью природы и частью общества. Природа также испытывает воздействие от каждого человека в отдельности и от общества в целом. Равноценны ли эти воздействия? Отнюдь нет. Воздействие общества в целом на природу (антропогенное воздействие) в неизмеримо большее число раз сильнее, чем воздействие одного человека на природу. И, соответственно, то же происходит и в обратном порядке. Природа на каждого отдельного человека влияет менее заметно, чем на общество в целом. В этом состоит один из парадоксов и причин экологического кризиса — недостаточная обратная связь на человека результатов воздействия общества на природу. Таким образом, глобальные экологические кризисы современности являются отражением сущностных свойств системы человек—природа—общество.
Для более подробного изучения данной проблемы, просмотрите видеоролик по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=-FRHixI7hik
Как могло случиться, что "человек, одержавший полную победу над природой, превратился в узника собственных творений, да еще с угрозой уничтожения самого себя" (Э. Фромм)? Ответ на этот вопрос требует рассмотрения двух аспектов глобальных проблем:
|
|||
|