![]()
|
|||||||
Современные формы работы по правовому воспитанию обучающихся и правовому просвещению родителей обучающихся»
Подготовила Теплова Любовь Николаевна педагог- психолог МБОУ «ООШ п.Пригородный» «Современные формы работы по правовому воспитанию обучающихся и правовому просвещению родителей обучающихся»
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, асоциальным поведением, насилием, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, уникальности каждого человека, неповторимости. С раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, желаниями, способностями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагога познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Все это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей. «Правовое воспитание учащихся и правовое просвещение родителей»- это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.д. - средства, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества. Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых знаний, при этом формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукоснительного соблюдения законов. Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности. Основными формами правового просвещения учащихся являются : · лекции по правовой тематике; · экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; · правовые беседы; · использование кино, телевидения; · диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; · обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас · правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним · наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и · журнальных статей, специальная литература, -видео и -аудиозаписи). Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности старшеклассники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений. Особенно серьёзно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, согласно, Конституции РФ, которые обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм. Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей. Преподаватели используют следующие формы работы по правовому воспитанию: v Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; прав ребенка и др. v Создание правовой игры "Обязан и имею право", "Воспитай в себе гражданина". v Организация мероприятий социальной направленности с участием подростков и молодежи, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия. v Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками. v Организация "дней открытых дверей" в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками. v Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др. v Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов. v Организация походов и поездок детей по историческим местам. v Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей, спартакиады "Быстрее, выше, сильнее". v Уроки толерантности «Толерантность – вызов времени» v Выставка творческих работ. v Уроки правовых знаний - "Детство без насилия", "Мои права и обязанности", "Имею право на права", "Конвенция ООН о правах ребенка". Цель уроков: правовое просвещение школьников; выработка умений противостоять жестокому обращению среди подростков и в семье. v Просмотр и обсуждение фильмов, слайд-фильмов "Наши права и обязанности”, “Твои правовой статус".
Тематические классные часы: · "Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних"; · "Счастлив тот, кто счастлив дома"; · "Право на имя"; · "Я ребенок, я имею право". Старшеклассники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как правонарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности. В библиотеке организуется выставка литературы по правовому просвещению, где школьники, родители, педагоги могут ознакомиться с новинками периодической печати, учебными пособиями, в которых освещается правовая тематика. 12 декабря в России отмечается День Конституции. Ребята могут поучаствовать в викторине "А что ты знаешь о Конституции?", пройти Всероссийский тест, на знание Конституции РФ. Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.
|
|||||||
|